Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Планирование производства продукции и услуг – это процесс сбора данных об ожидаемом производстве готовой продукции в стоимостном и количественном выражении в рамках единой программы. Планирование производства и продаж относится к коммерческой деятельности компании.
Оно определяет ожидаемые объемы производства и услуг на основе контрактов с клиентами и собственных потребностей организации, а также учитывает стратегическое развитие бизнеса.
Если организация находится на ранней стадии, бизнес-план должен включать прогнозы по продукции, основанные на маркетинговых исследованиях. Сюда входят данные о количестве и типе продукции, которую планируется производить, а также средства для достижения поставленных целей-оборудование, материалы и человеческие ресурсы. Для того чтобы инвестировать в проект, производство должно быть тщательно спланировано.
1. Теоретические основы планирования производства
продукции и услуг
Планирование производства определяет общее направление будущего роста всех подразделений предприятия или организации, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также основные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством. Планирование производства, товаров и услуг должно удовлетворять конкретные потребности покупателей, клиентов и потребителей и тесно связано с формулированием общей стратегии предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособных товаров, организацией их производства и продажи, а также выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.
1.1. Порядок планирования на производстве
Производственные планы составляются для существующих промышленных предприятий на основе договоров с клиентами, планов государственных закупок и среднегодовых объемов производства. Они также основываются на анализе потребностей рынка и спроса на продукцию. В разработке планов производства и обслуживания участвуют следующие отделы.
Отделы производства и сбыта определяют наименование, количество и сроки продаж. Они реализуют планы производства и продаж.
Задача бюджетного отдела - определить затраты на материалы, труд, энергию, топливо, накладные расходы и общие административные расходы. Он устанавливает цены на новую продукцию.
Задача отдела кадров – рассчитать количество машино-часов, необходимых для выполнения всех работ, и проанализировать адекватность трудовых ресурсов рассчитанному объему производства.
Технический отдел анализирует пригодность основных фондов, систем и оборудования компании для ожидаемого выполнения всех операций по производству продукции, работ и услуг и устанавливает нормы затрат.
Служба логистики проверяет поставки и закупки товаров, материалов и запасных частей и определяет цены на них.
Для расчета операций используются методы на основе заказов, на основе затрат и на основе стандартов.
1.2. Основные правила и виды планирования
Основной целью производственных компаний является получение высокой прибыли при минимально возможных затратах. Для того чтобы сохранить рентабельность, при прогнозных расчетах необходимо соблюдать следующие принципы.
Принцип систематизации. Для бесперебойной работы все службы внутри компании должны быть связаны и взаимоувязаны общей целью.
Принцип окупаемости. Все затраты и издержки производства должны быть покрыты доходами при постоянной норме прибыли. Для этого используется метод балансирования.
Принцип гибкости. Когда факторы производства меняются, предприятия должны иметь возможность реорганизоваться в соответствии с требованиями.
Принцип постоянства. Работа по планированию ведется непрерывно на протяжении всего жизненного цикла предприятия.
1.3. Основные показатели плана производства
Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей. Наиболее важными из них в условиях свободного рынка являются спрос и производство, предложение и производственная мощность предприятий, себестоимость и цена продукции, потребность в ресурсах и инвестициях, объем продаж и общий доход.
Спрос - это количество товаров, которые потребители готовы и способны приобрести по преобладающим рыночным ценам в течение определенного периода времени. Для компании или фирмы спрос также определяет количество продукции, которое может быть продано на рынке в данный момент времени и, следовательно, должно быть произведено в течение планового периода. Чтобы показатели спроса были экономически значимыми при планировании, они должны относиться к определенному периоду времени (например, дни, недели, месяцы, кварталы, годы). Поэтому показатели спроса, необходимые для планирования соответствующих объемов производства и продаж, должны различаться на годовые, квартальные, месячные и т.д. Основное свойство спроса, которому учит рыночная экономика, заключается в том, что при неизменности всех остальных параметров падение цены на товар приведет к увеличению величины спроса. Именно поэтому существует обратная, или отрицательная, зависимость между цепой и величиной спроса, известная как экономический закон спроса, или кривая спроса.
