Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современной рыночной экономики напрямую зависит от взаимодействия спроса и предложения на рынке. Формирование спроса и предложения влияет на количество сделок между производителями товаров и потребителями и установление цены.
Предметом данной контрольной работы является теория спроса и предложения.
Целью работы является комплексный анализ понятия рыночного спроса и предложения и законов их формирования на современном рынке.
В связи с этой целью ставится ряд основных задач:
раскрыть понятие рыночного спроса и предложения,
изучить факторы, влияющие на их величину,
выявить основные законы спроса и предложения,
исследовать механизмы взаимодействия спроса и предложения,
проанализировать понятие рыночного равновесия.
Для раскрытия данной темы были использованы различные исследования авторов в области микроэкономики, экономические порталы и ресурсы Интернет.
Предметом данной работы выступает рынок труда.
Объект исследования – рынок труда РФ.
Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать основные тенденции развития и регулирования рынка труда в РФ.
Данное исследование состоит из двух основных частей.
В первой будут рассмотрены теоретические подходы к пониманию спроса и предложения на рынке.
Во второй части анализируются тенденции развития и регулирования рынка труда в РФ.
Теоретической базой исследования являются зарубежные (Смит, Рикардо) и отечественные подходы (Маркс) к пониманию заработной платы как важнейшей экономической категории, нормативно – правовые акты (ТК РФ).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1.1.Теория рыночного спроса и предложения
В современных экономических условиях рыночный спрос можно определить как потребность в некотором объеме продукции, которую покупатели желают и имеют возможность приобрести при сохранении условия своей платежеспособности. Предложение, в свою очередь, проявляется в том количестве благ и услуг, которые продавцы готовы предложить на рынке своим клиентам при некотором уровне цен на данные товары. Таким образом, понятия спроса и предложения являются взаимосвязанными понятиями, являющимися связующим звеном между продавцами и потребителями товаров и услуг на различных рынках.
Рассмотрим основные теории, законы спроса и предложения и их взаимосвязи между собой.
На величину спроса влияет множество разных факторов, к которым можно отнести цены на товары, доходы потребителей, общее число существующих на рынке потребителей, их предпочтения или инфляционные ожидания. Закон спроса, сформулированный А. Курно, отражает ту зависимость, которая существует между спросом и главным ценовым фактором. Эта зависимость между количеством товара, которое готовы приобрести покупатели, и ценой на него, является обратной или отрицательной зависимостью, то есть чем ниже цена товара, тем больше будет спроса на него на рынке.
Таким образом, взаимосвязь между ценой определенного товара или услуги и объемом спроса, выражающегося в количестве этого блага, которое хотят приобрести потребители, можно отразить в виде специального графика, или кривой спроса. Графическое отображение рыночного спроса представлено на Рисунке 1.
Рис.1. Графическое представление кривой спроса[5]
Так, например, перемещение вдоль кривой D отображает изменение спроса на рынке. Сдвиг кривой спроса вправо всегда будет отображать увеличение спроса на конкретный товар, сдвиг кривой влево – соответственно, его уменьшение. Эти сдвиги, как было замечено ранее, происходят под влиянием различных факторов, которые можно сгруппировать в две основные группы [1, c.102]:
ценовые факторы,
неценовые факторы (доходы, потребительские ожидания и вкусы, мода, политика государства и т.д.).
При этом, мы можем измерить степень влияния факторов изменения цены на товар, доходов потребителей или других факторов (X) на рыночное поведение, спрос покупателей (Y), которая отображается в понятии эластичности спроса. Коэффициент эластичности спроса будет показывать отношение изменения значения функции Y при относительном изменении значения факторов X.
Выделяют следующие виды эластичности спроса [2, c.88-90]:
1. эластичность спроса по цене (степень изменения величины спроса при изменении цены на товар на 1%, выраженная в процентах). Здесь важными факторами будут выступать наличие конкурентных товаров на рынке, наличие информации у покупателей, фактор времени покупки товара. Эластичный спрос по цене будут иметь такие товары, как предметы роскоши, дорогостоящие или легкозаменяемые товары. К товарам с неэластичным спросом относятся товары первой необходимости.
