Фрагмент для ознакомления
2
Административное право имеет большое значение в функционировании государственных институтов жизни граждан. Оно детализирует общественные отношения, которые входят в предмет правового регулирования иных отраслей права, а именно конституционного, уголовного, финансового, бюджетного, налогового, земельного, экологического и строительного права. Значимость административного права подчеркивается и главным методом правового регулирования, а именно императивным методом, методом властных предписаний . Именно поэтому административное право является базовой отраслью права, которая использует правовые средства императивного метода регулирования и обеспечивает публичные интересы, и защиту прав и свобод физических и юридических лиц от действий (бездействий) и решений административных органов.
То есть административное право является самостоятельной отраслью права, и это обусловлено тем, что имеет собственный предмет и метод правового регулирования, а так же, тем, что регулирует общественные отношения в области интересов общества и государства. Соответственно административное законодательство является правовой основой для эффективного функционирования исполнительной власти.
В настоящее время отрасль административного права интенсивно развивается. В ходе развития отрасли административного права подлежат реформации практически все институты административного права и вся система. Наука административного права пытается обобщить происходящие изменения, сформулировать новые положения, обосновать и предложить направления дальнейшего реформирования.
Административное право одно из самых объемных по своему содержанию, в связи с тем, что регулирует вопросы организации и деятельности аппарата управления, а именно всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.
Актуальность данной темы заключается в том, что механизм государственной власти представляет собой государственную администрацию с полномочиями реализации своих прав, в масштабах страны. Органы исполнительной власти осуществляют управление экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества, обеспечивают практическую реализацию законодательных актов . Соответственно их деятельность носит административный характер.
Теоретическим и методологическим аспектам административного права как науки посвящены труды таких учёных, как Манохина В.М., Гумерова Т.А., Четверикова В.С., Тихомирова Ю.А., Антоновой В.П. и др.
Проблемы и перспективы развития науки административного права описаны в исследованиях Соколова А.Ю., Одарченко А.Н., Галлигана Д, Полянского В.В., Старилова Ю.Н.
Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения в области управления, регулируемые нормами административного права и взгляды ученых правоведов на понятие, предмет и сущность науки административного права.
Предмет исследования нормы законодательства административного права и научные исследования ученых-правоведов в области науки административного права.
Целью курсовой работы является изучение административного права как науки, определение ее предмета и сущности, выявление особенностей общественных отношений, изучаемых наукой административного права, анализ современного состояния и направлений развития современной науки административного права.
Исходя из цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие, предмет и задачи науки административного права;
- изучить методологию административного права;
- описать актуальные пробелы науки административного права и направление развития и её роль на современном этапе.
Глава I Теоретические и методологические основы науки административного права
1.1. Понятие, предмет и задачи науки административного права
Административное право это отрасль, входящая в правовую систему России, и представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения. А именно правовых норм, которые складываются при реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления, своих прямых задач и функций, и при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, направленной на организацию исполнения законов. А также в процессе отношений внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Наука административного права является составной частью российской юридической науки. А именно системы государственно-управленческих взглядов; понимания законов, которые регламентируют отношения в сфере государственного управления; социальной обусловленности и эффективности административного права; о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития данной отрасли права. Это определяется тем, что предмет административного права является специфическим, а отношения, которые регулируются нормами административного права, значимыми. Являясь нераздельной частью всей системы российского права, административное право соединяется с системой российского права, как часть, так и как целое. А также административное право тесно связано с другими отраслями российского права.
Другими словами, административное право как наука является частью правовой науки России, системой взглядов и представлений с научной точки зрения, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.
Сфера общественных отношений, которые составляют предмет административного права как науки, в юридической науке принято называть термином «управление». Именно поэтому в юридической литературе административное право еще носит название управленческого права. Соответственно, нормы административного права регулируют общественные отношения, по характеру относящиеся к управленческим. И поэтому в теории административного права отмечается, что административное право является управленческим правом.
Административное право является одной из самых обширных и сложных отраслей правовой системы России, ведь невозможно выделить ни одну сферу жизни общества, в которой государственная власть не участвовала бы. Причем следует учитывать, что роль государственной администрации в области обороны, государственной безопасности, охраны общественного порядка, здравоохранения, образования, транспорта, связи, энергетики, является основополагающей и решающей. Следовательно, административное право является отраслью Российской правовой системы, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере реализации исполнительной властью своих полномочий.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2010)
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
3. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)
4. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 29.12.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
5. Российская Федерация. Законы. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023)
6. Российская Федерация. Законы. Проект № 64090-3 Федерального закона «Об административных процедурах»
7. Приказ Минпромторга России от 27.05.2021 N 1934 "Об утверждении форм сертификата соответствия и декларации о соответствии и составов сведений, содержащихся в них" // СПС КонсультантПлюс
II. Научная и учебная литература
8. Административное право: краткий курс лекций / Тимур Альбертович Гумеров. – Казань: Магариф – Вакыт, 2014. – 80 с.
9. Административное право: Учебник/ под ред. Н.Ю. Хаманаевой, 2007
10. Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений/ под ред. П.И. Кононова. М. 2005
11. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М. 2001
12. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. М. 2004
13. Бахрах Д.Н. Административное право. М. 1993
14. Бунякин Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России.// Монография. - Тамбов, 2002
15. Бачило И.Л. Ноздрачев А.Ф., О некоторых актуальных проблемах административного права. М. 2004
16. Галлиган Д, Полянский В.В., Старилов Ю.Н. «Административное право: история развития и основные современные концепции. М. 2002
17. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник. М. 2002
18. Манохин В.М., Аладушкин Ю.С., Багишаев З.А. «Российское административное право. Учебник». М. 1996
19. Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М. 2002
20. Ноздрачев А.Ф., Петухов В.Н., Пронина В.С., Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хангельдыев Б.Б. Концепция развития административного законодательства. М. 2005
21. Овсянко Д.М. Административное право. М. 2000
22. Старилов Ю.Н. «Курс общего административного права» T. I. M. Норма 2002
23. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. М. 2003
24. Туманов Г.А. О некоторых актуальных проблемах административного права. М. 2006
25. Четвериков В.С.: Административное право России // Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 512 с.
26. Хоболевский В. Бахрах Д.Н. Административное право. М. 1993
27. Антонова В.П. Состояние и перспективы развития науки административного права (шестые «Лазаревские чтения»//Государство и право. 2002 № 11
28. Бахрах Д.Н. О предмете административного права в России// «Государство и право». 2003. №10
29. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права//Государство и право. 1997. № 11
30. Бельский К.С. О предмете и системе науки административного права// «Государство и право». 1998. №10
31. Морозова Н.М.: Методология как наука о методах познания // Вестник Воронежского института МВД России. – 2014. – № 4. – С. 120 – 122.
32. Рыжов В.С. К реформированию понятийного аппарата административного права РФ.// «Право и политика». 2000. № 9
33. Одарченко А.Н. Проблема систематики административного права//Право и жизнь. 1925. № 6
34. Соколов А.Ю., Кобзарь-Фролова М.Н., Актуальные проблемы науки административного права и административного процесса («Лазаревские чтения – 2022»)
35. Старилов Ю.Н. «О сущности и новой системе административного права: некоторые дискуссии//Государство и право. 2000. № 5
36. Тихомиров Ю.А. «Современная теория административного права//Государство и право. 2004. № 11
37. Талапина Э.В. «Новые институты административного права// Государство и право. 2006. № 5