Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речь – это одна из важнейших психических функций, благодаря которой мы взаимодействуем друг с другом, обмениваемся опытом и различной информацией. Особое место речь занимает в жизни детей дошкольного возраста, так как именно она является средством познания и усвоения чего-то нового, а также оказывает параллельное влияние на развитие мышления, внимания, памяти и воображения.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Эти дети соматически ослаблены, они отличаются низкой познавательной активностью, у них отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.
В настоящее время увеличилось количество дошкольников, имеющих моторную алалию, которая выражается в системном недоразвитии экспрессивной речи при поражении головного мозга.
Данный вид является тяжелым речевым нарушением и безусловно оказывает негативное влияние не только на познавательную сферу развития ребенка, но и на его личность в целом. Именно поэтому при построении логопедической коррекционной работы важно дифференцировать моторную алалию от других речевых расстройств по этиопатогенетическим признакам.
В коррекционной педагогике имеется достаточно большое количество исследований, посвященных изучению моторной алалии у детей дошкольного возраста (Е.Ф. Соботович, В.К. Орфинская, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, М.Ф. Фомичева, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина и другие).
В современном обществе особое место занимает проблема адаптации дошкольников с алалией в условиях инклюзивного образования. Важным компонентом коррекционно-педагогического процесса выступает овладение дошкольниками лексическими средствами языка.
Существенное влияние лексическая система речи оказывает не только на речевое развитие, но и на формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с алалией, так как семантика слова является единицей речевого мышления. Одной из важных задач речевого развития детей с речевыми нарушениями является словарная работа.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Анализ литературных источников показывает влияние игры на развитие личности ребенка, и говорит о том, что в ней он приобретает основные навыки общения, а так же качества, необходимые для установления контакта со сверстниками (Д.Б. Эльконин 1936, А.Н. Леонтьев 1948, В.С. Мухина,1999, Б.Б. Кудрявцев 2008).
Подвижные игры и игровые упражнения широко применяются в практике физического воспитания, традиционно этот вид физического воспитания используется в основном для формирования двигательной сферы дошкольников и значительно реже они применяются для оптимизации психических функций дошкольников.
В настоящее время накоплен значительный материал, показывающий результативность имеющихся средств (А.Е. Белая; В.И. Мирясова,2000; Т.С. Овчинникова, 2002 и др.), однако этот врос в наше время остаётся очень актуальным.
Цель исследования: рассмотреть подвижные игры, как эффективный метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть моторную алалию как речевое нарушение у дошкольников;
• Выявить особенности речевых нарушений при алалии у детей дошкольного возраста;
• Изучить подвижные игры в системе логопедической работы с дошкольниками;
• Определить роль и виды подвижных игр для детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Объект исследования: моторная алалия как речевое нарушение.
Предмет исследования: подвижные игры в коррекции речевых нарушений.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения детей с моторной алалией
1.1. Моторная алалия как речевое нарушение
Моторную алалию как особый тип недоразвития речи выделяют в логопедии уже более ста лет. Немало ученых предпринимали попытки раскрыть ее природу, механизмы, найти оптимальный путь коррекции.
Историю изучения данного вопроса В. А. Ковшиков подробно изложил в своем труде «Экспрессивная алалия и методы ее преодоления». Он, изучая речевые нарушения у детей вводит в широкое использование термины: «экспрессивная (моторная) алалия» и «импрессивная алалия», указывая на их сходство и различия.
Кроме того, по мнению В. А. Ковшикова моторную алалию следует дифференцировать и от сходных с ней речевых нарушений, поэтому он предлагает разделять все речевые расстройства на три большие группы:
• сенсомоторные (сенсорные, моторные, сенсомоторные), например дизартрия, органическая открытая ринолалия и др.;
• психологические (функциональные), например большинство случаев заикания, некоторые формы дисграфии и дислексии и др.;
• языковые (знаковые, амодальные), например большинство форм дисграфии и дислексии, моторная алалия.
Автор относит экспрессивную (моторную) алалию к группе языковых расстройств, объясняя это тем, что, входя в данную группу, экспрессивная алалия выступает как первичное языковое расстройство, т.е. дети с алалией с самого начала усваивают язык по патологическому типу, что и отличает их от детей с задержкой речевого развития; от детей с приобретенной детской афазией, при которой язык на первых этапах своего становления развивается нормально, а затем в силу различных причин полностью или частично утрачивается; от детей с умственной отсталостью, где патология языка обусловлена особенностями их психической и познавательной сферами; от детей с дизартрией .
Опираясь на уже имеющиеся научные сведения, В.В. Ткачева и И.Ю. Левченко в своих исследованиях пришли к выводу, что моторная алалия у детей может проявляться в различной степени тяжести.
