Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования заключается в том, что в рыночной экономике конкуренция является одной из главных ее черт, поскольку именно конкуренция создает особые условия для хозяйствования рыночных субъектов, обеспечивая тем самым создание и условия для реализации новых товаров и услуг. Показателем важности конкуренции для современного рынка является тот факт, что на сегодня в большинстве стран разработаны и приняты законы, позволяющие защищать и поддерживать конкуренцию. При этом основой конкурентной экономики – конкурентоспособные компании и предприятия всех форм собственности и сфер деятельности. Известно, что одной из основных целей деятельности любого предприятия является победа в конкурентной борьбе. А для того, чтобы одерживать в конкурентной борьбе победу, конкурентоспособностью необходимо управлять, постоянно разрабатывать мероприятия, направленные на рост конкурентоспособности предприятия. Вышесказанное определяет актуальность темы, выбранной для исследования, делает интересной ее для изучения.
Проблема конкурентоспособности предприятий является одной из актуальных проблем современной экономики. По мнению Емельяненко И.С., конкурентоспособность предприятия «показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности клиентов и по эффективности производственной деятельности».
Недостаточно предложить к реализации качественные товары, необходимо правильно организовать их доставку к конечному потребителю. Конкурентоспособное предприятие розничной торговли наряду с конкурентоспособным товаром должно обеспечивать еще и эффективное продвижение товара на рынке в конкуренции с другими товарами.
Цель работы – разработать программу повышения конкурентоспособности продукта.
Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
изучить теоретические основы конкурентоспособности продукции предприятия;
провести анализ конкурентоспособности продукции.
Объект исследования – АО «Перекресток». Предмет исследования – система факторов, определяющих особенности управления конкурентоспособностью объекта исследования.
При написании работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, логический, общенаучный диалектический метод познания социальных явлений, сравнительный.
Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию системы конкурентоспособности предприятия.
Эмпирическая база исследования основана на использовании методических пособий по теме исследования, публикаций периодических печатных изданий, бухгалтерской и управленческой отчетности предприятия.
Научная и практическая актуальность работы заключается в том, что высокая конкурентность рынка розничных торговых сетей обусловливает необходимость для компаний, работающих на данном рынке, постоянно реализовывать меры по повышению своей конкурентоспособности.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции предприятия
1.1. Понятие, цели, задачи качества и конкурентоспособности
Конкурентоспособность-это термин, значение которого можно понять только при объективном сравнении основных факторов с аналогичными факторами, принимаемыми за основу. Конкурентоспособность может меняться в связи с изменением различных внешних факторов: условий реализации, спроса и предложения по конкретному продукту (сервису), соответствия нормативным требованиям страны [2; 371].
Чтобы понять свою конкурентоспособность в любой момент времени, компания должна проанализировать следующие параметры :
знать, сколько конкурентов доступно в выбранном сегменте рынка;
подробно рассмотреть продукцию конкурентов, узнать поставщиков и торговых точек;
изучить категории потенциальных потребителей, их желания и предпочтения;
выяснить, как привлечь контактную аудиторию (имидж компании в глазах общественности оказывает прямое влияние на результаты коммерческой деятельности);
сравнить свои возможности по каждому параметру проведенного анализа с деятельностью конкурентов.
Способность компании реализовывать и защищать свои конкретные преимущества зависит от успеха противостояния давлению конкурентов, действующих на рынке.
Цель анализа конкурентоспособности компании: реализовать и защитить свои права в развивающихся условиях. Для этого необходимо выяснить, какие преимущества - внешние и внутренние, с точки зрения конкуренции может достичь компания.
В условиях жесткой конкуренции между производителями основная задача торговых компаний - найти свое место на рынке. Для этого бизнесмен должен учитывать все атрибуты современного рынка.
Эффективность бизнеса и его конкурентоспособность обусловлены способностью эффективно использовать финансовый и трудовой потенциал, достижениями научно-технического прогресса, отдельно рассматриваемыми политическими, технологическими, экологическими и культурными особенностями рынка страны, что определяет актуальность темы статьи.
Проблема конкурентоспособности возникает в рыночных условиях, когда на рынок выходит несколько производителей аналогичной продукции, торговцы должны повышать конкурентоспособность своих личных вещей, чтобы закрепиться на рынке и получить доход. В современных условиях проблема повышения конкурентоспособности коммерческих предприятий приобретает все большее значение.