Предложение можно определить как меру различных количеств данного товара, которые производитель готов и способен произвести и продать на рынке по каждой определенной цене в течение определенного периода времени. Предложение показывает, как много или как мало данного продукта будет продано на рынке по различным ценам при неизменности всех остальных факторов. Если цены растут, масштаб предложения также увеличивается; если цены падают, предложение, соответственно, уменьшается. Закон предложения, или кривая предложения, показывает, что производители готовы производить и продавать больше товаров по более высоким ценам и продавать меньше товаров по более низким ценам. Равновесие между количеством и ценой достигается в точке, где кривая спроса пересекает кривую предложения (точка равновесия). Таким образом, при равновесной цене планы производителей и потребителей по производству и покупке товаров совпадают.
Равновесие определяется как количество товара, которое покупатели готовы купить, а производители готовы предоставить по соответствующей рыночной цене, действующей в данный момент времени. Когда цена достигает равновесного значения, количество товара определяется таким образом, чтобы он был свободно доступен для всех потребителей, желающих купить его по рыночной цене. В то же время производители, желающие продать товар или услугу по определенной цене, также могут легко найти покупателей на это благо. Таким образом, точка равновесия отражает тот факт, что планы производителей на товары и спрос потребителей совпадают при существующих ценах и соответствующих количествах произведенных и проданных товаров и услуг.
1.4. Документы, разрабатываемые при планировании
Производственные планы обычно представляют собой электронные таблицы, созданные в Excel, и содержат такие данные, как название продукта, наименование, краткие технические характеристики, количество единиц продукции, предполагаемая дата производства и отгрузки, стоимость единицы продукции и общее количество, код клиента и т.д.
Для компаний, имеющих рынки за рубежом, суммы часто выражаются в рублях или условных единицах. Помимо планирования, бюджетный отдел готовит смету затрат на производство продукции по следующим показателям.
Основные затраты: затраты, непосредственно связанные с производством продукции, такие как сырье, материалы, энергоресурсы, заработная плата, оклады и др.
Косвенные затраты: затраты, не связанные напрямую с производственным процессом, такие как эксплуатационные материалы, затраты на ремонт, заработная плата технического персонала и др.
Общие и административные расходы и расходы на реализацию продукции.
Также в смете указываются планируемые затраты на единицу продукции и общие объемы, а также прогнозируемый объем продаж и прибыль от продаж. Обычно разрабатывается утвержденный годовой производственный план и ежемесячно выполняется план по состоянию или оперативный план.
Стратегия и тактика.
Этот пункт необходимо разбить на части, чтобы более подробно рассмотреть структуру процесса. Это два типа программ, которые служат определенной цели: первый должен осуществляться в соответствии с выбранным организацией направлением, объемом производства товаров, рабочей силой и планом продаж. Важно, чтобы стратегия планирования производства основывалась на долгосрочных прогнозах.
Для достижения целей, поставленных на первом этапе, необходимо опираться на тактику. Производственный план должен содержать подробную информацию о ситуации в компании. В частности, о наличии сырья, количестве сотрудников и транспортных средств, имеющихся в распоряжении предприятия. Кроме того, должны быть указаны меры, которые необходимо предпринять, и сроки их выполнения. Кроме того, в качестве приложения приводится информация о затратах на единицу продукции.
Каковы основные методы планирования производственных ресурсов и какие факторы при этом учитываются?
Существует несколько методов. Один из них – балансовый метод. Его суть заключается в сопоставлении потребностей и возможностей компании. При этом учитывается количество сотрудников, наличие материалов, оборудования и финансов. Если компания не находится в равновесии, эксперт ищет пути достижения баланса. Такой подход позволяет руководству оценить уровень компетенции организации, то, как она будет развиваться в будущем и насколько она будет использоваться. Он также позволяет им следить за рынком. Для этого составляются производственные планы.
Второй метод, который хорошо зарекомендовал себя, – это технологическое планирование. С его помощью рассчитывается экономическая эффективность предприятия, возможность привлечения инвестиций и возможность выпуска ценных бумаг. Стоит включить в документ подробную информацию и указать дату начала, ход и объем работ.
Этот подход основан на использовании системы групповых норм:
- уровень необходимых трудовых затрат;
- оборотные ресурсы;
- качество товаров и так далее.
Другим распространенным подходом к планированию производства является подход аналитической калькуляции затрат, который предполагает оценку состояния предприятия на 360 градусов за выбранный период с учетом возможных изменений и факторов, которые могут оказать влияние.
Последовательность действий
1.5. Расчет производственной мощности предприятия
Перед планированием производства необходимо рассчитать производственную мощность, то есть способность производить наибольший годовой объем продукции при полном покрытии всех основных фондов и рабочей силы. В этом расчете учитывается расширение ассортимента продукции.
