Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
РФ и ЕС традиционно являлись важными стратегическими партнерами. В то же время, ЕС осуществляет активную политику расширения своего пространства, жестко противодействуя России в отстаивании ее национальных интересов. В частности, ЕС осуществляет санкционную политику в отношении России, на что РФ отвечает контрсанкциями. События на востоке Украины и возвращение Крыма в состав России стало одним из ключевых событий в современных международных отношениях. Оно не только показало изменившуюся роль Российской Федерации как мировой державы, но и особенности формирования нового мирового порядка, в котором западным странам определяется относительно меньшая роль, чем было ранее. Расширение ЕС, как и расширение НАТО, послужило толчком к пересмотру отношений между Россией и Западом.
В этой связи представляет интерес анализ процессов расширения ЕС, реакции на эти события в России, анализ современного состояния, проблем и перспектив развития отношений между ЕС и РФ с учетом динамики международных процессов и продолжения формирования новой системы международных отношений.
1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
1.1 Процесс расширения ЕС
Европейский Союз, основу которого заложили шесть стран, создав Европейское объединение угля и стали и Европейское экономическое сообщество, прошел ряд последовательных процессов расширения и углубления и превратился в организацию, включающую 27 государств-членов, проводящую единую политику во многих областях. В этом процессе ЕС стал гораздо более сильным союзом в политическом, экономическом и геополитическом плане за счет включения в него новых государств-членов, каждое из которых имеет различную природу, и тем самым повысил свою эффективность в международной системе.
Исторически политика расширения часто упоминается в ЕС как наиболее важный и наиболее успешный внешнеполитический инструмент, как с точки зрения распространения влияния ЕС, так и с точки зрения того, что она играет важную роль во внутренней трансформации ЕС.
Политика расширения ЕС, параллельно с процессом углубления Союза, приняла свою нынешнюю форму, видоизменяясь с каждой новой волной расширения. В частности, последнее расширение стало ведущим шагом политики расширения к ее нынешнему положению и институционализации принципа «обусловленности». Условность присоединения можно кратко определить как сумму обязательств, которые страны, подающие заявку на вступление в ЕС, должны взять на себя до своего присоединения.
Критерии, определенные на Копенгагенском Европейском саммите в 1993 г., известные как «Копенгагенские критерии», служат основным руководством для стран, желающих стать членами Союза. ЕС принимает решение о начале переговоров со странами-кандидатами только в том случае, если они выполняют требования, известные также как Копенгагенские «политические» критерии; включая демократию, верховенство закона, права человека и наличие институтов, гарантирующих права меньшинств [2].
С другой стороны, на Мадридском саммите, состоявшемся 15-16 декабря 1995 г., было заявлено, что государства-кандидаты в Союз несут ответственность не только за перенос законодательства ЕС в свое внутреннее право, но и за установление административного и правовые структуры, отвечающие за реализацию гармонизированного ими законодательства, и это было представлено в качестве нового условия присоединения. Это условие, называемое критериями административной дееспособности, также называют Мадридскими критериями.
В дополнение к Копенгагенским критериям и Мадридским критериям в Повестке дня на 2000 год установление добрососедских отношений было представлено в качестве условия присоединения. Соответственно, все страны-кандидаты должны решить пограничные споры между собой и с третьими странами до вступления в Союз и при необходимости обратиться в Международный суд [3].
Кроме того, с началом переговоров между Хорватией и ЕС Европейская комиссия начала вводить «технические критерии» для открытия переговоров, известных как «главы», каждая из которых представляет различные области политики ЕС. Процедуры передачи начальных и конечных контрольных показателей странам-кандидатам и оценки того, были ли они выполнены, также были важным шагом для принятия процесса присоединения в его нынешнем виде.
ЕС не только предоставил странам-кандидатам условия, выполнения которых он ожидает от них до вступления, но систематически руководил и оценивал работу, которую страны-кандидаты должны были выполнить для выполнения условий членства.
