Фрагмент для ознакомления
2
1. Общая характеристика коммуникативного аспекта лидерства
1.1. Понятие и теории лидерства
В науке дефиницию «лидерство» определяют, как качество, определенную модель поведения человека или организации, обеспечивающие передовые позиции . Некоторые специалисты дают иное значение данному термину. Лидерство – это процесс направления поведения людей для достижения общей цели . Сущность лидерства заключается в том, что лицо способно самостоятельно принимать ответственные решения, генерировать идеи и воплощать в жизнь .
Попытаемся проанализировать и продемонстрировать подходы к изменению понимания сущности лидерства на протяжении двух последних столетий. Рассмотрим кратко основные вехи в формировании теорий лидерства.
Первой теорией лидерства была «Теория великого человека», где лидерство рассматривалось как врожденное качество, присущее в основном мужчинам, героям, которым вручался «мандат» на свершение исторических подвигов, великих дел, в основном на военном поприще. Теория в дальнейшем неоднократно подвергалась критике, указывалось на несостоятельность аргументов в пользу врожденных качеств и приписывание героических качеств «сильному полу». Однако в период войн и революций подобная концепция вполне соответствовала духу времени, и всем известные имена, от вымышленного горьковского литературного героя Данко до реально существовавших военачальников, таких как Наполеон Бонапарт или Георгий Жуков свидетельствовали, что лидерские качества имели место быть у людей с детства или юности.
Появившаяся вслед за «Теорией великого человека» «Теория характерных черт» утверждала, что люди наследуют качества, которые делают их лидерами. Достоинством теории было то, что в ней наметились поведенческие характеристики, которые должны быть присущи лидеру, такие как: инициативность, гибкость, энергия, способность принимать решения, креативность, устойчивость, харизма, эмоциональный интеллект, мотивация, ответственность, честность. Теория не могла четко пояснить, почему многие люди, имеющие подобные достоинства, так и не стали лидерами, но стала первой ласточкой в методике поиска и обучения будущих руководителей организаций .
В современном мире трактовка лидера-«героя» иногда приобретает негативные иронические коннотации, если рассматриваются организации, работающие в авральном режиме. Такие «героические» компании «любят» кризисы, постоянно находятся в неком адреналиновом цейтноте, который провоцирует «горе – герой» руководитель. У коллектива повышается риск выгорания, возникают проблемы с психическим здоровьем. Не удивляет, что подобный «героизм» свидетельствует не об энтузиазме начальника и сотрудников, а о незрелости, системной и структурной неоформленности организации.
Концепция лидерства, появившаяся во времена увлечения учеными и практиками от социологии и иных гуманитарных наук бихевиористской теорией определяла лидерство как стоящее на двух столпах – задании и людях, его выполняющих. Достоинством этой концепции, на наш взгляд, было понимание того факта, что люди не рождаются с лидерскими качествами, а при наличии определенных психологических задатков становятся лидерами. Таким образом, лидерство рассматривалось как приобретенное в результате работы над собой (либо обучения) качество.
В настоящее время общепризнанными и соответствующими духу времени признаются различные ситуационные теории лидерства. Лидер рассматривается по его поведению в соответствующих обстоятельствах, признается, что разные ситуации требуют разных лидеров. Современный лидер креативен, мыслит широко, готов к изменениям, поддерживает стратегию взаимопонимания с коллективом через трансляцию своих стратегий и тактик, развивает компетенции подчиненных, обладает не только IQ, но и EQ и СQ.
Последние две аббревиации обозначают два вида интеллекта - эмоциональный и культурный, которые особенно высоко ценятся в современном мире и относятся к разряду гибких навыков .
Необходимо отметить, что в научной литературе не сложилось единого подхода в понимании понятия лидерства. Такое положение связано с широким спектром междисциплинарных теоретических подходов, что определяет плюрализм в интерпретации понятия .
Существует три подхода к изучению лидерства: 1) с позиций личных качеств; 2) поведенческий подход; 3) ситуационный подход.
Важно отметить, что различают пять групп лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные, личностные, деловые.
По мнению, А. Ю. Колпаковой к лидерским качествам относятся: изобретательность, активность и инициативность, интеллект, высокий уровень организационных качеств, коммуникативная компетентность, профессионализм, образованность, знание дела и мн. др. Лидеры инициируют постановку трудных, но разрешимых задач для достижения более эффективных результатов. Это позволяет коллективу добиваться успеха, развиваться и совершенствоваться. Таким образом, лидеры ведут последователей в будущее, не дают группе останавливаться на достигнутом уровне .