Формула для расчета производственной мощности выглядит следующим образом:
Mпр = Поб + Фф,
где Поб – производительность труда в единицу времени,
Фф – фактическое количество трудочасов.
В данном расчете необходимо учитывать срок полезного использования оборудования, поступление нового оборудования, вынужденные остановки, ремонты и т.д.
Производственная мощность может измеряться в штуках, килограммах, часах в случае услуг или других единицах. Она может быть классифицирована на следующие типы.
Теоретическая – при идеальных условиях, когда все оборудование и персонал на предприятии работают на полную мощность.
Практический – когда максимальная производительность обеспечивается необходимым временем простоя оборудования.
Нормальный – разрабатывается с учетом ремонтов и отклонений в работе, которые являются среднегодовыми. Обычно используется при планировании.
При планировании необходимо учитывать следующие факторы.
Продукция, которая была отгружена клиентам, но за которую не была произведена оплата.
2. Планирование производства продукции на ООО «АЗОТТЕХ»
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «АЗОТТЕХ»
Общество с ограниченной ответственностью «АЗОТТЕХ» зарегистрировано 26.03.2008 г. в Пермском крае г. Березники, ул. Химиков, 7.
Краткое наименование: АЗОТТЕХ.
При регистрации организации присвоен ОГРН 1085911000801, ИНН 5911055740 и КПП 591101001.
Генеральным директором организации является Тихонов Виталий Александрович.
Учредители компании Акционерное общество «Минерально-Химическая компания «ЕВРОХИМ», Тихонов Виталий Александрович.
Среднесписочная численность (ССЧ) работников организации на сегодня составляет 226 человек.
В соответствии с данными ЕГРЮЛ, основной вид деятельности компании АЗОТТЕХ по ОКВЭД: 20.51 Производство взрывчатых веществ. Общее количество направлений деятельности – 58.
2.2. Производство АЗОТТЕХ
АЗОТТЕХ был основан в 2008 году на базе АЗОТ, Березники, УРАЛХИМ; с января 2019 года АЗОТТЕХ входит в группу компаний ЕвроХим - это один из мировых лидеров в производстве и торговле удобрениями.
Сегодня "АЗОТТЕХ", безусловно, является одной из ведущих российских компаний на рынках буровзрывных работ, специализированного бурового оборудования, технологий изготовления, транспортировки и засыпки взрывчатых веществ для горных работ, современной маркшейдерско-геодезической деятельности, использования БПЛА. Они обладают всеми необходимыми лицензиями и разрешениями для полного выполнения EPC-контрактов, начиная с геодезических и проектных работ и заканчивая строительством, монтажом и вводом в эксплуатацию. Конкурентное преимущество компании заключается в том, что она производит собственные взрывчатые вещества, включая оборудование для смешивания и наполнения и эмульсионные установки. Компания имеет обособленные подразделения в Москве, Иркутской области и Магаданской области.
За более чем 15 лет производства компания добилась устойчивого роста благодаря детальному изучению потребностей рынка и этичным методам ведения бизнеса. Мы гордимся тем, что являемся надежными, компетентными и ответственными, каждый день смело движемся вперед, совершенствуя свои навыки и превращая их в новые достижения.
Но быть на вершине и создавать ценность для наших клиентов - это не то, что мы можем сделать в одиночку. Большую роль в нашем успехе играет профессиональная, развивающаяся команда, которая поддерживает инновационный дух внутри компании.
Вместе у нас есть четкая общая миссия: предоставлять инновационные услуги и продукты для горнодобывающей промышленности, помогать нашим клиентам решать их производственные задачи и превратить наш прогресс в инструмент развития общества в целом.
Компания AZOTTEH уже 15 лет совершенствует решения для бурения и взрывных работ в горнодобывающей промышленности, а смесительно-заливочные машины AzOTTEX (SZM) отвечают всем требованиям безопасности и стандартам качества. На основании спецификаций заказчиков мы производим специальное оборудование, отдельные узлы и агрегаты на собственной производственной площадке в Перми. Одним из основных направлений нашей деятельности является проектирование и строительство комплексов для производства всех сложных промышленных взрывчатых веществ и их компонентов в соответствии с техническим заданием. Современная геодезия и топография, то есть комплексные работы в области геодезии и топографии, основанные на экспертных знаниях, многолетнем опыте и передовых технологиях. Высококачественные взрывчатые вещества - основа успешного проведения взрывных работ. Мы не просто поставляем взрывчатые вещества, мы их производим и используем в своей работе, поэтому наши клиенты могут быть уверены в их качестве. Мы предлагаем полный ассортимент промышленных взрывчатых веществ, от простых химикатов до полуфабрикатов.
