Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Выборы как социальное явление, начиная с 1989 года, прочно вошли в нашу повседневность, стали привычным атрибутом жизни россиян. Принятие новой Конституции Российской Федерации повлекло за собой коренное обновление правовой базы выборов, а избирательный процесс стал претерпевать все более качественные изменения.
В свете новой Конституции Российской Федерации реформа всей системы органов государственной власти и местного самоуправления объективно сделала необходимым регулярное проведение выборов на федеральном, региональном и местном уровнях. В этих условиях возникла потребность в глубоком научном понимании огромного опыта, накопленного за столь короткий промежуток времени, но богатого избирательными практиками. Электоральная проблематика привлекает все большее внимание ученых и практиков. В юридической литературе опубликовано много статей, как в виде отдельных статей, так и в виде монографических исследований, посвященных различным аспектам организации и проведения выборов.
Глава 1. ДОСТОВЕРНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ ВЫБОРОВ
1.1. Понятие достоверности избирательного процесса и способы ее достижения
Когда проводятся выборы, существует риск искажения воли народа. Опасность такого искажения связана с тем, что избранные органы власти не соответствуют реальной воле народа и вряд ли могут быть легитимными и, следовательно, демократическими.
Решение об итогах выборов и результатах голосования зависит от избирательных комиссий; другие органы власти или отдельные лица не имеют права принимать такие решения, и поэтому кажется, что главная угроза демократическим институтам, искажающая волеизъявление народа, не может возникнуть только через избирательные комиссии [9].
Чтобы избирательные комиссии могли правильно подсчитывать голоса избирателей, не искажая их волеизъявление, необходимо создать условия, при которых члены избирательной комиссии были бы заинтересованы в определении результатов и итогов выборов. В настоящее время правила, регулирующие голосование, подсчет голосов и подсчет голосов, не позволяют создать эффективные механизмы для предотвращения мошенничества.
Первоначально в социологии преобладали статистические методы анализа выборов, связанные с поиском уникального сочетания природных, экономических, социальных и исторических факторов, которые обеспечивали бы относительную стабильность электоральных ориентаций или объясняли характер их эволюции.
В 40-50-е годы П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, а также социологи Чикагской школы во главе с А. Кембеллом внесли основной вклад в развитие этого направления, которое с определенной долей условности можно назвать "социологией выборов". Их исследование было сосредоточено на влиянии социального статуса избирателей на их поведение, анализе причин изменения их политической ориентации, влиянии на избирателей средств массовой коммуникации и межличностного общения.
Что касается российской социологии, то до конца 80-х годов XX века проблемам избирательной кампании уделялось мало внимания. В лучшем случае это был пересказ официальной статистики, в которой все было известно заранее. Ситуация начала кардинально меняться со времен выборов народных депутатов СССР в 1989 году, когда впервые за историю существования Советского государства избиратель получил право сделать реальный выбор из нескольких кандидатов, а процедура голосования приобрела определенный смысл лично мотивированное политическое поведение.
1.2. Использование информационных технологий в ходе избирательного процесса
В современном обществе вся социальная система, в том числе политическая, претерпевает трансформацию в результате широкого внедрения цифровых технологий. Цифровая технология - это совокупность научно-технических достижений, связанных с внедрением и непрерывным использованием всех технических новшеств, в том числе элементов компьютерных технологий, основанных на применении двоичного кодирования информации и ее последующем распространении с помощью определенных информационных средств.
ЦИК России стал участником Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации " в 2018 году, поэтому на современном этапе активно внедряются инновационные технологии, которые делают избирательные процедуры более прозрачными [12].
Особого внимания заслуживает то, что на выборах Президента Российской Федерации в 2012 году впервые была применена система видеонаблюдения, предназначенная для борьбы с фальсификациями на выборах с целью сохранения свободы слова граждан и защиты демократических принципов. Технология основана на установке веб-камер на избирательных участках, с помощью которых граждане Российской Федерации через специальный портал наблюдают за процессом голосования до завершения подсчета голосов и подписания протоколов. Безусловно, использование такой цифровой технологии способствует повышению прозрачности и прозрачности избирательного процесса.
