Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В связи с интенсивным развитием цифровых технологий, инновационных подходов к обучению, технологий дистанционного обучения в последние десятилетия в система среднего общего образования как один из социальных институтов, находится в постоянном состоянии трансформации. На данном этапе развития общества одной из основных целей воспитательного процесса молодежи является развитие всесторонне развитой личности, обладающей не только широкими и глубокими знаниями, но и навыками в самостоятельности, активности и инициативности. Поэтому важным аспектом на современном этапе развития российской системы образования является его ориентация на подготовку обучающихся к познанию окружающего мира, ориентации в эпоху изменений. Данные тенденции отобразились в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОС HOO). В документе указано, что целью образования является общекультурное и личностное развитие обучающихся, обеспечивающее формирование значимой компетенции, как умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию, обретение личностных смыслов, а также развитие сознания. Примечательно, что образовательный стандарт ставит своей целью не достижение высокого уровня знаний, умений и навыков, а развитие личностных результатов, предусматривающих формирование внутренней позиции школьника, широкой мотивационной основой по отношению к учебной деятельности, осознание учащимися своих возможностей, которые позволяют достичь значимых результатов в учении, а также сформировать этические и нравственные чувства. Известно, что в качестве психологического фундамента развития личности, которая способна найти свое место в мире, выступает адекватная самооценка. Она предусматривает важнейшее личностное образование, обусловленное особенностями жизнедеятельности человека [16].
В период раннего действа начинает формирование самооценка личности. Параллельно с этим, у ребенка в данный период начинают зарождаться психические новообразования. Данные зачатки необходимы ребенку в будущем для выполнения разного вида деятельности, расширения социальных контактов, которые, в свою очередь, позволяют развиваться индивиду полноценно, в социуме [22].
1.1 Проблема социально-психологических свойств личности в современной психологии
Понятие «личность» является предметом исследования многочисленных психологов. В связи с данной вариативностью, выделить определенное понятие представляется довольно сложным. Данный термин возможно охарактеризовать в результате анализа научных источников по данной тематике. Рассмотрим основные подходы к изучению «личности» в современной психологи.
Категория «личность» занимает одно из основных позиций в современных научных трудах и в общественном пространстве. Большое количество научных и публицистических статей посвящено вопросу всестороннего развития личности ребенка. Психологи и педагоги разделяют данный процесс на несколько этапов в зависимости от возраста ребенка. Благодаря развитию понятия «личность» возникает возможность для формирования целостного и системного подходов к изучению психологических функций, состояний, свойств человека.
Различные исследователи рассматривают «личность» в совокупность определенных черт, которые включают в себя характерные способы поведения, мышления, чувств, реагирования и т.д. Период исследования психологами проблемы развития личности можно условно разделить на два этапа. Первый этап обозначим с начала 19 до середины 20 веков. Данный период в истории развития психологии ознаменован периодов становления классической психологической науки. Именно в данный период были написаны фундаментальные положения многих психологических теорий, в том числе развития личности человека. В этот же период были сформулированы первые направления для исследований в области личности индивида. Второй этап начался во второй половине 20 века. В это время проводились основные исследования, направленные на подтверждение или опровержение гипотез развития личности. На раннем этапе изучения данного явления «личность» психологи выделяли перечень прилагательных, которыми они охарактеризовали данное явление опытным путем. В рамках факторного анализа возникают более структурированные концепции: теории Р.Б. Кэттелла, Дж. Гилфорда и т.д. Гиппократ, как представитель теории типов, обозначил, что каждый индивид представляет собой определенный баланс различных основных элементов. Вслед за ним, В.Г. Шелдон утверждал, что типы тела тесно связаны с развитием личности. Данная теория является близкой к точке зрения К.Г. Юнга, который акцентировал внимание на роли экстраверсии и интроверсии в изучении теории личности [4].
В рамках бихевиоризма, личность человека определяется как результат взаимодействия среды и индивида, зависящий от положительных и отрицательных реакций окружающих на поступки человека.. В основе этого направления (Дж. Уотсон, И. Торндайк и др.) лежит теории научения, рассматривающая все поведение человека как жесткую схему «стимул-реакция», которая является основной единицей поведения[26].
Представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Франкл) акцентировали внимание на феноменологии. В рамках данного направления исследований личность определяется через субъективный психический опыт и стремления к самоактуализации. Гуманистическая психология определяет индивида как изначально активного, самоутверждающегося, способного к постоянному позитивному росту.
Кроме упомянутых подходов, необходимо вспомнить также гештальтизм (К. Левин, Ф. Перлз), теории социального научения (А. Бандура, Дж. Роттер), ситуационизм (В. Мишель), интеракционизм (Г. Мид, Ч. Кули) и другие, поскольку фактически ни одна научная психологическая школа не прошла мимо категории «личность».
В отечественной науке также многие исследователи занимались изучением свойств личности. Например, К.К. Платонов выделяет в структуре личности четыре подструктуры:
1) биологическая (включает в себя темперамент, возрастные, половые свойства психики);
2) психологическая (состоит из индивидуальных свойств отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (эмоций, воли, чувств, ощущений, мышления, памяти);
3) социальный опыт (знания, навыки, умения и привычки);
4) направленность личности (индивидуальное восприятие, желания, интересы, склонности, влечения, идеалы).