2.3. Экономическая характеристика компании «АЗОТТЕХ»
Для планирования производственной деятельности необходимо учитывать затраты на производство и реализацию продукции. Для этого необходимы исходные данные, приведенные в Приложении.
Имея исходные данные, можно исследовать все факторы производства и реализации блоков и брусчатки. На основе полученных данных можно охарактеризовать изменения в динамике каждого фактора и сделать прогнозы.
Сначала рассмотрим состав и структуру основных производственных фондов (табл. 2.1).
Вывод: фондовооруженность, энергообеспеченность и фондоотдача возрастают с каждым годом. Фондовооруженность с 1999 по 2001 год увеличилась на 4865,2 руб., энергообеспеченность – на 0,24 л.с., фондоотдача – на 0,29 руб. В то время как фондоемкость уменьшается на 0,16 руб., вслед за фондоемкостью уменьшается и норма прибыли – на 1,2%.
Чтобы точно определить за счет чего снижается норма прибыли, нужно просчитать показатели экономической эффективности использования основных средств (таблица 2.3.), так как норма прибыли может уменьшаться из-за неправильного или нерационального использования основных средств.
Вывод: компания АЗОТТЕХ не полностью обеспечена трудовыми ресурсами, т.к. с каждым годом численность работников уменьшается, однако, степень использования рабочего времени повышается, исключая 2020 год, когда она снизилась на 4%. Следовательно, рабочее время используется рационально, что повышает степень производства.
Из предыдущей таблицы видно, что повысилась производительность труда, но чтобы определить за счет чего это произошло и в какие сроки, надо расчитать следующие показатели (таблица 2.5.)
Вывод: производство валовой продукции сильно уменьшилось, за 3 года оно составило уменьшение на 2476000 руб., в то время как оплата труда повысилась на 376000 руб., при этом за 3 года оплата труда одного работника увеличилась на 4594 руб., а у основного производственного персонала оплата труда возросла на 5494 руб.
Исходя из расчетов, оплата труда должна была уменьшиться, т.к. снизилось производство. Что же повлияло на увеличение оплаты труда и уменьшение производства валовой продукции? Для этого надо рассмотреть результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятия (таблица 2.6.)
3. Современное состояние планирования производственной деятельности компании АЗОТТЕХ
3.1. Оценка возможных рисков
В сегодняшних быстро меняющихся экономических условиях, когда никто не застрахован от неожиданных неудач в бизнесе, необходимо учитывать элемент риска.
Коммерческий риск.
Во-первых, необходимо учитывать потенциальный риск банкротства клиента. Во-вторых, риск снижения спроса или интереса к продукту (вследствие каких-либо внешних факторов). В-третьих, риск того, что могут появиться совершенно новые и более экономичные материалы. В-четвертых, риск банкротства основного поставщика. В этом случае нам потребуется время и дополнительные средства для поиска нового поставщика. В-пятых, риск доставки наших строительных блоков и брусчатки конечному потребителю, то есть транспортный риск.
Политический риск.
Этот вид риска относится к риску забастовок (войн) во время производства товара и его транспортировки к потребителю.
Меры по снижению риска включают тщательную проверку финансового положения и репутации как потенциальных крупных оптовых посредников, так и основных поставщиков. Риски можно также частично переложить на других партнеров, например, попросив страховые компании взять на себя риск потери или повреждения товара.
3.2 Планирование производства подрывных работ и взрывчатки
Производственную деятельность нельзя планировать, не опираясь на факты, поэтому не следует упускать из виду прошлый опыт. Рассмотрев затраты на производство этого продукта за последние несколько лет, вы сможете хотя бы сделать некоторые прогнозы и принять собственные решения. «Стоит ли нам продолжать выпускать этот продукт?»
Сначала посмотрим на соотношение производительности и заработной платы (табл. 3.1. и 3.2.).
Заключение
В ходе написания данной работы мы изучили теоретические основы планирования производства, проанализировали современный уровень деятельности предприятия, выявили резервы планирования производства предприятия и обосновали эффективность предлагаемых мер.
Для достижения поставленной цели мы изучили литературные источники, выявили основные позиции теоретиков по данному вопросу и высказали собственное мнение по каждому вопросу.