1.3. Особенности технологий, используемых для обеспечения достоверности процедуры выборов
Честность-это довольно сложная для определения концепция, которая, тем не менее, является важным элементом демократического управления. Честность является неотъемлемой частью демократических принципов. Она способствует проведению свободных и справедливых выборов, без которых демократия была бы поставлена под угрозу.
Важнейшее значение имеет соблюдение правил честности выборов: без их эффективного соблюдения даже самые лучшие правила и процедуры остаются, по сути, благими намерениями. Надлежащая правовая структура и процедуры особенно важны в борьбе с коррупцией. Необходимо создать правоприменительные механизмы, позволяющие своевременно арестовывать и наказывать всех нарушителей избирательного законодательства профессионально и беспристрастно. Эффективное правоприменение законов поможет не только защитить целостность избирательного процесса, но и предотвратить будущие проблемы [25].
Классические подходы к доверию к избирателям, как правило, сосредоточены на механизмах, которые срабатывали на каждом этапе цепочки, от намерения избирателя до конечного результата. Голосование является примером распределенной системы, и в целом разработчики распределенных систем давно знают, что такой локальный таргетинг может игнорировать одни уязвимости, чрезмерно защищая другие. Альтернативой является использование сквозных измерений, предназначенных для защиты целостности всей цепи.
В 2002 году было отмечено, что существующие системы оптического сканирования для голосования не соответствуют разумным стандартам сквозного доступа [7].
Полный охват доверия к выборам часто включает в себя несколько этапов. Избиратели должны убедиться, что они отметили свои бюллетени, как и ожидалось, мы используем пересчет голосов или аудит, чтобы защитить этап суммирования бюллетеней для получения результатов голосования, и мы используем публикацию всех промежуточных итогов, чтобы убедиться, что окончательные результаты подведены правильно местные результаты [13].
Хотя такие меры, как бумажные контрольные журналы и ручной пересчет голосов избирателей, улучшают нашу защиту, они лишь слабо защищают доверие к физическим или электронным урнам для голосования. Бюллетени могут быть удалены, заменены или к ним могут быть добавлены метки (например, для заполнения пустых бюллетеней голосами за желаемого кандидата или для заполнения и обесценивания голосов за нежелательных кандидатов). Этот недостаток послужил стимулом для разработки обсуждаемых здесь сквозных проверяемых систем голосования, иногда называемых системами голосования E2E . Эти попытки охватывают весь путь от действий избирателей до результатов выборов всего двумя мерами:
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «EXIT POLL» В ВЫБОРНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Специфика использования опросной технологии «Exit poll»
"Экзит-полл" - это анонимный выборочный опрос избирателей на выходе с избирательных участков. Они обычно проводятся по заказу различных организаций: партий, средств массовой информации, независимых международных организаций и обычно проводятся специальными центрами по изучению общественного мнения [5].
Популярность экзит-полов объясняется тем, что они предоставляют актуальную информацию о реальном составе электората (явка избирателей на избирательных участках, возрастной и социальный сегмент проголосовавших), что помогает понять наличие и степень массовых фальсификаций или нарушений, как во время, так и после голосования. голосование и во время подсчета голосов. А также "Экзит-полл" позволяет получить предварительную оценку результатов выборов, можно определить потенциального победителя выборов с достаточно высокой степенью точности. Скорость получения их результатов превратила "Экзит-полл" в средство прогнозирования результатов выборов во временном режиме их проведения. Но, как выразил свое мнение Николас Мун (научный секретарь Британского избирательного совета): "Экзит-полл - это довольно дорогой способ узнать результаты голосования всего за пару часов до того, как вы получите официальные данные". По его мнению, ценность "экзит-пола" намного выше, чем просто предоставление данных досрочно [8].
Во-первых, получение информации о том, почему были проведены выборы, почему люди проголосовали, а также в какой-то степени о том, насколько честно были проведены эти выборы. Хотя, основываясь на результатах "Экзит-пола", сделать такой вывод невозможно.
