Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российская прокуратура, будучи важным государственным институтом, прошла несколько непростых исторических этапов становления и развития. Несмотря на все сложности, прокуратура как государственный орган продолжает действовать в России на протяжении почти 300 лет, что позволяет говорить о необходимости и востребованности прокуратуры в системе российской государственной власти.
Сегодня изучение отдельных этапов становления и развития отечественной прокуратуры представляют большую научную значимость. Исследование истории формирования и развития прокуратуры поможет дать ответы на ряд вопросов: какова историческая роль данного государственного органа; насколько исторически важными являются функции, возложенные на данный государственный орган; какое место отведено прокуратуре в системе государственных органов в современной России.
Опираясь на исторический опыт деятельности прокуратуры можно оценить её роль и значение как государственного органа в России, предложить необходимые законодательные и организационные изменения для повышения эффективности работы данного государственного органа в современных российских реалиях.
В частности, сегодня актуальными остаются многие вопросы, а именно: каково место и структура прокуратуры в системе органов государственной власти, в каком направлении должна развиваться современная прокуратура, какие направления деятельности органов прокуратуры Российской Федерации необходимо сохранить, пересмотреть или, возможно, ликвидировать за ненадобностью.
Целью курсовой работы является определение системы и структуры органов прокуратуры в системе государственных органов, выявления основных тенденций и закономерности её развития и совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить правовые основы взаимодействия органов прокуратуры и органов законодательной власти РФ;
- исследовать понятие прокурорской системы и ее организационной структуры;
- проанализировать место и роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации;
- исследовать правовой статус органов прокуратуры на современном этапе.
Объектом исследования данной работы выступают общественные отношения, которые возникают при осуществлении надзорных функций органами прокуратуры и конституционно-правового положения органов прокуратуры на современном этапе развития государства и общества.
Предметом исследования будут являться нормы законодательства и доктрины права, которые регулируют статус прокуратуры, ее организацию и деятельность на территории Российской Федерации.
В курсовой работе были использованы сравнительно-правовой подход, исторический статистический, социологический, а так же комплексный анализ знаний. Анализировались нормативно-правовые источники, учебная и научная литература, публикации в периодических изданиях.
Такие авторы как Н.Т. Антипова, П.Н. Надин, А.В. Савельева, А.В. Спирин, З.Р. Якупов рассматривают прокуратуру Российской Федерации и её функции с разных позиций.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты органов прокуратуры
1.1 Правовые основы и принципы организации деятельности прокуратуры
Прокуратура России десятками лет функционирует на страже законности и обеспечения правопорядка. Она является настоящим гарантом защиты законных интересов граждан России. Несмотря на все общественные трансформации в жизни государства, прокуратура прошла свой путь, стойко и бдительно охраняя ее законодательную сферу. Официально день органов прокуратуры России был задекларирован в 1995 году.
Вся история данного органа насчитывает не одно столетие. Еще в далеком 1722 году Петр I издал императорский указ, в котором приказал основать при имеющемся сенате коллегию нескольких прокуроров. В данном же указе император определил обязанности этих служащих вести дела государства в качестве стряпчих .
В доктрине верно предусмотрено, что три ветви государственной власти необходимо дополнить средствами и инструментами сдерживания и контроля любой из них. В условиях России данную роль обязаны выполнять органы прокуратуры, которые уполномочены устанавливать и осуществлять меры по устранению всяких нарушений законодательства, невзирая на субъект нарушения.
Из положений Конституции РФ видно, что как государственный орган прокуратура не относится ни к одной ветви власти: законодательной, исполнительной, судебной. Главный Закон России устанавливает, что правосудие в государстве осуществляется непосредственно судом (ст. 118), а органы исполнительной власти на федеральном и региональном уровне, образуют одну систему исполнительной власти (ст. 77). Прокуратура, в свою очередь, не является контрольным органом по отношению к ветвям власти, а представляет собой самостоятельный централизованный федеральный орган .
