Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня подкаст является одной из самых перспективных ниш для продвижения СМИ и любых других коммерческих проектов. Тем более что подкасты – один из самых близких к аудитории форматов, ведь «каждый четвертый пользователь интернета в России слушает подкасты раз в месяц и чаще» /1/. Научной проблемой является недостаточная структурированность тенденций развития подкастов в условиях современной реальности, сменяющих друг друга тенденций. Для верного понимания подкаста в системе медиаформатов, для возможности в дальнейшем внедрять подкасты в работу издания или проекта, необходимо иметь структурированную систему тенденций развития, что обуславливает актуальность исследования.
Похожую проблему затрагивали Л. А. Круглова в работах «Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития» /9/, «Проблемы подкастинга в России» /10/, Е. А. Воинова и Е. В. Силякова в научной статье «Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды» /2/. На сегодняшний момент нет структурированного списка тенденций развития подкастов, поэтому можно сказать, что проблематика разрешена лишь частично.
Перспективность исследования обуславливается тем, что история циклична, поэтому некоторые тенденции на протяжении всего периода функционирования подкастов как медиаформата могут повторять друг друга.
Цель исследования – раскрытие специфики развития подкаста как медиаформата и его влияния на современную систему СМИ.
Цель предполагает решение следующих задач:
• раскрыть понятие подкаста в рамках медиаформата, выявить особенности его формирования и развития;
• обозначить основные тенденции развития подкастов.
• проанализировать специфику использования подкаста в СМИ и его потенциал.
Объектом исследования являются подкасты в системе медиаформатов.
Предметом исследования – тенденции развития подкастов.
В исследовании используются следующие методы исследования: эмпирические методы (наблюдение, анализ текстов, в частности). Частные методы – анализ, абстрагирование, синтез, сравнение, аналогия, ассоциация.
Мы расширяем и дополняем известных фактов, систематизируем их, в этом заключается новизна нашего исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать данную работу в качестве учебного материала в рамках дисциплин по направлению «Журналистика».
Результаты исследования могут быть использованы конкретными СМИ, а также в качестве методических данных при подготовке к специальным дисциплинам по направлению «Журналистика».
Социальная значимость исследования обуславливается возможностью подкастеров использовать исследование в качестве методического материала, даст СМИ и владельцам частых проектов примерное понимание тенденций, что позволит увеличить охват.
1. Подкаст как медиаформат: понятие и особенности
Так как мы рассматриваем подкаст как медиаформат, необходимо сначала определить понятия медиаформата в общем. В своем исследовании А. Г. Пастухов выделяет медиаформат как «то, что позволяет отличить шоу от новостей», «продуманную медиастратегию в отношении репрезентации определённой темы». К признакам формата он относит: «1) привязанность к целевой группе; 2) повторяемость; 3) ориентация на временные растры; 4) «обрамление» новостями; 5) связанность со сложившимся каноном, имеющим повторяющийся характер; 6) наличие «программных» элементов (язык, манера поведения и т.п.) в рамках общей концепции издания, канала».
Теперь обратимся к понятию подкаст: слово PodCast происходит от iPod (популярный музыкальный плеер) и Broadcast (трансляция) – отдельный файл или серия файлов аудиоформата в стиле радио- и телепередач в Интернете. Подкастинг является современной разновидностью не эфирного радио. Это следует из определения. Как мы знаем, в конце 19 века в мире появилась форма беспроводной связи, которая с течением времени переросла в полноценное радиовещание. Как и сегодня, в то время выделялся ограниченный диапазон частот, причем была и процедура лицензированного жесткого вещания, распространившаяся на эти частоты. В Соединённых Штатах Америки в 1993 году появилась первая передача, вещание которой осуществлялось через интернет. В то время мир услышал нечто новое, вместо привычного музыкального развлекательного формата. Передача «Internet Talk Radio» представляла собой шоу, где ведущий Карл Маламуд в формате интервью общался с экспертами из разных областей. В еженедельных выпусках поднимались темы науки, развитие интернета, и компьютерной техники.