В переводе с английского exit poll означает "экзит-полл".
Первый опрос избирателей непосредственно на выходе с избирательных участков был проведен в 1967 году в США во время выборов губернатора штата Кентукки. В 1972 году такой опрос проводился уже во время президентских выборов по всей стране. Методология "Экзит-полла" в США была разработана и протестирована У. Митофски, директором Центра выборов и опросов общественного мнения телекомпании CBS. Классический, самый популярный способ проведения "экзит-пола" практически не изменился с течением времени. Тех, кто покидает избирательные участки, опрашивают (на условиях анонимности), за кого они голосовали. Однако формат инициативного исследования сильно отличался от того, что мы знаем сейчас.
2.2. Достоинства и недостатки опросной технологии «Exit poll»
Опросы на выходе с избирательных участков быстро завоевали большую популярность в Соединенных Штатах. Такие опросы имели три неоценимых преимущества для их организаторов и пользователей. Один из них - политический. Благодаря технологии опросов, усовершенствованной в пятидесятых годах, результаты экзит-полов уже обрабатывались на Восточном побережье Соединенных Штатов, когда выборы все еще продолжались на остальной территории. Телевидение транслировало их результаты, предсказывая общий исход выборов, и штабы партий и кандидатов все еще могли вносить коррективы в предвыборную кампанию.
Экзит-поллы стали бесценным подарком для телекомпаний - они помогли превратить предвыборное шоу в яркое шоу, позволили им показать процесс голосования по всей стране практически в режиме реального времени - по мере того, как волна голосования перекатывается с Восточного побережья на Запад [22].
Третье, пожалуй, самое важное преимущество экзит-полов заключается в том, что экзит-поллы предоставляют бесценную информацию о реальном составе электората - кто за какую партию или кандидата голосовал, полный социально-демографический портрет реальных избирателей. Портрет тем более объективен, что выборки таких опросов обычно велики - не менее 10-15 тысяч респондентов на выборах в штатах и городах и до 150 000 респондентов на общенациональных выборах, что позволяет анализировать электоральное поведение небольших социальных групп. Кроме того, в Соединенных Штатах, благодаря давней традиции проведения опросов, большинство респондентов, включая тех, кто только что проголосовал, вполне охотно отвечают на длинные анкеты. В американских экзит-поллах анкеты включают по 30-40 вопросов в каждой. Это позволяет вам получить бесценную информацию о политических взглядах избирателей, оценке партий и политических лидеров, об их голосовании в прошлом и о том, как они принимали решение на этих выборах.
По мере проведения опросов на выходе с избирательных участков усилилась критика этой практики как влияющей на результаты выборов. Распространились оценки, что некоторые избиратели, узнав о негативном прогнозе для своей партии или кандидата, не пошли голосовать, потому что не видели в этом никакого практического смысла. Эти обвинения особенно усилились в 80-е годы, и в результате телекомпании под давлением Конгресса отказались транслировать результаты экзит-полов до окончания голосования. Это, однако, не исключило возможности утечек информации о ходе экзит-полов, которые периодически происходят во время выборов.
2.3. Опыт использования опросной технологии «Exit poll»
В настоящее время "экзит-полл" стал очень популярным, поскольку нынешнее состояние российской политики оставляет желать лучшего. А честность выборов просто необходима, потому что от выборов зависит будущее страны.
Как показывает практика, процент отказов в опросах такого типа даже ниже, чем в обычных предвыборных опросах. Это связано с тем, что люди принимают участие в выборах несколько активнее, чем среднестатистическое население, кроме того, важную роль играет психологический фактор. Ведь люди, которые только что проголосовали, сделали свой выбор, эмоционально более открыты и более склонны к общению на эту тему.
В качестве примеров давайте рассмотрим опросы избирателей в соседних странах с прямыми президентскими выборами: в России (2012), на Украине (2014) и в Польше (2015). Как следует из таблицы 1, между этими штатами существуют некоторые различия в определении размера выборки избирательных участков. Итак, если рассчитать предельную ошибку выборки по формуле простого случайного отбора (с доверительным интервалом 95% и процентом положительных значений 0,5), то для России она составит 3,45%, Польши – 4,34%, Украины – 5,16 %.