1.2. Аспекты формального и неформального лидерства
Лидерство можно рассматривать с двух аспектов: как формальное и как неформальное. Если для формального лидерства свойственна авторитетность лица, исходя из занимаемой должности, то в неформальном лидерстве основой являются личные качества человека.
И в идеале лидер и руководитель должны являться одним лицом, но порой такое не представляется возможным. Говоря о разнице лидерства и руководства, в социальной психологии оба этих явления рассматриваются как групповые процессы, связанные с социальной властью в малой группе. Так и под лидером, и под руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу. Различие заключается в том, что лидер оказывает влияние в системе неформальных отношений, а руководитель в системе формальных отношений.
Это связано с формой наследовании власти: в то время как руководитель назначается сверху, например вышестоящей организацией и обязан управлять трудовой деятельностью малой группы на основе административно-правовых полномочий и общепринятых норм общения, лидер - выделяется из членов малой группы и связан с регулированием неформальных межличностных отношений и защитой групповых и индивидуальных интересов .
И так как чаще всего руководителем назначают человека, отвечающего ряду формальных характеристик, зачастую включающих лишь навыки необходимые для выполнения его прямых обязанностей, игнорируя поддержание положительного социально-психологического климата в коллективе, а так же тот фактор, что руководство избираемое «сверху», зачастую не совпадающего с ожиданиями членов коллектива – мы нередко получаем ситуацию, в которой коллектив по умолчанию настроен к руководителю более негативно. Всё это может вылиться в протестное поведении членов малой группы, нежелание следовать решениям такого руководителя. В этой ситуации со стороны группы возможно игнорирование указаний, уклонение от заданий, открытое сопротивление.
Главной ошибкой руководителя в такой ситуации является попытка директивного стиля регуляции: наказать, приказать, заставить, жестко проконтролировать и т.д. В этом случае управление группой руководителем держится на страхе ее членов, а интерес появляется только в день выдачи аванса и заработной платы. Это наиболее простой, но в тоже время и самый саморазрушительный способ наладить работу и взаимодействие с коллективом для руководителя. В связи с этим, часть руководителей что не желают подобного исхода пытаются совмещать в себе как роль руководителя, так и лидера.
Но зачастую руководителю нужно сильно постараться, чтобы стать эмоциональным лидером, что в период становления оным может пагубно сказаться на текущей работе, а результат в виде оформления в качестве лидера так и не произойти.
Но имеется ещё один вариант, существующий между двумя другими. Данный способ заключается в том, чтобы наладить взаимоотношение не со всем коллективом, а конкретно с его лидером, как неким посредническим звеном и тем самым без долго налаживания сложных взаимоотношений понимать настроения в коллективе и иметь возможность мотивировать подчинённых на определённую деятельность.
Из конкретных задач, с которыми лидер может помочь руководителю можно выделить две основополагающие категории:
– социальный арбитраж в конфликтных ситуациях, поддержка порядка и представительство малой группы в межгрупповом взаимодействии. Являясь представителем своей группы, ее членом – лидер более тонко и направленно регулирует межличностные отношения;
1.3. Лидерство как продукт коммуникации
Лидерство тесно связано с воодушевлением и активизацией внутренне детерминированных мотивов последователей, регуляцией межличностных отношений в группе в контексте слаженного движения к единой и значимой для всех участников цели . В любом рабочем коллективе для адекватной сплочённой работы необходим лидер. Лидер в такой малой группе – это человек, в силу тех или иных причин (обстоятельств) наделенный определенным объемом полномочий для того, чтобы выражать интересы и цели других людей, мобилизовывать их на определенные действия оказывая на них межличностное влияние .
Организация – это система, включающая в себя разделение труда между совместно работающими членами организации, и направленная на достижение общей цели. Отношения в организации являются, как правило, стабильными – это делает функционирование организации наиэффективным. Коммуникации подчинены организационной структуре, что максимально способствует выполнению различных административных задач. Также это обстоятельство влияет на то, что коммуникация сильно отличается в зависимости от того, в каком статусе по отношению друг к другу находятся собеседники. Например, в общении между лидером (руководителем) и подчиненным коммуникация будет происходить иначе, чем при общении сотрудников организации с равным статусом.
