Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Культура народа является многовековым концентрированным опытом народа, который материализуется в искусстве, труде и быте: традициями, обрядом, обрядом, верованием; мировоззрением, нравственным и естественными ценностями, определяющими лицо народа, его самобытность.
Почему в праздничные дни большое количество людей собирается под открытым небом? Что привлекает их на площади и улицы города и объединяет в различные группы, чтобы петь, танцевать и играть в игры? В празднествах, в праздничном поведении народа люди чувствуют себя более целостными как единое целое, как нация, как народ. Вырвавшись из круга отчуждения и ограниченных благ, люди чувствуют себя творцами собственной истории. Длительная история народных праздников доказывает их жизнестойкость и требует дальнейшего многогранного осмысления и исследования. Это тем более актуально, что фестивали являются неотъемлемой частью концепции развития народной художественной культуры и духовности народа.
Культура народных праздников воспитывает каждого отдельного человека и всю группу в целом, учит людей умению выражать солидарность. Фестивали поднимают дух, концентрируют творческую энергию масс и выражают коллективные чувства. Опираясь на это, они раскрывают истинные идеальные устремления народа. Здесь каждый человек является одновременно исполнителем и зрителем, творцом и участником особого образа жизни со своим коллективным способом поведения, обусловленным традициями, обычаями, обрядами, церемониями и ритуалами.
Выбранная нами тема исследования является актуальной. Сегодня зрелищные народные праздники пользуются популярностью и успехом у народа, но с другой стороны, организация и подготовка народного праздника на открытом воздухе в любое время года более ответственна, трудоемка, длительна и не всегда полностью успешна.
Необходимы кардинальные изменения в постановке целей и организации всего культурного возрождения, основанного на народных традициях и учитывающего ритм современной жизни и потребности людей. Иначе неизбежна потеря исторического опыта поколений, сконцентрированного в различных формах традиционной народной культуры, а вместе с ним и национальной идентичности в жизни людей.
Объект исследования – народный праздник.
Предмет исследования – Особенности режиссуры народного праздника в современных условиях.
Целью работы является выявление способов создания атмосферы народного праздника.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотрение природы народных праздников как театральных действ;
2. Проанализировать способы создания атмосферы народного праздника
Методы исследования: изучение источников и литературы в сети Интернет, анализ продуктов деятельности.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для студентов учебных заведений, аспирантов, специалистов социально-культурной сферы, сотрудников учреждений культуры клубного типа и ведущих специалистов в области культуры.
Глава 1. Теоретические основы народных праздников как театральной формы
2.1 Природа народных праздников
В любой стране, в любое время года, одним из самых любимых периодов в календаре и самым любимым времяпрепровождением или ритуальным занятием был и остается "праздник". У каждого праздника есть свое время, своя идея и свое "лицо". Именно поэтому считается, что народный праздник невозможно создать или придумать. Он должен переживаться десятилетиями и закрепляться в сознании последующих поколений в соответствии с опытом предыдущих поколений. Поэтому организация народных праздников - дело чрезвычайной важности, необходимое для сохранения преемственности поколений и сохранения истории народа. Народные праздники, с одной стороны, дают возможность повеселиться, снять физическое и психическое напряжение, проявить свои таланты, а с другой стороны, позволяют почувствовать свою принадлежность к чему-то мощному, историческому и символическому. Для многих народные праздники — это возможность творческой самореализации и самовыражения, ощущения собственной значимости и получения одобрения и признания окружающих.
Праздник — это период времени, выделенный в календаре в честь чего-то или кого-то, имеющий сакральный (не светский, мифический) смысл и связанный с культурной или религиозной традицией. Это слово также используется в других подобных значениях:
- Противоположность будничному дню, официальный день отдыха, назначенный в связи с каким-либо календарным событием;
- День отдыха; приятный способ провести свободное время;
- День какого-либо приятного события;
- Всеобщее оживление (обычно используется в таких фразах, как "праздник жизни").