5 февраля 2020 года Европейская комиссия представила Коммюнике на тему «Ускорение процесса вступления — заслуживающая доверия перспектива ЕС для Западных Балкан» и внесла важные методологические изменения в политику расширения. Эти методологические изменения в основном касаются процесса присоединения Северной Македонии и Албании, но, если они захотят, Сербия и Черногория также могут быть частью этого нового процесса. Предложения Комиссии принимаются государствами-членами 25 марта 2020 года Советом по общим вопросам ЕС. Кроме того, 15 мая 2020 года Черногория объявила, что согласилась стать частью нового процесса.
Процесс расширения в основном можно разделить на 6 периодов. Первое расширение (Великобритания, Ирландия, Дания) произошло в 1973 г. Великобритания, Ирландия и Дания подали заявки на членство в ЕС в 1961 году. В то время как другие страны, кроме Франции, положительно отнеслись к присоединению Великобритании, президент Франции Шарль де Голль выступил против этого членства на том основании, что Великобритания сильно отличалась от континентальной Европы, страдала от экономических трудностей, зависела от Соединенных Штатов в военном и дипломатическом отношении, а значит, помешала бы развитию Союза. Великобритания повторно подала заявку в 1967 году и снова не была принята по тем же причинам. Процесс расширения этих стран начался после ухода де Голля с поста президента Франции в 1969 г. и завершился 1 января 1973 г. с присоединением к ЕС [10].
Второе расширение (Греция) состоялось в 1981 г. Отношения с Грецией, которая подписала Соглашение об ассоциации с ЕС в 1961 году, были приостановлены, когда военная хунта захватила власть в 1967 году. Греция стала демократическим правительством после того, как военная хунта передала власть гражданским лицам в 1974 году и подала заявку на полноправное членство в ЕС в 1975 году. В ЕС заявление было встречено опасениями, что Греция не готова стать членом как политически, так и экономически и не разделяет общих ценностей с другими государствами-членами. После шестилетнего переговорного процесса государства-члены начали утверждать, что вместо того, чтобы исключать Грецию, ее демократизация и экономическое развитие могут быть более эффективно достигнуты в рамках Союза, и Греция стала членом ЕС 1 января 1981 года.
Третье расширение, также известное как Пиренейское расширение, произошло, когда Испания и Португалия присоединились к ЕС 1 января 1986 года. Когда эти две страны подали заявку на членство, было много дискуссий о том, будут ли они приняты в члены из-за различия в политическом и экономическом развитии между ними и Союзом. Обеспокоенность тем, что Испания и Португалия могут создать экономическую нагрузку на государства-члены как с точки зрения сельского хозяйства, так и с точки зрения свободного передвижения рабочей силы, долгое время занимала повестку дня ЕС; однако геополитическое значение Средиземноморья для ЕС и успех проводившейся в то время политики расширения помогли преодолеть все эти дискуссии.
Четвертое расширение (Австрия, Финляндия, Швеция) состоялось в 1995 г. Четвертое расширение ЕС тесно связано с окончанием холодной войны. Австрия, Финляндия и Швеция, придерживавшиеся нейтралитета во время войны, решили присоединиться к ЕС, когда холодная война закончилась. Этот процесс расширения прошел гладко, поскольку эти страны были культурно частью Европы и установили тесные экономические связи с Европейским сообществом еще до выдвижения своей кандидатуры. Австрия, Финляндия и Швеция стали членами ЕС 1 января 1995 года [9].
Пятое расширение (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта, кипрско-греческая администрация Южного Кипра) состоялось в 2004 г. Затем в 2007 г. присоединились Румыния, Болгария.
Окончание холодной войны стало настоящим поворотным моментом для европейского континента. Страны Центральной и Восточной Европы, а также Мальта и греческая администрация Южного Кипра подали заявки на членство в ЕС. Однако процесс пятого расширения, сильно отличающийся от предыдущих расширений как по качеству, так и по количеству стран-кандидатов, а также по глубине европейской интеграции, оказался весьма болезненным как для стран-кандидатов, так и для ЕС [2].
Страны, которые подали заявку на членство в этом процессе расширения, реорганизуют почти все сферы общественной жизни в рамках Копенгагенских критериев членства, как упоминалось выше. ЕС осуществил процесс расширения гораздо более комплексно, чем другие расширения со своими собственными механизмами руководства и контроля.