2. эластичность спроса по доходу (процент изменения величины спроса при изменении доходов потребителей на 1%). На эту величину влияют факторы значимости товара для покупателя, его консерватизм во вкусах и т.д. Так, например, объем спроса на товары первой необходимости будет изменяться на процент меньше, чем доходы покупателей. На предметы роскоши, наоборот, изменение объема спроса будет происходить на больший процент, чем изменение доходов.
3. перекрёстная эластичность спроса (выражается через отношение изменения спроса на один товар к изменению цены на другой товар). Так, если товары являются для потребителя взаимозаменяемыми, тогда перекрестная эластичность окажется положительной: покупатель может заменить потребление одного товара на другой. При отрицательной перекрестной эластичности товары являются для потребителей комплементарными (например, ноутбук и комплектующие к нему).
Закон предложения заключается в том, что между ценой и количеством предлагаемого на рынке товара существует прямая зависимость, то есть при повышении цены товара его предложение на рынке также будет увеличиваться.
Графическим отображением зависимости между рыночной ценной на товары и услуги и количеством его предложения продавцами на рынке, является кривая спроса, изображенная на Рисунке 2.
Рис.2. Графическое отображение кривой предложения[5]
Основными факторами, влияющими на величину предложения конкретного товара на рынке, являются [3, c.129]:
рост себестоимости сырья и производства товара,
изменение цен на другие товары, присутствующие на рынке,
экономические и ценовые ожидания производителей товара,
общее число присутствующих на рынке производителей конкретного товара,
рост налогов в стране,
социальные, политические или природные условия.
В случае изменения цены предлагаемого товара на рынке, степень изменения количества предложения этого товара будет проявляться в понятии эластичности предложения. Таким образом, коэффициент эластичности предложения отражает степень изменения предложения товара в ответ на изменение его рыночной цены.
Как правило, эластичность предложения может зависеть от таких факторов, как особенности производственных процессов, фактор времени реагирования продавца на такое изменение или возможности длительного хранения данного товара.
При этом сдвиг кривой предложения вправо или влево будет означать изменение количества предлагаемых товаров на рынке под воздействием ценовых и неценовых факторов (технология производства, стоимость ресурсов, ожидания производителей, политика государства).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой Кодекс РФ. Доступ через http://www.trudkod.ru/
2. Гражданский Кодекс РФ от 30 ноября 1994 года №51 ФЗ
3. Закон РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
4. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие/А.М. Бабушкина. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 480 с.
5. Бабич Т.Н., Козьева И.А., Вертакова Ю.В., Кузьбожев Э.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 336 с.
6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юрист, 2021. – 568 с.
7. Гелета И.В. Современное состояние и перспективы рынка труда /И.В. Гелета //Гуманитарные и социально-экономические науки. -2019. – №1.- С. 68-71
8. Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В.. Экономическая теория. — СПб.: Питер, 2019. — 480 с.
9. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения: учебно-методическое пособие: практикум / под ред. Р. П. Колосовой, Г. Г. Меликьяна. - М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2019. - 458 с.
10. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2020. – 521 с.
11. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2020. – 584 с.
12. Носова С.С. Экономическая теория. - М.: Юнити – Дана, 2018. - 383 с. Доступ через: Электронная библиотека http://uchebnik-online.com
13. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие// под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова. – М.: Дашков и К, 2019. - 874 с.
14. Рощин С.Ю. Теория рынка труда. – М.:Юнити-Дана, 2021. – 449 с.
15. https://trudvsem.ru/ - Портал о занятости в России
16. http://www.rostrud.ru/ - Федеральная служба по труду и занятости
17. http://www.ilo.org – Международная организация труда
18. http://www.zplata.ru/articles/2005/7/3056.html - журнал «Заработная плата»
19. gks.ru - Федеральная служба государственной статистики
20. http://economy.gov.ru/ - Министерство экономического развития РФ