Некоторые дошкольники с данным тяжелым речевым нарушением не испытывают особых трудностей в общении с близкими им людьми, другие же наоборот, имея малый опыт общения с окружающими и трудности вхождения в контакт даже со сверстниками, испытывают особые трудности взаимосвязи с обществом, что неблагоприятно влияет на их эмоционально-волевую сферу, личность и поведение в целом. Они также указали на тесную взаимосвязь степени тяжести моторной алалии и вызывающей ее причины .
Б.М. Гриншпун и С.Н. Шаховская указывают на разнообразие причин появления моторной алалии у детей. Ученые отмечают, что её причинами могут стать:
• в пренатальном периоде: хроническая внутриутробная гипоксия плода, осложненное заболеваниями матери течение беременности, токсикозы и интоксикации;
• в интернатальном периоде: затяжные или стремительные роды, использование щипцов или вакуум-экстракции при слабости родовой деятельности, асфиксии плода;
• в постнатальном периоде: различные черепно-мозговые травмы, различные заболевания, поражающие центральную нервную системы, тяжелые соматические заболевания.
На протяжении длительного времени ученые считали, что моторная алалия похожа на моторную афазию взрослых, однако, благодаря появлению новых технологий в изучении данного речевого нарушения было выяснено, что у детей возможен как локальный, так и диффузный характер повреждения головного мозга.
Кроме того, исследователям удалось установить взаимосвязь локализации поражения головного мозга и проявления, соответствующего ей, нарушения. Так при поражении постцентральной зоны коры головного мозга, отвечающей за кинестетический анализ и синтез ощущений, поступающих в мозг во время речи, может отмечаться кинестетическая артикуляторная апраксия . Она проявляется в затруднении и невозможности воспроизведения звуков, слов и фраз детьми.
При повреждении премоторной зоны коры доминантного полушария головного мозга, которая отвечает за последовательность и организацию сложных комплексов двигательных программ, наблюдается кинетическая артикуляторная апраксия.
Дошкольники испытывают затруднения в переключении с одной артикуляционной позы на другую, не могут выполнить серию движений, в речи грубо искажена слоговая структура слов. У многих детей дошкольного возраста с моторной алалией при исследовании головного мозга с помощью МРТ выявляется соответствие полученных результатов обследования с нормой, что ученые связывают с наличием повреждений вещества мозга на более ранних этапах развития, выраженных в микроструктурных изменениях, которые к периоду обследования уже компенсировались. Все это затрудняет диагностический процесс и указывает на важность симптоматики при дифференциации речевых расстройств.
Клиническая картина моторной алалии разнообразна. Она в себя включает комплекс речевых и неречевых симптомов: неврологических, психологических и речевых. Рассмотрим их наиболее подробно .
К неврологическим особенностям относят: нерезко выраженную спастику, синкинезии, парезы мышц легкой степени и гиперкинезы в правой руке или всей правой стороне тела. Нередко отмечают нарушения осанки, походки и моторную неловкость у детей.
К психологическим симптомам относят: синдром СДВГ или наоборот малоподвижность. У детей дошкольного возраста с моторной алалией, очень часто ведущей является левая рука (леворукость), которая нередко становится ей в следствии поражения левого полушария, а не как наследственный фактор. Характерны агнозия и апраксия речи, а также недоразвитие других высших психических функций .
Наиболее многообразными и изученными являются речевые симптомы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 272 с.
2. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. – 2000. – Т. 7, № 2. – С. 21-28
3. Бабенко Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке / Л. Г. Бабенко. – Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 2009.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2009.
5. Игнатьева А. Е. Опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи: (на примере моторной алалии) // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2014. – С. 270–272.
6. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления: учебное пособие / В.А. Ковшиков – СПб.: КАРО, 2018. 304 с.
7. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков. – М. : Институт общегуманитарных исследований ; В. Секачев, 2001
8. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб. : КАРО, 2006.
9. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 380 с.
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб, 1999. - 160 с.
11. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Под ред. Л.С. Волковой. 5-е изд. М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2009. 703 с.
12. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. СПб.: Дельта, 1997
13. Лукьянова, Н. А. Когнитивные источники образных слов / Н. А. Лукьянова // Сиб. филол. журн. – 2003. – № 3–4. – С. 169–186.
14. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии. Дефектология 1981. №6. – С 13-15.
15. Орлянская Р.Р. Речевая активность детей раннего возраста как условие их развития // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL:http://science-education.ru/ru/article/view?id=17691
16. Останко Л.В. 50 оздоровительных упражнений для красивой осанки малыша. СПб.: Литера, 2010
17. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 173
18. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 192с.
19. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.
20. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: монография. М., 2000. 314 с.
21. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.: Лань, 1996
22. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 2000. - 348 с.