Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте выступает как ведущий вид деятельности, который обеспечивает развитие личности ребенка и освоение социального опыта. Важность игровой деятельности в формировании личности детей подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Одной из задач ДОО является поддержка игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. По ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребенок «владеет разными формами и видами игры, участвует в совместных играх, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам». В связи актуальной проблемой дошкольного образования является организация процесса обучения детей игровой деятельности.
Проблема игры в психологии и педагогике рассматривается в работах Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской, О.А. Карабановой, Д.Б. Эльконина и других. Различные аспекты методики обучения детей сюжетно-ролевым, дидактическим играм раскрываются в работах В.П. Арсентьевой, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Н.Ф. Губановой, Н.В. Краснощековой и других.
Вместе с тем анализ научных исследований ведущих педагогов и психологов показал, что проблема создания условий для развития сюжетно-ролевой игры у детей старшегод ошкольного возраста с учетом требований стандарта еще недостаточно изучена.
Таким образом, проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания рядом противоречий между значимостью сюжетно-ролевой игры в формировании личности ребенка и потребностью обоснования и реализации условий организации сюжетно-ролевых игр с учетом требований стандарта дошкольного образования.
Выявленное противоречие обуславливает актуальность проблемы реализации условий развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с учетом требований стандарта дошкольного образования.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы «Специфика сюжетно-ролевой игры ребенка старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
3. Выявить уровень сформированности сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации условий развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, обработка данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МДОУ «Детский сад № 221 г. Барнаула». В исследовании приняли участие 12 детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет, методы исследования, охарактеризована структура работы.
В первой главе «Теоретические основы изучения сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» рассмотрено понятие «сюжетно-ролевая игра», компоненты игры, этапы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по изучению сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» рассмотрена методика диагностики игровой деятельности детей, представлены результаты исследования, сформулированы основные рекомендации.
Заключение содержит выводы по результатам проведенной работы, анализ выполненной работы.
Также работа содержит список литературы, включающий в себя 30 источников, приложения.
Работа содержит 37 страниц.
Глава 1. Теоретические основы изучения сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие «сюжетно-ролевая игра» в психолого-педагогической литературе
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Игровая деятельность является важнейшим видом деятельности детей дошкольного возраста. Особый вклад в разработку теории детской игры внес Л.С. Выготский, он впервые выделил ролевую игру как ведущий вид деятельности дошкольника и вывел ряд отличий в игре детей раннего и дошкольного возраста. Он отмечает, что игра дошкольника – это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний [5].
Д.Б. Эльконин считает игру видом деятельности дошкольников, в которой ребенок сначала на эмоциональной, а затем и на интеллектуальной основе осваивает систему межличностных отношений. Игра является наиболее интересным для детей видом деятельности [30].
А.Н. Леонтьев считал игру ведущим типом деятельности дошкольников, в которой ребенок сначала на эмоциональной, а затем и на интеллектуальной основе осваивает систему межличностных отношений [17].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 144 с.
2. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 136 с.
3. Богусловская, З.М. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
4. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2005. – 218 с.
5. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
6. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 121 с.
7. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
8. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
9. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – М.: Просвещение, 1975. – 220 с.
10. Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец. – М.: Сфера, 2001. – 228 с.
11. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
12. Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет / О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
13. Картаполова, О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / О.В. Картаполова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 2. – С. 64-66.
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
15. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 250 с.
16. Лаврова, Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста / Г.Н. Лаврова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90с.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
18. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2012. – 270 с.
19. Меджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детсада / Д.В. Меджерицкая; под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 159 с.
20. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 96 с.
21. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
22. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
23. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2006. – 203 с.
24. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – 156 с.
25. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2014. – 368 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
27. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
28. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
30. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2007. – 360 с.