Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном глобализирующемся мире эпоха гаджетов и интернета диктует для родителей и педагогов новые проблемы. Одна из них – малоподвижность подрастающего поколения.
Проблема исследования. Основным вопросом, который мы стремились разрешить в своем исследовании, является противоречие между все более возрастающим малоподвижным образом жизни детей и молодежи и недостаточной проработанностью практических аспектов использования инновационных методик к занятиям физкультурно-оздоровительной и спортивной работе у старших школьников
Объект – физическое воспитание детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования – формирование мотивации к занятиям физкультурно-оздоровительной и спортивной работе у старших школьников.
Цель исследования – выявить особенности мотивации к занятиям физкультурно-оздоровительной и спортивной работе у старших школьников.
Гипотеза исследования – положительная мотивация к занятиям физической культурой у старшеклассников будет сформирована при условии включения в содержание уроков физической культуры элементов новизны, соперничества, при индивидуальном подходе к каждому обучающемуся, учете личного интереса при составлении программ уроков, при ориентации учителя на понимание учениками практической значимости учебного материала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты особенности мотивации к занятиям физкультурно-оздоровительной и спортивной работе у старших школьников .
2. Раскрыть педагогические условиям формирования мотивации к занятиям физкультурно-оздоровительной и спортивной работе у старших школьников.
3. Разработать практические рекомендации.
Методы исследования:
– методы теоретического уровня: анализ научно-методической литературы по различным аспектам физического воспитания детей старшего школьного возраста;
- сравнительный анализ, синтез, интерпретация, проектирование;
– методы эмпирического уровня: анкетирование. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики.
Практическая значимость работы заключается, прежде всего, в возможности использовать результаты исследования, как в консультативной практике педагогов, так и в процессе преподавательской деятельности.
База исследования. Исследование проходило на базе общеобразовательной школы №__ города_________________. В исследование приняли участие школьники старшего школьного возраста.
Организация исследования.
1. Организационно-методический этап. На данном этапе ставились цель, задачи исследования, определялась гипотеза исследования, производился подбор и анализ литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментальный этап.
3. Анализ полученных результатов.
Апробация исследования проходило на базе _______________. Класс__________.
Глава 1 Теоретические аспекты особенности мотивации к занятиям физкультурно-оздоровительной и спортивной работе у старших школьников
1.1 Мотивационные аспекты личности
Впервые дефиницию «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910 гг.). Затем этот термин достаточно прочно вошел в психологический обиход с целью объяснения причин поведения человека и животных.
В современном мире по-разному трактуется мотивация, при рассмотрении её как психического явления. В одном случае является совокупностью факторов, которые поддерживают и направляют, то есть таким образом определяют поведение, в другом случае – это совокупность мотивов, в третьем и вовсе как побуждение, которое вызывает активность организма и определяет его направленность [11].
Всевозможные определения мотивации могут быть отнесены к двум направлениям. Первое из которых рассматривает мотивацию исходя из структурных позиций, являясь совокупностью мотивов или факторов. Мотивация обусловлена целями и потребностями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (объективными, внешними, а также и субъективными, внутренними - умениями, способностями, знаниями, характером) и мировоззрением, направленностью и убеждениями личности и т.д. Учитывая эти факторы принимаются решения, формируются намерения.
Вторым направлением мотивация рассматривается не как статичное, а как динамичное образование, как механизм, процесс. При этом в том и в другом случае мотивация является вторичным по отношению к мотиву образованием, явлением. А во втором случае и вовсе мотивация выступает средством или механизмом реализации уже имеющихся мотивов.
Мотивы и мотивация всегда обусловлены внутренне, но также могут зависеть от внешних факторов, при этом побуждаясь внешними стимулами. Побуждение к действиям определенным мотивом обозначают как мотивацию.
Становится вполне очевидным понятие мотивации как совокупность сил, которые побуждают человека к осуществлению какой-либо деятельности при этом затрачивая определенные усилия, во время конкретного уровня добросовестности и усердия, с необходимой настойчивости для того, чтобы достигнуть определенные цели.
Интересным становится вопрос как соотносятся «внутренняя мотивация» и «внешняя мотивация». Человеческая деятельность находится под влиянием мотивов, которые возникают во время замкнутого взаимодействия задачи и человека, но бывает, что под влиянием мотивов, которые возникают во время открытого взаимодействия человека и задачи (внешней средой задействуются мотивы, которые побуждают человека решать задачи).
В первом случае мотивация носит название «внутренняя», так как мотивы порождаются непосредственно человеком, который сталкивается с задачей.
Пример такой мотивации – стремление к завершению работы, к какому-либо конкретному достижению, к познанию и т.п. В другом случае мотивы деятельности, которые связаны с решением задачи, вызваны извне. Такая мотивация именуется как «внешняя». Тут в этом качестве выступают процессы мотивирования (распоряжения, оплата за работу, правила поведения и т.п.).
Потребности – это одни из ведущих мотивов проявления человеческой деятельности. Любая потребность человека представляет собой четкое осознание недостатка в динамике информационного и вещественного обмена между личностью (организмом) и средой. Голод, жажда, незнание, чувство униженности, усталость, одиночество – это одни из самых значимых и необходимых для полноценной жизни потребностей. Если человек не может в полной мере удовлетворить свои потребности, это вызывает ряд негативных эмоций.
На протяжении всей жизни человек стремится удовлетворить свои основные потребности. Наличие потребностей является таким же фундаментальным условием существования живого организма, как и обмен веществ в его организме.
