Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Ловкость – жизненно важное качество для каждого человека, которое необходимо тренировать и развивать с детства. Занятия баскетболом способствуют развитию этого важного качества. Двигательная активность детей и подростков в настоящее время часто недостаточна, и в этом отношении их физическая подготовленность и, в частности, развитие ловкости находится на низком уровне. Поэтому совершенствование методов развития ловкости, в частности с помощью баскетбола, является весьма актуальной темой.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Ловкость как психофизическое качество, её характеристика
Вопрос о том, что представляет собой ловкость, является дискуссионным. Так Н. А. Ноткина считает, что ловкость является способностью быстрого изучения новых движений, быстрого и точного перестраивания своих движений в соответствии с требованиями внезапно изменяющейся ситуации. И. В. Волков пишет, что ловкость это способность быстро и совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высший уровень способности координировать свои движения.
В.Л. Лях дает следующее определение: Ловкость – это качество управления движением, обеспечивающее правильное, быстрое и рациональное решение двигательной задачи. Все эти понятия характеризуют сложный характер ловкости, которую точнее определить как разнообразную и сложную координационную способность. [4]
Характерно, что среди специалистов нет единого мнения о количестве существующих координационных способностей. Наиболее полный их перечень представил В.Л. Лях, выделив следующие составляющие:
1. Способность сохранять статическое и динамическое равновесие, т.е. сохранять устойчивую позу в различных положениях тела или при выполнении движений;
2. Способность координировать движения, то есть умение регулярно выполнять различные движения отдельными частями тела;
3. Способность к реакции;
4. Способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;
5. Способность ориентироваться в пространстве, то есть умение своевременно менять положение тела и совершать движения в нужном направлении.
Э.Я. Степаненкова включает в понятие ловкость такие компоненты:
- быстроту реакции на сигнал;
- координацию движений;
- быстроту усвоения нового;
- осознанность выполненного движения и применение двигательного опыта. [7]
Вавилова писала, что ловкость важна для выполнения всех видов движений, в подвижной игре и во всех спортивных упражнениях. Ловкость может сочетаться со многими двигательными качествами. Например, при беге вокруг кегли она сочетается со скоростными способностями, при ходьбе по линии – с координационными способностями. При помощи ловкости ребенок может точно оценить и выполнить движение, учитывая его пространственные, временные и силовые характеристики.
Тарасова Т.А., в своих трудах описывала возможность развития ловкости при условии пластичности нервной системы, способности чувствовать восприятие собственных движений и окружающую среду. Хухлаева Д. В. считает, что при помощи систематического разучивания с детьми новых упражнений можно развить ловкость.
Тренировки повышают пластичность нервной системы, улучшают координацию движений и развивают способность к освоению новых, более сложных упражнений. В целях воспитания ловкости, такой как умение трансформировать движения применительно к изменяющейся ситуации их использования, широко используются подвижные игры, бег и другие вольные упражнения, связанные с преодолением препятствий и ориентированием на местности, при этом очень важно постоянно обновлять упражнения, изменять условия их использования.
1.2. Баскетбол как средство развития ловкости
Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. Баскетбол – увлекательная спортивная игра, являющаяся эффективным средством физического воспитания. Неудивительно, что он очень популярен среди детей. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы общеобразовательных школ, политехнических и производственно-технических училищ, детских спортивных школ, программ дополнительного образования.
Важной особенностью игры в баскетбол является быстрая смена приемов и действий, то есть ситуаций, в которых должны быть продемонстрированы точность, быстрота и слаженность движений. Простейшие технические мероприятия, а также более сложные физические упражнения и комплексы упражнений на основе баскетбола направлены на развитие скорости, ловкости и гибкости.
Разнообразие технико-тактических действий баскетболистов и сама игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных умений и навыков детей, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия баскетбола и связанные с ним физические упражнения являются эффективным средством укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей жизни в самостоятельных формах физического воспитания. Способность быстро и точно выполнять сложные движения называется ловкостью.
Игра в баскетбол сама по себе является отличным средством для развития ловкости, но каждый баскетболист должен тренировать и развивать это качество с помощью специальных упражнений. Успешные действия игроков во многом определяются развитием навыков. Эта способность зависит от совершенства нейромоторной регуляции, высокой точности координат во времени и пространстве, а также быстроты адаптации этой координации в ситуациях резких перемен. Сначала игроки развивают способность контролировать пространственную точность движений, а затем способность точно контролировать движение во времени.
ГЛАВА 2
ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ БАСКЕТБОЛА В РАЗВИТИИ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
Нами было проведено экспериментальное исследование особенностей развития ловкости у детей на занятиях баскетболом на базовом уровне подготовки в системе дополнительного образования. В эксперименте приняли участие 42 учащихся 5 классов, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группу по 21 человеку. Эксперимент был направлен на проверку эффективности предложенного нами комплекса упражнений, применяемых на занятиях баскетболом в экспериментальной группе, и сравнение развития уровня ловкости у испытуемых контрольной и экспериментальной групп до и после окончания эксперимента.