А.Н. Леонтьев отметил, что личность развивается в тесной связи с деятельностью. Главная идея заключается в том, что «личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается»[10].
С.Л. Рубинштейн определил личность как относительно поздний продукт общественно-исторического и культурного развития. Личность – это 3 единства:
1) что хочет человек, что имеет для него привлекательность, т.е. направленность личности;
2) что может человек, т.е. его способности и дарования;
3) что есть он сам
С точки зрения социологического подхода, личность представляется продуктом культурно-исторического развития (К. Маркс), а с позиции индивидуально-психологического подхода (И.П. Павлов, B.C. Мерлин, Б.М. Теплов и т.д.) личность складывается под влияние таких особенностей, как конституция, тип нервной системы и т.д [27].
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается, по мнению большинства специалистов, в следующем:
1) раскрытие механизмов социализации личности;
2) изучение ее социально-психологической структуры.
Согласно Г. Гартманну, составляющими понятия «адаптация» являются процессы, связанные с конфликтными и неконфликтными ситуациями. По мнению исследователя, существуют определенные отличия между понятием «адаптация» и «адаптированностью». В первом случае понимается процесс, во втором – результат данного процесса. Человеком с высоким уровнем адаптации психоаналитики считают того, кто испытывает радость от жизни, постоянно продуктивен и психически уравновешен в любой ситуации.
Социальная адаптация личности является предметом изучения многих
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атабиева З.А. Молодежный ресурс политической модернизации российского общества: социологический анализ: дис. … канд. соц. наук / З.А. Атабиева. – Пятигорск: 2010. – 181с.
2. Абакирова Т. П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности //Проблемы регуляции активности личности: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции.-Н.: НГПУ. – 2000. – С. 1.
3. Баева Л.В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей: монография [Текст] / Л.В. Баева. – Астрахань, 2008. – 218 с.
4. Бим-Бад Б.М. Из классной комнаты выходят и полководцы, и промышленники // Промышленник России. – М., 2011, № 9(130). С.54-57.
5. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пос. для студентов вузов. 2е изд., испр. М., 2004.
6. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ /К. Музыбаев // Журнал социологии и соц. антропологии. – 2004. – Т. 7, №1. – С. 175-189.
7. Зауторова Э. В. Ценностные ориентации личности как междисциплинарная категория //Russian Journal of Education and Psychology. – 2010. – №. 4. – С. 62-70.
8. Зайцева И.А. Семья — ценностная основа социальной адаптации // Начальная школа. 2014. № 11.
9. Иванова С.Ю. Изменение ценностной парадигмы современного российского общества в контексте социокультурных трансформаций // Социологическое исследование. – М. – 2009. - N 12. – C. 13-19.
10. Ильин В.В. Аксиология. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 216 с.
11. Крюкова Е.А. Природа педагогических средств в личностно развивающих педагогиче ских системах // Преподаватель. 1998. № 3.
12. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М., «Языки русской культуры», 1999.
13. Лапкин В.В., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. – М.: ИМЭМО РАН, 2005. – С. 3-8.
14. Лебединцев В.Б. Коллективные учебные за
15. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. URL: http://www.e reading.club/ chapter.php/128856/15/Lesgaft_ _Semeiinoe_vospitanie_rebenka_i_ego_znachenie.html (дaтa обращения: 09.10.2016).
16.Митрюшин С. А. Жизненные цели студенческой молодежи как регулятор социального поведения //Москва. – 2008.
17. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, В.О. Николаичева. М., 1994. 3. Сериков В.В. Образование и личность. Тео рия и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.
18. В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина/ Новейший философский словарь / под общ. ред. А.П. Ящеренко. – Изд.2-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 668 с.
19. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
20.Петрова Е. А. Жизненная стратегия как категория современной психологической науки //Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2014. – №. 1. – С. 44-48.
21.Сафиуллина Л. З., Зоткин Н. В. Проявление ценностных ориентаций личности на осознаваемом и неосознаваемом уровнях //Психологические исследования: сб. науч. тр. – 2007. – №. 4. – С. 155-162.
22. Судьина С.Б. Организация сетевой под держки становления нравственных ценностей младшего школьника // Начальная школа. 2014. № 12.
23. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 361 с.
24.Тышковский А. В., Ускова Д. Н., Филиппов А. В. Жизненные цели в системе социально-психологических регуляторов поведения современного студенчества //Вестник университета. – 2012. – №. 2. – С. 304-309.
25. Тышковский А.В. Ожидания индивида и профессиональный выбор. – М., 1998.
26.Ученье-тьма. // Промышленник России. – М., 2011, № 9(130). С.28-35.
27. Ушева Т.Ф. Организация рефлексивной де ятельности родителей // Начальная школа. 2015. № 6.
28. Ушева Т.Ф. Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы // Там же. 2011. № 11
29. Федосова И.В. Психологопедагогические основы формирования ценностных ориентаций в детском возрасте // Наука и Мир: Междуна родный научный журнал. 2014. № 9 (13).
30. Формирование личности, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность: методологические основы: учебное пособие / Балашов В.В., Ускова Д.Н., Быкова А.В. и др. – М., ГУУ, 2010.
31. Tajfel, H., Wilkes A. Classification and quantitative judgment // British Journal of Psychology. 1963. № 54. P. 101–114
32. Trafimow D., Triandis H.C., Goto S.G. Some tests of the distinction between private self and collective self // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. № 60. P. 649–655.