Потребности человека, в отличие от потребностей животных, отличаются тем, что в большей части случаев именно человек самостоятельно, своими силами, способен их удовлетворить в результате своей деятельности и в результате деятельности других людей [15].
Для потребностей характерно наличие определенных специфических характеристик. К примеру, все человеческие потребности характеризуются наличием предметности; то есть всегда есть нужда в том или ином предмете (ситуации).
Потребности обладают выраженной динамичностью, то есть они могут актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь. Из-за своей предметности потребности приобретают сигнальный характер, подвергаются регулированию при помощи внешних и внутренних сигналов.
Само понятие потребность означает состояние нужды в наличии определенных условий, предметов, объектах, без которых невозможно существовать, то есть это то, что может быть необходимо не только для жизнедеятельности живого организма, но и для полноценной его жизни.
Человеческие потребности имеют ряд общих характеристик, к примеру, они имеют исторический характер, социально обусловлены, а также полностью зависят от практической деятельности человека. Поэтому некоторые потребности у людей могут быть различны, но существуют потребности, без которых существование и жизнедеятельность была бы невозможной, такие потребности свойственны всем людям, сюда можно отнести потребность в кислороде для дыхания, потребность в пище, потребность сна и т.д.
В связи с тем, что переживание потребности – это дискомфорт, а иногда и мучительное страдание (например, удушье), то с ним связано желание улучшить свое самочувствие. Это значит то, что потребность выполняет мотивационную функцию или, если говорить проще, становится мотивом определенного поведения.
Далее рассмотрим наиболее часто встречаемые мотивационные аспекты личности человека: учебная мотивация и мотивация спортивных достижений.
Мотивы учебной деятельности - это все факторы, которые обуславливают проявление учебной активности. Согласно Л. И. Божович, мотивами учебной деятельность могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания - словом, все то, в чем находит свое воплощение потребности учащихся [3].
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, которые характеризуют учебную деятельность ученика (Б. Г. Ананьев).
М. Ванек, В. Гошек и Б. Свобода, чешские психологи спорта, занялись исследованием проблемы мотивации в спорте. Они под непосредственной мотивацией понимают занятия спортом не ради материальных благ и славы, а ради здоровья, движений, физического развития.
– получение материальных поощрений [5].
Если рассматривать структуру мотивации, то можно выделить следующие составляющие: потребности, мотивы и цель, всегда осознанной, в отличие от первых двух компонентов. Цель является итогом мыслительной деятельности, в процессе которой личность пытается в идеальной форме разрешить противоречие между потребностями физической культуры, ее конкретными условиями с одной стороны и собственными возможностями, способностью адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой стороны. Именно цель является регулятором активности, влияя на выбор конкретных способов достижения желаемого результата.
Авторы учебного пособия «Психология физического воспитания и спорта» Е. Гогунов и Б. Мартьянов, исследуя феномен мотивации в спортивной деятельности, отмечают, что мотивы, побуждающие личность заниматься спортом, имеют свою структуру (Приложение А.).
Мотивы к занятиям физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и ее результатом. В первом случае учащийся удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы), во втором – он может стремиться к получению следующих результатов:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология. Учебник / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. - М.: МИА, 2012. - 576 c.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.-с.189.
3. Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология./ В.А.Антонова.- Москва: Высшее образование. – 2013 – 192 с.
4. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / И.С. Барчуков; Под общ. ред. Г.В. Барчукова. - М.: КноРус, 2012. - 368 c.
5. Бех И.Д. Воспитание личности / И.Д. Бех. - М.: Просвещение, 2003. - Т.2. - С. 215-225
6. Виленский, М. Я. Физическая культура / М.Я. Виленский. – Москва: КноРус, 2012. – 424 с.
7. Евсеев, Ю. И. Физическая культура : учеб. пособие для студентов вузов / Ю. И. Евсеев. - Изд. 7-е, доп. и испр. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 379 с.
8. Ермаков, В.А. Психология в индустрии спорта : хрестоматия / В.А. Ермаков. – М. : Евразийский открытый институт, 2011. – 615 с.
9. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Мн. : Белинкоммаш, 1993. – 99 с.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2010. – 210 с.
11. Котляров, И.В. Мотивация достижения спортсменами высоких результатов / И.В. Котляров // Физическое воспитание, спорт и бизнес: теория и социальная практика. – Минск: АФВиС, 2018.–145 с.
12. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов/ В. С. Кузнецов.- М.: Академия, 2012. – 416 с..-(Высш. проф. образование. Бакалавриат)
13. Мартиросова, Т. А. Формирование ключевой двигательной компетентности человека посредством воспитания и совершенствования выносливости как физического качества / Т.А. Мартиросова // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 1. - С. 83-86.
14. Матвеев В.С. Воркоут как спортивная субкультура /В.С. Матвеев//Всемирные студенческие игры: истори, соременность и тенденции развития. 2022. С.537.
15. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 285 с.
16. Нечаев В. Современные тенденции в развитии физкультурно - оздоровительных технологий / В. Нечаев / / Молодая спортивная наука - 2010. - Вып. 3. - С. 129-132.
17. Романов Р.В., Синянский В.А. Калистеника как основной способ формирования физических качеств курсантов образовательных организаций МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 9. С. 53-58.
18. Теория и методика избранного вида спорта (спортивные игры): Курс лекций. / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г.Уткин, В.А.Хлопцев, Е.Л.Зубрицкая,; Под общ.ред. В.А. Талай. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2022. – 198 с.
19. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность- 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.