Вся работа организации непосредственно связана с коммуникациями. Передатчиками информации, т. е. субъектами могут быть люди, группы, организации, компании. Во-первых, процесс обмена информацией носит межличностный характер. Происходит путем передачи фактов, чувств, мнений. Процесс осуществлен вербальной и невербальной формами обмена информацией с целью получения ответа. Во втором и третьем случаях рассматривается организационная коммуникация, т. е. то, как, кем и когда были отправлены сигналы (собрания, деловая встреча, приказ, распоряжения) и как была получена обратная связь (оценка, наблюдения) .
Связи в коммуникационной сети могут быть горизонтальными, вертикальными и диагональными (приложение 2). Вертикальными называют те связи, которые могут быть установлены между подчиненным и руководителем. Горизонтальные – связь между подразделениями предприятия, находящимися на одном уровне организационной структуры, а диагональные, в свою очередь, связывают подразделения, не имеющие вертикальных связей.
Основными элементами коммуникации являются (приложение 3). Как видим из приложения 3, базовыми элементами коммуникации являются:
человек, передающий информацию – отправитель;
непосредственно информация – сообщение;
средство, с помощью которого передается информация – канал связи;
человек, получающий информацию – получатель.
Процесс коммуникаций – это взаимосвязь между людьми, т. е. от одного к другому (приложение 4) . Цель коммуникационного процесса – гарантия осознания новой информации, служащей предметом потребления. Коммуникации – это важнейший связующий процесс работы любой организации и фирмы. С их помощью гарантируется связь между всеми участниками процесса. Во всех фирмах и организациях осуществляется большое количество различных коммуникационных связей.
Цели коммуникации лидера организации:
1. Организовать обмен информацией управляющих объектов и субъектов.
2. Организовать эмоциональный и интеллектуальный обмен управленческой информацией.
3. Наладить коммуникации между людьми в организации.
4. Найти общие взгляды на внутреннюю среду фирмы.
5. Наладить совместную работу для выполнения и достижения наиболее высоких результатов .
Коммуникация является важным процессом для руководства для того, чтобы были выполнены основные функции управления, такие как планирование, организация, контроль, достижение. Значение коммуникаций:
1. Процесс связи – объединяет все функции менеджмента.
2. Организовывает поведение людей в организации.
3. Осуществляется координация их деятельности.
4. Происходит передача информации для принятия и реализации решения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абулханова, Г. А. Управление коммуникациями в организационном поведении / Г. А. Абулханова // Актуальные проблемы науки и техники: материалы II Международной научно-технической конференции, посвященной 70-летию ИМИ - ИжГТУ и 60-летию СПИ (филиал) ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова», Сарапул, 19-21 мая 2022 года. – Ижевск: ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 2022. – С. 860-862.
2. Байдаков, А.Н. Лидерство и командообразование: учебное пособие / А. Н. Байдуков. – Ставрополь: СтГАУ, 2018. – 132 с.
3. Бергельсон, М. Б. Коммуникативные методы в управлении или менеджмент как искусство коммуникации / М. Б. Бергельсон // Теория коммуникации и прикладная коммуникация. – 2020. – Вып. 2. – С. 6-26.
4. Бирман, Л. А. Лидерство: учебник / Л. А. Бирман. – М.: КноРус, 2022. – 197 с.
5. Богатова, Д. Д. Теории лидерства и качества современного лидера / Д. Д. Богатова // Актуальные тренды в экономике и финансах: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Омск, 06 декабря 2022 года. – Омск: Омский филиал ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2022. – С. 144-147.
6. Буракова, К. С. Подходы к лидерству как к социально- психологическому явлению / К. С. Буракова // Академическая публицистика. – 2022. – № 2-1. – С. 62-64.
7. Волков, Ю. Г. Институт лидерства в российском обществе: роль в консолидации российского общества / Ю. Г. Волков, В. Н. Гурба, И. А. Гуськов // Гуманитарий Юга России. – 2018. – Т. 7. – № 5. – С. 13-29.
8. Данилова, Н. И. Коммуникативная природа и целевые характеристики лидерства / Н. И. Данилова // Российская пиарология: тренды и драйверы : Сборник научных трудов в честь профессора А.Д. Кривоносова / Под редакцией Е.Ю. Кармаловой, К.В. Киуру. Том Выпуск 10. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. – С. 38-41.
9. Данишевичюс, В. А. К вопросу о лидерстве менеджмента / В. А. Данишевичюс, А. А. Макарова //Студенческий вестник . – 2023. – № 5-4 (244). – С. 29-30.
