Фрагмент для ознакомления
2
Существует множество видов мозгового штурма, большинство из которых можно использовать для решения профессиональных задач на деловых встречах. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговой штурм, мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на белой доске, сольный мозговой штурм, визуальный мозговой штурм, мозговой штурм на японском языке. Рассмотрим особенности этих технологий.
1. Обратный мозговой штурм
Его предпочтительно использовать при разработке новой улучшенной выкройки, новой услуги или новой идеи, если решаются две творческие задачи:
определение максимального количества дефектов в существующих продуктах, услугах, идеях;
максимальное устранение этих дефектов во вновь разрабатываемом продукте или услуге.
Цель обратного мозгового штурма — составить как можно более полный список недостатков рассматриваемого предмета или идеи, которые можно критиковать без ограничений.
В результате обратного мозгового штурма составляется наиболее полный перечень недостатков, недостатков и возможных проблем рассматриваемого предмета, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный перечень недостатков обеспечивал конкурентоспособность. объекты в течение длительного времени.
2. Теневой мозговой штурм
Не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и активном вмешательстве посторонних. В связи с этим некоторые генераторы идей советуют создавать условия одновременного присутствия и отсутствия при мозговом штурме на деловой встрече. Эти противоречия можно разрешить с помощью теневого мозгового штурма.
Процесс будет модерироваться двумя подгруппами генераторов идей. Некоторые из них — на самом деле генераторы — выкрикивают идеи вслух, следуя условиям критики. Другая подгруппа, теневая группа, следит за ходом работы генератора, но не принимает непосредственного участия в обсуждении. Каждый участник записывает свои идеи в результате обсуждения, проведенного в активной подгруппе.
Перечень представленных генераторами идей и перечни решений, предложенных всеми членами вариационной группы, после сессии передаются группе экспертов, задачей которых является не только оценка идей, но и их развитие. . , соединяются, т. е. творческий процесс в этой группе вступает в новую фазу.
3. Комбинированный мозговой штурм
Вышеуказанные методы расширенного (или теневого) и обратного мозгового штурма можно использовать вместе в различных комбинациях.
Двойной прямой мозговой штурм состоит из 2-3-дневного перерыва после прямого мозгового штурма, после чего он повторяется снова. Во время перерыва специалисты, участвующие в деловой встрече, включают мощный творческий аппарат решения проблем — подсознание человека, которое синтезирует неожиданные фундаментальные идеи.
Обратный — прямой мозговой штурм обычно используется для прогнозирования развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляются все недостатки и слабые, слабо развитые или недостаточно поддерживаемые стороны существующего объекта, идеи и выделяются основные. Затем они проводят обратный мозговой штурм, чтобы устранить основные предполагаемые недостатки и разработать совершенно новый дизайн решения. Этот цикл следует повторить, чтобы увеличить время предсказания.
4. Брейнрайтинг
Эта методика основана на методике мозгового штурма, но члены группы представляют свои предложения не вслух, а письменно. Они записывают свои идеи на бумаге, а затем делятся ими. Идея соседа становится толчком к новой идее, которая добавляется на результирующую страницу. Группа обменивалась листовками в течение 15 минут.
5. Индивидуальный мозговой штурм
Этот метод по существу ничем не отличается от метода коллективного мозгового штурма и проводится по тем же правилам. Разница лишь в том, что сеанс ведет один эксперт. Генерирует собственные идеи, сам их регистрирует, часто оценивает собственные идеи. Продолжительность сеанса не должна превышать 3-10 минут. Все возникающие идеи необходимо фиксировать на бумаге. Автор должен начать их оценивать не сразу, а через какое-то время, например, через неделю.
Чтобы успешно использовать индивидуальный мозговой штурм, вы должны научиться задавать себе вопросы с возможными альтернативными ответами.
6. Мозговой штурм за столом
В специальном помещении, где проводится деловая встреча, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники могли размещать страницы с заметками о творческих идеях, которые приходят им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В середине крупными яркими (разноцветными) буквами напишите задачу, которую необходимо решить.
7. Мозговой штурм соло
Данная технология может использоваться как в коллективной, так и в индивидуальной работе. Если кто-то из экспертов хочет использовать технику мозгового штурма самостоятельно, лучше создать для его идей специальный файл. В файле заслуживают абсолютно все идеи - удачные, не очень и даже идеи, которые кажутся совершенно абсурдными или пустыми. Затем приходится перебирать все свои идеи, что-то добавлять, исправлять и обобщать, выбирая те мысли, которые оптимально способствуют достижению цели, решению проблемы.
8. Визуальное мышление
Как правило, идеи возникают быстро, одна за другой, и набросок, сделанный в момент зарождения идеи, позволяет не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять импульс в мыслительном процессе.
Основные принципы визуального мозгового штурма:
Скорость и гибкость мышления
Отсутствие преждевременной критики
Быстрая реакция
9. Японский мозговой штурм
Существует также японская (кольцевая) система принятия решений — «кингишо», суть которой заключается в подготовке инновационного проекта к рассмотрению. Выносится на обсуждение лиц по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предложенное решение и дать свои комментарии в письменной форме. После этого будет встреча. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение не совсем понятно руководителю. Специалисты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, формируется вектор предпочтения, который определяется по одному из следующих принципов:
а) большинством голосов – выбирается решение, за которое проголосовало наибольшее количество болельщиков;
б) диктатор - за основу берется мнение одного человека.
Этот принцип характерен для военных организаций, а также для решения особых ситуаций;
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие / К.Ю. Белая. –М.: «Сфера», 2004.-С. 430
2. Быков, А.К. Методы активного социально-педагогического обучения/ А.К. Быков.-М.:Сфера, 2005.-С. 244
3. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: уч.пособие для студ. педвузов /М.М.Левина.-М.: Академия, 2001.-С. 172
4. Матяш, Н.В. Методы активного социально-педагогического обучения / Н.В. Матяш.-М.:Сфера, 2000.-С.252
5. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / А.Н. Морева.-М.: Академия, 1998.-С.146
6. Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, Декабрь 2014 г.). – Санкт-Петербург: Сатис, 2014. – vi, 168 с.
7. Викентьев И.Л. Современные методики творчества/креатива (обзор). // Вопросы психологии. - 2015. - №4. - С.56-61.
8. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. СПб.: Питер, 2015. - 348с.
9. Ерофеев В.К., Карягин Н.Е., Ноздрина Е.Г. Сценарное моделирование как технология принятия групповых решений. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2013. - 146с. .
10. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. // www.superidea.ru
11. Методы социальной психологии. / Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. - М.: ИНФРА-М. 2015. - 264с.
12. Осборн А. Управляемое воображение. – 1953.
13. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М.: МПСИ, 2013. - 280с.
14. Паперная Г. Плоды мозгового штурма. // www.vremya.ru .Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 2014. - 310с. .
15. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, – Спб, 2005.
16. Рязанцева Ю. А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6629/
17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. / Пер. с нем. - М.: Генезис, 2015. - 480с.
18. Халлерн Д. Психология критического мышления – СПб.: Питер, 2000.
19. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Банки и биржи, 1994.