Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время одной из острых проблем современности является проблема самооценки. Особенно данная проблема ярко выражена в обществе подростков – есть личности с низкой самооценкой, а есть, наоборот, со слишком завышенной, что непосредственно влияет на формирование личности подростков. Ведь именно от самооценки зависит то, как подросток взаимодействует с обществом себе подобных, какая роль ему будет отведена в данном обществе.
Индивид по собственной природе считается частицей общества, и для него неотъемлемым значением обладает отношение остальных людей, оценка его способностей, качеств и внешнего вида. Однако и не менее для человека значима и самооценка, отношение к самому себе, которое формируется на протяжении всей жизнедеятельности. От уровня оценки собственных личных сильных сторон и слабых сторон зависит то место в общественной иерархии, которое человек занимает, а также уверенность в себе и степень социальной активности.
В психологии самооценка анализируется в качестве совокупности представлений индивида о себе, которое сформировалось на основании сопоставления себя с остальными людьми. Данные представления обладают довольно существенным значением в формировании образа собственного «Я».
Сознательно либо бессознательно, однако человек регулярно проводит сравнение себя с окружающими и оценивает с таких позиций, как «лучше», «хуже», либо «такой же, как и все». Прежде всего, оцениваются существенные, неотъемлемые для социума качества. Например, для молодого человека дворянского происхождения первой четверти девятнадцатого века было достаточно приемлемым рассуждать о том, лучше либо хуже он танцует мазурку в сравнении с остальными юношами. А для нынешнего молодого поколения данное качество потеряло собственную актуальность, в этой связи и не подвергается оценке.
Из этого исходит, что в основании самооценки располагаются общественно важные ценности, без которых невозможно осмысливать себя личностью, которая достойна уважения в текущем социуме и на данный момент.
Таким образом, актуальность исследования подтверждается значительным количеством научных работ по теме самооценки. Возможно выделить следующих учёных, которые занимались исследованием феномена самооценки: Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., Чеснокова И.И., Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Леонтьев А.Н., Авдеева Л.И., Рубинштейн С.Л., Белобрыкина О.А., Азимова Р.Н., Бернс Р., Шибутани Т., Джемс У., Маслова Е.А. и так далее.
Объект исследования – самооценка подростков.
Предмет исследования – роль самооценки в формировании личности подростков.
Цель работы – выявить роль самооценки в формировании личности подростков.
Гипотеза – самооценка имеет первостепенное значение в формировании личности подростков.
Задачи исследования:
1) представить современные подходы к изучению самооценки;
2) представить характеристику роли самооценки в формировании личности;
3) представить методику и схему исследования;
4) провести анализ полученных результатов;
5) описать тренинг развития самооценки для формирования личности подростков;
6) представить ожидаемые результаты по итогам проведения тренинга.
Методология – в эмпирической части исследования используется методика проведения тестирования – тест Овчаровой по самооценке.
Методы исследования – сбор, анализ, синтез полученной информации; анкетирование, обработка результатов анкетирования.
База выполнения работы – девятый класс (количество учеников – 28 человек) в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Пятьдесят седьмая школа».
Практическая значимость исследования – методика и результаты исследования могут быть апробированы при проведении аналогичного исследования, в том числе, при наиболее узких выборках (например, для девочек-подростков), либо при проведении исследований у иных возрастных групп (например, у молодых людей, которые являются абитуриентами).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: Автореферат канд. психол. наук. М., 2005.
2. Азимова Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. Известия АПАз ССР, 1969. № 3.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.
4. Барлас Т. В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я». — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 160 с.
5. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М., 1986.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4.
9. Брюхова Н.Г. Влияние психологических особенностей на развитие жизнестойкости личности взрослого человека / Жизнестойкость личности в условиях модернизации общества: ресурсы развития: материалы 3 международной научно-практической конференции // Отв. ред. Калинина Н.В., Седунова А.С. - Ульяновск, 2011.С. 121-124.
10. Брюхова Н.Г. Нравственное саморазвитие человека / European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 289-301.
11. Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. М.: Гос. науч. Изд- во «БСЭ», 1955. Т. 38., 321 с.
12. Доценко Е.Л.Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.- М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.
13. Джемс У. Психология. М., 1991.
14. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики.- М.: Педагогика, 2001. — 232 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
16. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: «Знание», 1976. - 64 с.
17. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: кн. для учителя начальных классов / В. С. Мухина - М.: Просвещение, 1986. - 143c.
18. Петровский А.В. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/Петровский А.В., Ярошевский М.Г. - 4-е изд.,стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 512 с.
19. Помванова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М., 2000. — 184 с.
20. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещеряковой Б.Г. М., 2001.
21. Психология подростка. Учебник./ Под ред. члена корреспондента РАО А. А. Реана — СПб.: «прайм- ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 480 с. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT, 2001. — 976 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.,1989.
23. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1978.
24. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977.
25. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара., 2003.
26. Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности. Электронный источник – URL: http://www.uroki.ru/met_ rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm (дата обращения: 19.03.2023)
27. Тест Овчаровой на самооценку. Электронный источник – URL: https://sch2026v.mskobr.ru/files/test_opredelenie_samoocenki_po_r_v_ovcharovoj.pdf (дата обращения: 19.03.2023)