В случае Украины превышение допустимой погрешности в 5% связано с невыполнением первоначального плана, охватывающего 400 объектов. Впоследствии авторы указали, что все участки, где опрос провести не удалось, находились в Донецкой и Луганской областях, где исследование было невозможно по объективным причинам (военные действия). Если бы первоначальный план по количеству фотографий был выполнен, предельная погрешность могла бы составить 4,87%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Право голоса и избирательный процесс напрямую связаны с политической сферой государства и гражданского общества. В то время как право голоса по существу регулирует политическое право граждан избирать и быть избранными, избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти. В совокупности они составляют политическую и правовую основу функционирования институтов системы представительной и выборной демократии.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антонов О.Ю., Багмет А.М., Бычкова Е.И. Противодействие преступлениям против избирательных прав граждан: уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты: монография. - М.: Юрлитинформ, 2020. - 256 с.
2. Бузин А.Ю. Эволюция электоральных показателей российских выборов // ПОЛИС. - 2022. - № 6. - С. 62–70.
3. Васильев В.И., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании. - М.: Институт развития избирательных систем, 2019. - 463 с.
4. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 224 c.
5. Дамм М.А. К вопросу о субъекте фальсификации избирательных документов, документов референдума // Уголовно-правовые меры борьбы с преступностью. - 2022. - № 1 (17). – С. 23-29
6. Добреньков В. И., Кравченко А. И… Социология: в 3 т., Т.1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2020. –400 с.
7. Душин И., Сысун А., Ложкин Б. Выборы: технологии избирательных кампаний. -Харьков: Издательство ХГТИ, 2020. - 348 с.
8.Елисеев, С.М.Политическая социология: учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2022. — 412 с.
9. Князев С.Д. Российское избирательное право. - Владивосток, 2021. – 279 с.
10.Кравченко А.И. Социология: Учебник.- СПб и др. Питер, 2020 -431с.
11.Латышева, В.В.Социология и политология: учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2022. — 304 с.
12. Любарев А.Е. Мертвые души. Методы фальсификации итогов голосования и борьба с ними. - М.: Крокус, 2020. - 192 с.
13.Мухтаров М. М. Фальсификация в избирательных кампаниях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - 2. - С. 97–99.
14.Никитина, Ю. А. Фальсификация в избирательном праве // Молодой ученый. - 2021. - № 49 (391). - С. 244-246.
15.Подлазов А.В. Формальные методы выявления масштабных электоральных фальсификаций на материале федеральных выборов 1999-2018 гг. // Препринты ИПМ им. М.В.Келдыша. - 2019. - № 2. – С. 28
16. Политическая социология/ Отв. ред. В.Н. Иванов и Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2020. – 240с.
17.Рой, О.М.Исследования социально-экономических и политических процессов: учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2022. — 331 с.
18.Свобода, выбор, ответственность: сборник статей и материалов Межрегиональной научно-практической конференции по вопросам избирательного права и избирательного процесса / под ред. Н.В. Артамоновой. – Брянск: РАНХиГС, 2022. – 224 с.
19. Турищева Н.Ю. Избирательный документ как предмет совершения преступления // Юридический мир. - 2021. - № 6. – С. 112-119
21. Турищева Н.Ю. Преступления против избирательных прав и права на участие в референдуме. - СПб.: Юридический центр-Пресс, 2020. - 339 с.
22.Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2020. – 464 с.
23. Чуров В.Е. Итоги выборов. Анализ электоральных предпочтений. // Труды ИСА РАН. - 2021. - Т. 38. - С. 6–22.
24.Шапиев С.М. Уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов и итогов голосования // Журнал о выборах. - 2022. - № 5. – С. 67-73
25. Щиголев Ю. Уголовная ответственность в области избирательных прав // Российский следователь. - 2022. - № 6. – С. 56-61