Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Прокуратура составляет единую систему, структурные подразделения которой осуществляют различные правоохранительные функции. Для выполнения функций, возложенных на прокуратуру, прокуроры наделяются различными полномочиями, то есть совокупностью прав и обязанностей, которые необходимы для достижения целей и задач прокуратуры как правоохранительного органа. Одной из основных функций прокуратуры является прокурорский надзор, который включает в себя несколько видов надзора за деятельностью различных организаций и органов. Надзор осуществляется с целью исполнения законов, а также защиты прав и свобод граждан. современная российская прокуратура является самостоятельным государственно–правовым институтом, представляющим собой отдельную, независимую федеральную централизованную систему органов государственной власти. Достижение законности и правобеспеченности возможно при наличии независимого и централизованного внешнего органа власти, наделённого полномочиями для выявления нарушений и их устранений. Такую роль может играть только прокуратура.
Целью настоящего исследования является рассмотрение участия прокуроров в государственной власти. Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи:
– рассмотреть понятие прокуратуры и ее место в системе органов государственной власти Российской Федерации
– проанализировать принципы деятельности прокуроров системе органов государственной власти
– рассмотреть порядок формирования органов прокуратуры Российской Федерации и структуры их компетенции
– проанализировать взаимодействие прокуратуры и органов законодательной власти в Российской Федерации
– проанализировать взаимодействие прокуратуры с органами судебной власти в Российской Федерации
– проанализировать Взаимодействие прокуратуры с органами исполнительной власти в Российской Федерации
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления полномочий государственными служащими.
Предметом исследования являются нормы действующего российского законодательства, регулирующие все аспекты, связанные с организацией деятельности прокуратуры.
В качестве источников сведений использованы научные труды различных авторов, не исключая работы вышеназванных.
Нормативно–правовую базу исследования составляют акты федерального законодательства, а также подзаконные акты, относящиеся к сфере деятельности прокуратуры.
По структуре, настоящая работа состоит из введения, двух глав, расположенными согласно поставленным задачам, заключения, библиографического списка и приложений.
1. Основы деятельности прокурора в системе государственной службы
1.1. Понятие прокуратуры и ее место в системе органов государственной власти Российской Федерации
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации [1] и положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 происходит установление основ создания и развития прокуратуры Российской Федерации, а также в полной мере определяются основные особенности государственно–правового статуса данной структуры.
Согласно положениям обозначенного федерального закона, Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную и централизованную систему органов, посредством которых происходит реализация от имени Российской Федерации надзора за соблюдением норм Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действие которых осуществляется на территории Российской Федерации. Однако в положениях ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» также отмечено, что помимо отраженных в указанном определении функции, выполнение и осуществление которых возложено на прокуроров Российской Федерации, они также реализуют и ряд иных функций, которые определены положениями федеральных законов. [2]
В соответствии с положениями, нашедшими свое отражение в ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, был закреплен один из наиболее существенных и важных принципов в соответствии с которым ведется речь о наличии верховенствующего статуса как Основного закона страны, так и иных федеральных законов в пределах существующей территории Российской Федерации. Наличие подобного верховенства гарантирует единство, согласованность и стабильность всей существующей правовой системе. Его можно обозначить как законодательно закрепленное требование и принцип о том, что в любом случае необходимо, чтобы положения Конституции Российской Федерации и положения, принятых в соответствии с ней федеральных законов, которые не противоречили бы Конституции Российской Федерации, гарантировали верное, четкое, а также непрерывное и беспрестанное соблюдение положений, указанных нормативно–правовых актов, их реализацию и претворение в практической деятельности. [12] Применительно к Прокуратуре Российской Федерации, данные положения находят свое отражение в обязанности неукоснительного подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим, а также Генеральному прокурору. Структуру прокуратуры представим на рисунке.
Нормы, нашедшие отражение в тексте ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» пронизаны положениями о том, что первостепенное значение реализуемой данными органами деятельности состоит в том, чтобы гарантировать и обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина. В данном контексте нужно также сказать, что осуществление прокурорского надзора имеет значительное влияние на сфере обеспечения защиты прав граждан совершенно в различных областях жизнедеятельности. Например, в области трудовых правоотношений и защиты прав граждан на труд, прокуратура наделена возможностью вносить протесты на незаконно вынесенные приказы и иные акты, в соответствии с которыми бы незаконно ограничивались трудовые права граждан. Кроме того, прокуроры имеют право вносить представления, а также возбуждать как гражданские, так и уголовные дела. Наряду с этим, прокуратура призвана вести борьбу за соблюдение и защиту интересов, как общества, так и самого государства, деятельность которого направлена на служение человеку и обществу. [14]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 30.12.2008 N 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ, от 21.07.2014 N 11–ФКЗ)// «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)// «Российская газета», N 229, 25.11.1995.
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215.
4. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58–ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации»// «Российская газета», N 104, 31.05.2003
5. Воеводина Т.Г. Роль органов прокуратуры в профилактике правонарушений несовершеннолетних в свете Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182–ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 11. С. 103 – 107.
6. Гальченко А.И. Исторические аспекты деятельности российской прокуратуры по предупреждению нарушений законов // Lex russica. 2017. N 9. С. 22 – 35.
7. Долгополов П.С. Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности // СПС КонсультантПлюс. 2018.
8. Каширина О.Н. Прокуратура России – субъект предупреждения преступлений // Законность. 2017. N 11. С. 31 – 32.
9. Крошкин К.В. Предмет деятельности органов прокуратуры по профилактике правонарушений // Законность. 2018. N 3. С. 37 – 41.
10. Литвинова Е.П. Надзор за исполнением законодательства о «дальневосточном гектаре» // Законность. 2017. N 9. С. 7 – 10.
11. Левченко О.А. Разрешение обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы в органах прокуратуры // Законность. 2017. N 7. С. 14 – 16.
12. Меркурьев В.В., Соколов Д.А. Участие прокуратуры и войск национальной гвардии в обеспечении права на выражение мнения и свободы на проведение собраний и объединений // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 8. С. 30 – 37.
13. Неганова Е.Н. Предметный принцип организации прокурорской проверки с учетом новелл законодательства о прокуратуре // Современное право. 2017. N 7. С. 22 – 26.
14. Паламарчук А.В. Актуальные вопросы прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства: Сборник публикаций. М.: Ген. прокуратура, 2014. С. 49.
15. Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан // Законность. 2017. N 7. С. 3 – 6.
16. Пересыпкин А.В. Роль органов прокуратуры и проблемы осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства в условиях изменившегося законодательства // Российская юстиция. 2017. N 10. С. 55 – 57.
17. Смирнова Л.А. Контроль за расходами государственных служащих: роль прокуратуры // Законность. 2017. N 10. С. 33 – 36.
18. Хусяйнова С.Г. Обеспечение законности в деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищно–коммунального хозяйства: прокурорско–надзорный аспект // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 9. С. 25 – 28.