10. Журавлева, Д. Е. Сущность и типология социального лидерства / Д. Е. Журавлева // Гуманитарные проблемы современности : сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Курск, 20 мая 2022 года / Юго-Западный государственный университет. Том Выпуск 4. – Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2022. – С. 156-160.
11. Каминский, А. В. Лидерство: учебное пособие / А. В. Каминский, О. А. Лукашова. – Хабаровск: ДВГУПС, 2018. – 67 с.
12. Клименко, О. Е. Дневник лидера: учебное пособие / О. Е. Клименко. – Чита: ЗабГУ, 2020. – 204 с.
13. Колпакова, А. Ю. Феноменология лидерства / А. Ю. Колпакова, А. И. Жарлагапова // Молодой ученый. – 2019. –№ 50 (288). – С. 425-426.
14. Кудрявцева, М. В. Лидерство как современный подход к управлению человеческими ресурсами / М. В. Кудрявцева // Заметки ученого. – 2022. – № 1-1. – С. 227-229.
15. Магомедова, А. И. Лидерство как инструмент эффективного управления / А. И. Магомедова // Академическая публицистика. – 2023. – № 1-1. – С. 122-125.
16. Маркелова, Ю. В. Лидерство: понятие, виды, теории / Ю. В. Маркелова, Э. А. Суслова // Студенческий вестник. – 2022. – № 7-4 (199). – С. 47-49.
17. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2004. – 512 с.
18. Мокшанцев, Р. И. Социальная психология / Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. – М.: Инфра-М, 2001. – 406 с.
19. Петрухин, М. В. Роль лидера в управлении трудовым коллективом / М. В. Петрухин, Г. Н. Ларина // От мечты к открытию: психологические исследования молодых ученых: материалы региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей, Курск, 20 января 2023 года / Курский государственный университет. Том Выпуск 3. – Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2023. – С. 93-95.
20. Попов, Е. С. Теории исследования лидерства в пространстве социально-гуманитарного знания / Е. С. Попов // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2022. – Т. 15, № 5. – С. 66-74.
21. Рахимов, Б. А. Эффективность коммуникаций в управлении: проблемы и пути их повышения / Б. А. Рахимов, А. А. Караваева // Современные тенденции в государственном управлении, экономике, политике, праве: сборник докладов XIII международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, Ростов-на-Дону, 01 декабря 2022 года / Под редакцией Т.П. Черкасовой, Л.Л. Ивановой. – Ростов-на-Дону: ЮРИУФ РАНХиГС, 2023. – С. 140-144.
22. Рейханова, И. В. Управление и лидерство: концептуальные основы и сравнительный анализ теорий / И. В. Рейханова, С. Г. Сафонова, А. Д. Ягудин // Сурский вестник. – 2021. – № 2(14). – С. 88-91.
23. Сиротинина, О. Б. Хорошая речь / О. Б. Сиротинина, М. А. Кормилицина. – Саратов, 2001. – 320 с.
24. Спивак, В. А. Деловые коммуникации. Теория и практика: учебник для академического бакалавриата / В. А. Спивак. – М.: Юрайт, 2014. – 460 с.
25. Трошина, М. А. Коммуникативная компетентность как одно из качеств лидера / М. А. Трошина // Социальные практики и управление: проблемное поле социологии: материалы V сибирского социологического форума с международным участием (Новосибирск, 28 октября 2022 г.) / отв. ред. С. А. Ильиных, С. В. Ровбель, И. И. Щемелева; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. – Новосибирск: НГУЭУ, 2022 – С. 479-484.
26. Федюнина, С. М. Лидерство и управление коммуникациями в межпоколенческих командах организации / С. М. Федюнина // Межкультурная коммуникация и традиционные ценности в образовательной среде Беларуси и России: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Минск, 31 марта 2022 года. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2023. – С. 335-340.
27. Чудинова, Н. В. Понятие лидерства в системе менеджмента / Н. В. Чудинова // StudNet. – 2022. – № 6. – С. 175.
28. Щигрев, В. А. Лидер и его основные качества / В. А. Щигрев // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. – 2019. – № 16. – С. 240-243.
29. Эскиев, М. А. Значение и роль лидерства в менеджменте / М.А. Эскиев // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 39-2. – С. 57-59.
30. Эффективное поведение лидера при коммуникации // Эффективное управление: научный альманах памяти профессора М.И. Панова. Том Выпуск 2022 года. № 3(8). – М.: «КДУ», «Добросвет», 2022. – С. 8-14.