Правовой надзор за соблюдением положений законодательства осуществляется органами прокуратуры. Данные органы представляют собой единую централизованную систему с полным подчинением Генеральному прокурору и нижестоящих вышестоящим прокурорам .
Необходимо отметить, что в России полномочия и компетенция прокуратуры имеют юридическую силу и распространяются на все вышеперечисленные ветви власти. Система органов прокуратуры служит уравнителем различных ветвей власти. В силу данного обстоятельства прокуратура обладает автономной и независимой структурой.
Таким образом, прокуратура, являясь органом государственного аппарата, призвана являться ключевым инструментом в, так называемой, системе «сдержек и противовесов» трех ветвей власти. Помимо этого, она обязана способствовать согласованности в действиях и скоординированности работы, а также обеспечить равную юридическую силу различных ветвей, чтобы не допустить произвола одной ветви власти в отношении другой. Разнообразие в способах и методах осуществления государственной власти определенными органами государства, ни в коем случае, не должно нарушать систему единство власти . Органы прокуратуры со своими задачами, полномочиями и функциями, осуществляя прокурорский надзор, обязаны обеспечивать это единство. В случае выявления противоречий между властями, органы прокуратуры обязаны своей деятельностью произвести действия разрушительного характера, в отношении порочных явлений.
Анализ принципов организации и деятельности органов прокуратуры показывает, что это предусмотренные в высшем нормативно-правовом акте России и в других правовых актах основные требования, выражающие государственное и политическое предназначение прокуратуры, устанавливает задачи, полномочия и компетенцию прокуроров, а также сущность и характер средств и методов по производству прокурорского надзора за точным, неукоснительным и единообразным исполнением всех законов в государстве.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022)
2. Конституция (Основной Закон) СССР: от 7 октября 1977 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm#21 (дата обращения 29.01.2022)
3. Кодекс административного судопроизводства: Федеральный закон от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Режим доступа к журн. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/
4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) Режим доступа к журн. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/
5. Путин оценил масштаб нарушений прав и свобод граждан России. Ведомости от 23 марта 2016 г. // Режим доступа к журн. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/03/23/634792-putinnarushenii-prav-svobod
Литература
6. Антипова Н.Т. Вопросы взаимодействия прокуратуры Российской Федерации с органами исполнительной власти // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2019. – № 1. – С. 144–149.
7. Бойков А. Д. Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990–1996 гг. М., 1997.
8. Бобров В. К. Прокурорский надзор. Учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 212 с.
9. Логанова О.В. Историко-правовой анализ влияния государственной власти на изменение правового статуса прокуратуры // Молодой учёный. – 2020. – № 42 (332). – С. 227–229.
10. Надин А.Н. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. – 2020. – № 6. – С. 93–105.
11. Организация работы в органах военной прокуратуры: учебное пособие / под ред. В. Г. Петрова, В. В. Ершова. - Москва: РГУП, 2018. - 227 с. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1194103 (дата обращения: 19.03.2022).
12. Паршунин Д.Ю. Правозащитная функция прокуратуры Российской Федерации // Закон и право. – 2020. – № 1. – С. 131–138.
13. Савельева А. В., Коваль Н. В., Карпов Н. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов. Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе. Курс лекций. Часть 1. — М.: Проспект, 2019. 184 с.
14. Средства прокурорской деятельности: проблемы теории и практики: монография / О.Н. Коршунова, В.В. Лавров, Е.Л. Никитин и др. Москва: РУСАЙНС, 2019. 268 с.
15. Спирин А.В. Об отдельных аспектах участия прокуратуры в правотворческой деятельности / А.В. Спирин // Юридическая техника.- 2022.- №16.- (дата обращения: 19.03.2022)
16. Шульженко Ю. Л. Конституционный статус прокуратуры Российской Федерации. М., 2019.
17. Якупов, З. Р. Роль прокуратуры в механизме государственной власти современной России / З. Р. Якупов. — Текст: непосредственный // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11641/ (дата обращения: 17.01.2023).