Успешный результат шоу, и опыт Карла Маламуда вдохновил многих людей на эксперименты с форматом интернет-вещания. Уже в 1994 году концерт группы «Rolling Stones» стал первым масштабным событием, которое впоследствии было записано и опубликовано целиком в интернете. А вокалист
рок-группы Мик Джаггер даже передал особый привет всем фанатам, которые
слушали его через интернет. Возможно, такое крупное событие и перфоманс
подоткнуло крупных игроков на рынке технологий в то время к новому формату вещания. После этого компании «Microsoft» и «Nullsoft» представили свои приложения, предоставлявшие возможность пользователям доступ к новому типу контента. Данная сфера стремительно развивалась и в 1995 году появился портал «NetRadio» представляющий собой радиостанцию, которая функционировала только в сети интернет.
Признаками подкаста как медиаформата являются:
1) привязанность к целевой группе; каждый подкаст по-разному уникален, в качестве примера приведу несколько таких тематических подкастов: например серия подкастов «Осторожно, раскрашенно!» имеют целевую аудиторию в виде поклонников гик-культуры, графических романов. В подкасте обсуждаются новинки комиксов, стили рисовки, сценарии романов и так далее. Другой такой пример подкаст «Учительская», описание подкаста гласит: «Что мы на самом деле знаем об учителях? Они живут в кабинетах, питаются книгами и говорят мемами «а голову ты не забыл?». Но учитель — в первую очередь живой человек. Как учителя попадают в школу и куда деваются после? Как они на самом деле относятся к детям? Чем живут вне школы? Об этом и много другом вы узнаете в нашем подкасте, где мы беседуем с учителями в неформальной обстановке о детях, образовании и многом другом.» Некоторые сервисы предлагают подборку подкастов по интересам и профессиям, как правило эти сервисы расположены в рамках стриминговых сервисов: VK MUSIC, Яндекс. Музыка, Spotify, Apple Podcasts и т.д.
2) повторяемость: у всех подкастов разная, но, как правило, это 2 раза в неделю, периодичность выхода измеряется неделями.
3) ориентация на временные растры; потребитель контента может найти себе тот подкаст, который устраивает его по временным рамкам, но реально раскрыть тему выходит у тех подкастеров, чей продукт по длительности не менее полутора часов. В последнее время прослеживается тенденция на уменьшение длительности подкастов, в исследовании Яндекса от 2021 года: «Подкасты становятся короче. Медианная длительность выпусков у подкастов, появившихся в последние полтора года, почти на десять минут меньше, чем у тех, что запустились в 2017–2018 годах».
4) «обрамление» новостями: перед выходом очередного выпуска подкаста обязательно публикуется пост в социальных сетях подкастера о том, что выпуск скоро должен попасть в сеть, пример в приложении 1 (хочу сделать скришнот примера)
5) связанность со сложившимся каноном, имеющим повторяющийся характер; содержание выпусков может быть разным, но суть одна, это аудио, в котором мы слушаем одного и более людей, рассуждающих или обсуждающих актуальную тему. Каноничность заключается в жанровом своеобразии подкаста, вытекает из определения – транслируемая аудиозапись для прослушивания. многие исследователи сходятся на том, что форматы подкастов можно условно поделить на две большие категории: обсуждение и повествование. И вследствие этого выделяют повествовательный и дискуссионный принцип подкастинга. Повествовательный делает проблематику объемной за счет различных сюжетных линий, а дискуссионный расширяет контекст за счет разбора значимых, насущных тем, которые волнуют аудиторию. В соответствии со своей формой подкасты и имеют те или иные жанровые особенности.