Экономический подход к повышению конкурентоспособности торговых предприятий предполагает два основных аспекта. Во-первых, это максимизация прибыли торговой компании в процессе ее работы. Второе-это желание реализовать только те расходы, которые позволяют получать доход или уменьшать расходы без снижения рентабельности. Кроме того, необходимо повысить конкурентоспособность за счет эффективного управления деятельностью компании. Подчеркивается актуальность данной статьи в том, что проблемы и методы повышения конкурентоспособности коммерческих предприятий недостаточно развиты[22; 105].
По словам Ю..Антипова, конкурентоспособность предприятия - сопряженная характеристика хозяйствующего субъекта на данном этапе в конкретной рыночной ситуации, отражающая преимущества перед конкурентами по последовательности показателей [3; 212].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434
2. Айдинова А. Т., Головко Е. С. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 371-373
3. Антипов Ю.В. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности фирмы // Научный журнал. – 2016. – №3 (89). – С. 212 – 221.
4. Баташева М. А., Баташева Э. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 355-358
5. Беззубова, Е. Н. Стратегии повышения конкурентоспособности как ключевой фактор успеха предприятия / Е. Н. Беззубова // Транспортное дело России. – 2016. – №2. – С. 70–73
6. Богданов, М. С. Обеспечение конкурентоспособности региональных торговых сетей по продаже продуктов питания: Автореферат / М. С. Багданов — Санкт-Петербург. — 2016. — 20 с.
7. Болотная, О. В. Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности предприятия в условиях кризиса / О. В. Болотная // Бизнес Информ. – 2016. – №5. – С. 333–337
8. Воловиков Б.П. Маркетинговые инструменты формирования концепции инновационного продукта // «Микроэкономика», №2, 2017. С. 45-56
9. Воронов, А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции // Журнал стандарты и качество. — 2016. — № 11. — С. 44–47
10. Говорова, Н Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – №4. – С. 25–37.
11. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации : учебное пособие / А. С. Головачев. – Минск : Вышэйная школа, 2016. – 320 с.
12. Денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компании: Монография / К.В. Ордов. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
13. Добрикова Т. С., Баутина О. Е. Конкурентоспособность предприятий хлебопекарной промышленности и направления её повышения на примере Ливенского хлебокомбината филиал ОАО «Орелоблхлеб» в г. Ливны // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 119-122
14. Емельяненко И.С. Маркетинговый аспект управления конкурентоспособностью предприятия розничной торговли: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Инна Сергеевна Емельяненко. – Ростов-на-Дону, 2015. – 26 с.
15. Емельяненко И.С. Повышение конкурентоспособности предприятий розничной торговли // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2016. – С. 72–75.
16. Инвестиции в человеческий капитал предприятия: Учебное пособие / Е.Н. Голованова, С.А. Лочан, Д.В. Хавин; Под общ. Ред. проф. Д.э.н. А.М. Асалиева – М.: ИНФРА-М, 2016. – 88 с.
17. Инновационный менеджмент. Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. – 2-e изд. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 176 с.
18. Клочков, В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности // Российский экономический журнал. — 2018. — № 6. — С. 74–78.
19. Кметь Е.Б. Маркетинговые коммуникации: теория, практика, управление: Учебник для магистрантов. – Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2016. – 171 с.
20. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): Уч. пос./В.М. Круглик, А.К. Александров и др.; Под общ. ред. В.М. Круглика - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2016.-285с.
21. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: Учебное пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2016. - 184 с.
22. Курбанова А. А. Современное состояние и проблемы развития кредитования малого и среднего бизнеса [Текст] / А. А. Курбанова // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2018. — С. 51-56.
23. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебное пособие / И. М. Лифиц. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 437 с.
24. Макализ Д. Экономика бизнеса: конкуренция, макростабильность и глобализация / Д. Макализ ; пер. с англ. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 695 с.
25. Маркетинг: Учебное пособие / А.В. Лукина. - 3-e изд., исп. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 240 с.
26. Марченко О.Г. Изменение научных концепций качества жизни в направлении здоровья населения территорий // Российский экономический журнал. – 2019. – №3. – С. 6.
27. Мелкумов Я. С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. – (Серия «Высшее образование»)/Мелкумов Я. С. ИНФРА-М, 2019. – 248 с.
28. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург :Издательство Уральского университета, 2019. – 194 с