2.2. Особенности проведения занятий в экспериментальной группе по развитию ловкости средствами баскетбола
В занятия у экспериментальной группы были включены разработанные нами средства развития ловкости в виде комплексов специальных упражнений на основе баскетбола, выполняемых в подготовительной, а иногда и в основной части занятия. При проведении занятий в экспериментальной группе использовались игровой метод и метод круговой тренировки.
Структура урока была следующей:
1. Подготовительная часть (15 мин.) включала разминку.
В подготовительной части урока использовались следующие средства:
Строевые упражнения;
Упражнения на внимание;
Ходьба, бег, прыжки;
ОРУ, подготовительные, подводящие упражнения;
Ранее изученные упражнения из техники баскетбола.
При выполнении строевых и общеразвивающих упражнений мы чередовали упражнения таким образом, чтобы обеспечить нагрузку на все группы мышц. Эта часть состояла из движений, имитирующих настоящие упражнения.
2. Растяжка следовала за разминкой и является обязательной, выполняется на протяжении 5 минут.
3. Основная часть урока (20 - 25 мин.)
В основную часть входили комплексы специальных упражнений 1 и 2 (см.прил.2). В комплекс 1 мы включили семь подвижных игр с мячом, из которых на каждом занятии применялись по 1-2 игры. При обучении элементам техники и тактики в баскетболе соблюдалась последовательность этапов обучения, а именно: ознакомление с техникой, обучение технике в упрощенных условиях, изучение техники в усложненных условиях, закрепление техники в игровых условиях.
4. Заключительная часть (5 мин.). В заключительной части проводились дыхательные упражнения и упражнения на растяжку.
2.3. Анализ результатов исследования роли баскетбола в развитии ловкости учащихся среднего школьного возраста
Для определения эффективности организации и проведения занятий по развитию ловкости с использованием комплекса специальных упражнений на основе баскетбола было проведено тестирование детей обеих групп. Средние групповые показатели ЭГ и КГ на констатирующем этапе представлены в табл. 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ловкость представляет собой сложный психофизический комплекс, содержащий: способность распределять и концентрировать внимание; умение быстро ориентироваться, быстро думать; направлять произвольные усилия на управление эмоциями; выполнять сложные действия. Это сложное качество всегда проявляется в комплексе с другими двигательными качествами. Обобщая все определения разных авторов, можно сказать, что ловкость – это термин, определяющий различные двигательные качества, способности и ощущения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Губа, В.П. Оценка уровня развития двигательных способностей юных баскетболистов [Текст] /В.П. Губа, А.В. Родин, А.Д. Скрипко // Физич. культура в шк. – 2015. - №1. – С. 57-60.
2. Губа, В.П. Обучаем и тренируем [Текст] / В. П. Губа // Физическая культура в школе. - 2015. - № 3. - С. 16-20.
3. Ермолаева, Н. Средствами баскетбола [Текст] / Н. Ермолаева // Спорт в школе. - 2013. - № 10. - С. 34-35.
4. Железняк, Ю.Д. Теория и методика спортивных игр [Текст]: учеб. для студентов вузов /под ред. Ю. Д. Железняка. - 8-е изд., перераб. - М.: Академия, 2014. - 464 с.
5. Кузнецов, В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов. - 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия, 2014. - 208 с.
6. Маловичка, А.Г. Развитие физических качеств юных баскетболистов [Текст] / А.Г. Маловичка, С.В. Вартанян, О.Н. Мещерякова // Науч. альманах. – 2015. – №12. – С. 546-551.
7. Матулайтис, К. Исследование феномена сенситивных периодов для развития быстроты и ловкости у юных баскетболистов 7-17 лет [Текст] / К. Матулайтис, А. Скарбалюс // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 1. - С. 27-30.
8. Муллер, А.Б. Физическая культура [Текст]: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. – М.: Юрайт, 2016. – 424 с.
9. Нестеровский, Д.И. Теория и методика баскетбола [Текст]: учеб. для студентов вузов / Д. И. Нестеровский.-6-е изд. перераб. - М.: Академия, 2014. - 352 с.
10. Портных, Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.И. Портных; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2013. – 64 с.
11. Пэйе, Б. Баскетбол для юниоров [Текст]: 110 упражнений от простых до сложных/ Пэйе Баррел, Пайе Патрик. – Москва: ТВТ Дивизион, 2008. – 352 с.
12. Сбитнева, О.А. Ловкость как значимое двигательно-координационное качество, обеспечивающее эффективность тренировочного процесса [Текст] / О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2018. - №. 4 - С. 69-72.