Народные праздники — это явление народной культуры и выражение содержательного свободного времени народа. Это всегда увлекательное зрелище, в котором действующие лица и участники объединяются и повторяют одни и те же игры (пение и пляски, состязания в силе), словно заново рождаясь, тем самым накапливая практический опыт культурного досуга участников.
Содержание народных праздников имитирует жизнь, создает универсальный образ мира, вводит людей в жизнь этого образа мира и заставляет их следовать определенным правилам игры. Поэтому народные праздники иногда снимают напряжение, агрессию и деструктивность и являются местом психологической релаксации участников, например, через формы смеха, а в другое время они сильно заряжают энергией и придают душевные силы.
Участниками народных праздников являются взрослые и дети. По мнению экспертов, и взрослые, и дети могут реализовать свои потребности в общении и подчинении, выполняя несложные творческие задания и элементы фестивальных ритуалов и игровой деятельности. Здесь нет осуждения за плохое выполнение заданий или отсутствие необходимых навыков, не ставятся оценки, создается пространство для взаимопомощи, взаимоподдержки и рационального (делового) взаимодействия. Спонтанное желание "победить" в "схватках", "потасовках" и "лапте", и реализация этого желания многими взрослыми и многими мальчиками на народном празднике, удовлетворяет желание проверить себя, самоутвердиться среди сверстников и признать свою индивидуальность.
Древние славянские праздники, независимо от их тематики и времени года, объединяла одна общая черта. Запрещалась любая тяжелая работа, включая пахоту, сев, косьбу, рубку дров, строительство и ремесла. Дома убирали, не допускали ссор и прекращали всякую вражду. Жаловаться и ругаться не разрешалось, только приятные и радостные вещи. Нарушение этого правила наказывалось поркой. Требовалась соответствующая одежда. Также предоставлялись обильные напитки.
Наши предки верили, что веселье и полный желудок дают особую энергию. И верили, что эта энергия проникает в землю, небо и воду, принося хороший дождь и обильный урожай. И, конечно, народные праздники не могли существовать без гуляний, песен, хороводов и особых, порой мистических ритуалов.
После обращения Руси князем Владимиром в 988 году народные праздники магического характера, главной целью которых было увеличение урожая и поголовья скота, постепенно сменились церковными праздниками, основой которых была благодарность единому Богу и получение прощения и милости с небес.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 160
2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.
3. Будина, О. Г. Город и народные традиции русских / О.Г. Будина, Н М. Н, Шмелева. - М.: Наука, 1989. - 250 c.
4. Бармак А. А. Художественная атмосфера. Этюды. – М.: ГИТИС, 2010.
5. Вавренчук Н. А. Праздник прекрасных дам. – Киев, 2011.
6. Кенько Т. Прекрасная половина человечества в шедеврах мастеров мира: XX век. – М.: ВЦХТ, 2010.
7. Кудряшов О.Л. Сценическая атмосфера и «Лицо автора». – М.: ВЦХТ, 2012.
8. Кухарева, Галина Игоревна; Надыршина Наталья Александровна История Новых Праздников В России, Вып. 1 (Праздники С Января По Июнь) / Александровна Кухарева Галина Игоревна; Надыршина Наталья. - Москва: РГГУ, 2005. - 46 c.
9. Мочалова Т. Ее величество Женщина. / Дополнительное образование, 2013г.
10. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. – СПб: Азъ, 2012.
11. Попов А.Д. Спектакль и режиссер. – М.: ВЦХТ, 2010.
12. Тарасова Е.Н. Святые женщины России. // Классный руководитель. - 2008. - №1.
13. Чехов М. Литературное наследие: в 2 т. Т 2. – М.: Искусство, 2008.
14. Энциклопедия российских праздников./ Сост. В.М. Воскобойников, Н.М. Голь. – СПб.: Респекс, 2007.
15. Тульцева Л.А. современные праздники и обряды народов СССР. – М.: Наука, 1985. 1.
16. Шароев И.Г. Театр народных масс. М., 1978. С. 120–12
17. Щуров В.М. региональные традиции в русском музыкальном фольклоре // Музыкальная фольклористика.