6) наличие «программных» элементов (язык, манера поведения и т.п.) в рамках общей концепции издания, канала. Подкасты в действительности композиционно зачастую повторяют друг друга. Как правило, у каждого автора есть своя фирменная фишка, особенное приветствие или порядок информирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андреева Е. В., Георгий С. В. Подкасты как новая коммуникационная реальность и медиаобразовательная практика современной действительности//КРИЗИСЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ КАК ВЫЗОВ ОБЩЕСТВУ, КУЛЬТУРЕ, ЧЕЛОВЕКУ. Материалы XXIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Л.А. Закс [и др.]. Екатеринбург, 2021. С. 583-590
2) Воинова Е. А., Сивякова Е. В. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды // Социально-гуманитарные знания. 2018. No 12. С. 104–120.
3) Володина Е. Подкастинг: тенденции развития аудиоформата//Актуальные проблемы журналистики Сборник трудов молодых ученых. Выпуск XVI. Томск – 2021. С. 38-40
4) Вязкова А. А. , Карпова Е. В. Явление подкастинга в современном медиапространстве//МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ОТ ИДЕИ К ПРОЕКТУ. Материалы VI студенческой научно-практической конференции. Отв. редактор Д.А. Михеева. Йошкар-Ола, 2022. С. 323-330
5) Горина В.В., Юдина С.Д. Предпринимательство для психологов//МНОГОМЕРНОСТЬ БУДУЩЕГО - РЕАЛЬНОСТЬ ПОЛИМОДАЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, ПСИХИАТРИЯ. Общероссийская общественная организация «Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига». Новосибирск, 2022. С. 156-157
6) Дорофеева А. А. Подкастинг: новое радио в Интернете // Век информации. 2018. No 1. С. 192-195
7) Кинтонова А.Ж., Султанов Т., Габдрешов Г.Е., Кульбасов С. Подкасты и технология их разработки// МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ НАУКИ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 1. Уфа, 2022. С. 36-40
8) Когнитивная психология//https://postnauka.ru/themes/kognitivnaya-psihologiya (дата обращения 19.03.2023)
9) Круглова Л. А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития // МедиаАльманах. 2018. No 1 (84). С. 89-95
10) Круглова Л.А., Мамедов Д.З. Проблемы подкастинга в России. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021;20(6):156-167
11) Лекции по психологии//https://www.hse.ru/lectorian/psychology (дата обращения 19.03.2023)
12) Майнцер К. Взрывной подкаст. Как создать успешный проект от идеи до первого миллиона. – М. : Бомбора, 2020.
13) МакХью С. Повествовательный подкаст как цифровая литературная журналистика: концептуализация S-Town // Literary Journalism Studies. – 2021. - No 13. С. 1-5
14) Перепелица В.А., Писарева М.Н. Подкаст – что это такое? Анализ подкастов в СМИ и блогосфере//ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ. Материалы шестой Межвузовской студенческой научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. Москва, 2020. С. 120-130
15) Плуталова Е.О. Русскоязычные подкасты психологической тематики// ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ. Материалы VII межвузовской студенческой научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. Москва, 2021. С. 73-75
16) Подкасты: аудитория, рейтинги подкастов и подкастеров //Tiburon Research. – 19.02.2020. – URL: https://tiburon-research.ru/cases/issledovanie-podkasty-auditoriya-reytingi-podkastov-i-podkasterov (дата обращения: 19.03.2023).
17) Разговорчики по Фрейду// https://podcasts.apple.com/us/podcast/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D1%83/id1494777285 (дата обращения 19.03.2023)
18) Хьюстон, у нас проблемы!// https://podcasts.apple.com/ru/podcast/%D1%85%D1%8C%D1%8E%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BD-%D1%83-%D0%BD%D0%B0%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B/id1476852294?l (дата обращения 19.03.2023)
19) Чжан Лэчэнь. Подкастинг как новый формат для медиа// ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Сборник научных статей по итогам XII международной научной конференции. Том Часть 1. НПП Медпромдеталь. Волгоград, 2021. С. 240-250
20) SimplePsychology (Простая психология)// https://www.youtube.com/channel/UCSeGBMZ2peVYzsTQ3YdRXwg (дата обращения 19.03.2023)