Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Здоровье населения является важным фактором социального, культурного и экономического развития государства и оказывает непосредственное влияние на все сферы общественной жизни. Процесс формирования и сохранения рабочей силы, повышающей коэффициент воспроизводства в экономике, напрямую зависит от состояния общественного здравоохранения и эффективности системы здравоохранения.
Право граждан на сохранение своего здоровья закреплено в Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации выделяют охрану общественного здоровья как важнейшую государственную задачу, главный приоритет своей деятельности и один из важнейших объектов социальной политики государства.
Система здравоохранения - это одна из сфер общества, которая предоставляет возможность для осуществления политических, экономических, научных, образовательных, терапевтических, профилактических, управленческих и организационных мер, направленных на реализацию права граждан на сохранение здоровья.
Факторы, препятствующие развитию здравоохранения как отрасли и не обеспечивающие в полной мере доступность медицинских услуг населению и поддержание уровня качества медицинской помощи, можно разделить на четыре основные группы: политические (формирование законодательной базы, лоббирование интересов здравоохранения в правительстве и администрации), финансовые и экономические (бюджет, средства правительства и правительства). обязательного и добровольного медицинского страхования и других источников), медицинские и организационно-управленческие услуги.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: изучить особенности функционирования органов управления здравоохранением, а также выявить проблемы в сфере системы здравоохранения и пути их решения.
Объект исследования: процесс организации управления системой здравоохранения.
Предмет исследования: система здравоохранения, ее структура и органы управления.
Задачи исследования:
1) проанализировать систему органов управления здравоохранением в РФ;
2) раскрыть понятие и основы организации управления здравоохранением;
3) изучить особенности практической реализации полномочий Государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
4) рассмотреть проблемы в функционировании системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и пути ее совершенствования.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы я использовал следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Исходная база данных. В качестве источников я использовал научные статьи, учебники, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РФ
1.1 Понятие и основы организации управления здравоохранением
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции Российская Федерация определяется как федеративное государство с республиканской формой правления . Все субъекты Российской Федерации равны и имеют собственное законодательство. В настоящее время многие государства обладают мощнейшим научным и производственным потенциалом в области биотехнологии, микробиологии, генной инженерии, включая ряд различных патогенов и биоагентов.
Научные достижения в области генетики, вирусологии и биотехнологии могут быть направлены не только на улучшение жизни населения, но и на использование в террористических целях с целью причинения смерти и пополнения запасов. Следует отметить, что случаи биотерроризма стали реальностью в прошлом веке. Самым сенсационным фактом применения биологического оружия стало то, что в 2001 году в США были отправлены почтовые конверты, зараженные возбудителями сибирской язвы. Информация о возбудителях сибирской язвы, отправленная по почте, вызвала обеспокоенность у многих американских граждан.
Современные угрозы, связанные с возможными биотеррористическими атаками, диктуют необходимость более активного обучения населения Российской Федерации основам борьбы с особо опасными инфекциями. Существующие проблемы в области национальной биобезопасности представляют собой сложную научную и практическую проблему, которая не имеет простого решения. Эти трудности во многом обусловлены наличием различных биологических агентов, которые обладают способностью быстро развиваться, вызывая тяжелые инфекционные заболевания, которые специалисты практической медицины иногда не могут быстро преодолеть традиционными методами .
Функционирование любой сферы жизнеобеспечения включает в себя определенную систему целей, функций, принципов, методов, средств и средств, методов управления и технологий, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают эффективное функционирование организации.
Реформа здравоохранения в настоящее время активно реализуется, включая совершенствование механизма управления на всех уровнях государственной власти. В мировую практику активно внедряются новые методы управления, которые являются неотъемлемой и особенно важной составляющей структуры механизма управления в целом.
Ключевыми факторами управления являются оптимизация бюджетных расходов и обеспечение доступности медицинских услуг с учетом их надлежащего качества. В свете усиливающихся в последнее время кризисных явлений в экономической и социальной сферах общества этот аспект имеет первостепенное значение для субъектов государственной и муниципальной власти, ответственных за эффективное управление системой здравоохранения на современном этапе.
Это изучение текущего состояния механизма управления здравоохранением на местах с целью выявления проблемных вопросов и обеспечения своевременной разработки управленческих решений, направленных на их устранение.
В соответствии с законодательством Российской Федерации система здравоохранения делится на три составляющие:
- государственная система;
- муниципальная система;
- частная система.
При этом платные услуги гражданину предлагаются повсеместно. На данный момент в поликлинике по месту жительства нет назначения нужного специалиста, так как прием осуществляется за месяц вперед, но он может принять гражданина в тот же день, но только за дополнительную плату. Врач отправляет своего пациента на консультацию в другое медицинское учреждение.
Можно констатировать, что сокращение больничных мест и увеличение числа амбулаторных и амбулаторных учреждений влияют на реализацию права граждан на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Всего за 4 года количество больничных организаций сократилось
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-фз «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.2003 № 58-фз «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-фз «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС КонсультантПлюс.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // СПС КонсультантПлюс.
7. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26.04.2005г. № 385 «Об организации работы по СГМ» // СПС КонсультантПлюс.
8. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.10.2005 г. №751 «Об утверждении Временного регламента взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
9. Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 года № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок» // СПС КонсультантПлюс.
10. «Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 г. Москва // СПС КонсультантПлюс.
11. МР 5.1.2132 – 06 «Методика составления ведомственных целевых программ Роспотребнадзора и расчетов затрат на их реализацию». - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2006.- 38с.
12. МР 5.1.2134 – 06 «Современные методы расчета затрат при переходе органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат». - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2006.- 29с.
Основная литература:
13. Алехин, А.П. Административное право России. Общая часть : учебник для вузов / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. — 4-е изд. — М.: Зерцало-М, 2018. - 480 c. - ISBN 978-5-94373-420-5. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/78877.html.
14. Алехин, А.П. Административное право России. Особенная часть : учебник для вузов / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. — 4-е изд. — М. : Зерцало-М, 2018. — 272 c. — ISBN 978-5-94373-421-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/78878.html.
15. Беляев Е.Н., Подунова Л.Г. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба России в условиях реформирования //Материалы международного симпозиума «Муниципальное здоровье: история и современность». - М., 2006. - С. 131-133.
Дополнительная литература:
16. Административное право Российской Федерации: практикум / А.А. Демин, А.П. Алехин, Д.Н. Кордик [и др.] ; под редакцией А. П. Алехин. — М.: Зерцало-М, 2015. — 256 c. — ISBN 978-5-94373-315-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/52226.html.
17. Беляев Е. Н., Подунова Л. Г. Развитие Государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации.- М.: ЗНиСО, 2002.- №8.- С. 1-4.
18. Беляев Е.Н., Куценко Г.И., Мельникова Л.С., Волков С.Д., Подольский В.М. Санитарное законодательство Российской Федерации в новых условиях деятельности//Санитарно- эпидемиологическая служба Российской федерации в условиях реформирования / под ред. Г.И. Куценко, Е.Н. Беляева.- М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2001. - С. 42-74.
19. Большаков А.М., Маймулов В.Г. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека // Общая гигиена: учебное пособие /под ред. А. М. Большакова, В. Г. Маймулова. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006. - С. 12-51.
20. Давыдова, Н.Ю. Административное право: учебное пособие / Н.Ю. Давыдова, И.С. Черепова. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 168 c. — ISBN 978-5-4486-0205-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71000.html.Авалиани С.Л., Ревич Б.А., Захаров В.М. Мониторинг здоровья человека и здоровья среды (Региональная экологическая политика). – Центр экологической политики России. – М., 2001.- 76с.
21. Иваненко А.В., и др. Система санитарно-эпидемиологической оценки риска деятельности, представляющей потенциальную опасность для населения// Информационный бюллетень «Здоровье населения и среда обитания».- М.: ЗНиСО, 2005.- № 11.- С. 1-5.
22. Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению: Учебное пособие./под. Ред. В.З. Кучеренко – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010. – 464 с.
23. Куценко Г.И., Беляев Е.Н., Шестопалов Н.В. Организационное построение госсанэпидслужбы на современном этапе. Санитарно- эпидемиологическая служба Российской федерации в условиях реформирования. Москва, 2001 г., 125 с.
24. Куценко Г.И., Полесский В.А., Петручук О.Е., Подольский В.М. Правовое обеспечение федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в профилактике рисков общественному здоровью// Общественное здоровье и профилактика заболеваний.- М., 2006. - № 2. – С. 23.
25. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение // Учебник – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.
26. Овсянникова, Э.А. Административное право: учебное пособие / Э.А. Овсянникова. — Тула: Институт законоведения и управления ВПА, 2018. - 109 c. - ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/80634.html.
27. Онищенко Г. Г. Социально- гигиенический мониторинг в Российской Федерации: проблемы и задачи/ Гигиена и санитария. – М., 2006.- № 6.- С. 3 - 7.
28. Оценка эффективности и качества деятельности специалистов учреждений госсанэпиднадзора в современных условиях /Г. И. Куценко, Е. Н. Беляев, О. Е. Петручук. 2001, 319 с.
29. Румянцев Г.И., Куценко Г.И., Полесский В.А. Законодательное и правовое обеспечение надзорной деятельности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека // Гигиена и Санитария. - М., 2007. -№ 1. - С. 3-7.
30. Шестопалов Н.В. Вопросы проведения СГМ, его роль в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека // Информационный бюллетень «Здоровье населения и среда обитания». - М.: ЗНиСО, 2006.- №10.- С. 1- 10.
Интернет-ресурсы
31. Официальные периодические издания: электрон, путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2018-2023. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html.