Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конституция России отражает значительные изменения в общественной жизни и определяет основные направления будущего развития страны. Она заявляет о том, что Россия является демократическим, федеративным, правовым и светским государством, где суверенитет принадлежит многонациональному народу, который является единственным источником власти, а также где главными ценностями являются права и свободы человека.
Государство формирует специальные органы, которые занимаются поддержанием законности и порядка в обществе. Основная задача этих органов - защита прав граждан от нарушений, выявление, предотвращение и пресечение правонарушений, а также применение мер принуждения в отношении нарушителей. Такие органы обычно называются правоохранительными.
Прокуратура Российской Федерации занимает особое положение в системе государственного управления. В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура является единой федеральной централизованной системой, которая, помимо других функций, прежде всего, осуществляет контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов Российской Федерации в целом.
Тема курсовой работы актуальна в связи с ролью обеспечения административной законности в современной России, в период правового государства и формирования гражданского общества. Государственные органы должны точно и последовательно применять законы, чтобы укрепить авторитет закона, заставить граждан доверять ему и создать взаимную ответственность между государством и гражданами. Надзорные органы должны обеспечить реализацию этого принципа.
Федеральный централизованный орган надзора является единственным, который отвечает за соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, применяемых на территории Российской Федерации.
В последнее время все чаще происходят нарушения в сфере государственной власти со стороны центральных и муниципальных органов, ответственных за административное управление. Органы прокуратуры также сталкиваются с активным сопротивлением при попытке устранения этих нарушений и вмешательства в свою деятельность. Такие действия приводят к нарушению работы государственных органов, нестабильности в обществе, нарушению прав и свобод граждан, а также пренебрежению их законных интересов.
Таким образом, важной задачей государственной политики Российской Федерации на ближайшее будущее является обеспечение соблюдения законности. Для достижения этой цели необходимо разработать и внедрить комплекс мер, направленных на безусловное соблюдение и исполнение законов на всей территории государства.
В связи с этим значимость прокуратуры становится все более важной, так как ее задача заключается в том, чтобы контролировать точное и единообразное соблюдение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, а также общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.
Данная работа направлена на изучение конституционно-правовых основ, связанных с организацией и деятельностью Генеральной прокуратуры. Для достижения данной цели были определены следующие задачи: изучить историю формирования и развития органов прокуратуры в России; определить понятие прокуратуры и ее место в системе органов государственной власти; проанализировать систему и структуру прокуратуры Российской Федерации.
Изучению подлежат общественные отношения, которые связаны с деятельностью контрольных органов, направленных на укрепление авторитета закона и повышение доверия граждан к нему, а также на установление взаимной ответственности между государством и населением.
Объектом же исследования является структура контрольных органов и принципы их работы.
Предметом исследования является непосредственно структура и принципы деятельности надзорного органа.
Методологическую базу исследования составляют общие и частные методы научного познания правовых явлений и процессов, среди них: анализ, сравнительно-правовой, объективизм, формально-юридический.
Нормативно-правовой базой исследования являются: Конституция РФ, ФЗ «О прокуратуре».
Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.
Глава 1: Периоды исторического становления прокуратуры в России
Российская прокуратура богата историческими событиями прошлого времени. В развитии российской прокуратуры можно выделить три исторических периода становления. Эти периоды тесно связаны с историей России: Прокуратура царской России, прокуратура в период СССР, прокуратура Российской Федерации.
Формирование современной прокуратуры началось при царствовании Петра I в 1722 году, когда был учрежден первый российский суд. Указом Петра I Сенату предписывалось: «При Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору должны быть представлены рапорты Генеральному прокурору, который будет докладывать Генеральному прокурору. Через несколько дней были учреждены должности прокурора и надворного судьи. Петр I при создании прокуратуры поставил перед собой задачу «устранить или уменьшить зло, которое проистекает из неправедных дел, коррупции, беззаконий и бесчинств».
Основополагающие принципы были заложены еще указами Петра I, которые на протяжении трех веков, которые являются, фундаментом становления прокуратуры и по сей день.
По указу Петра Первого, граф Павел Иванович Ягужинский был назначен генерал-прокурором Сената 18 января в качестве первого генерального прокурора Сената. Про Генерального прокурора Петр I сказал: «Это глаз, которым я все вижу». Указ от 27 апреля 1722 г. «О должности Генерал-прокурора» были определены основные функции и приоритетные задачи генерального прокурора и его подведомственных органов. Генерал-прокурор осуществлял свою деятельность исключительно на основании статутов и указов императора, обладал надзирательными полномочиями в отношении высшего государственного органа – Сената, имел право предлагать Сенату варианты решений по вопросам, не урегулированным законом. В подчинении у генерал-прокурора были обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и периферий. Сам же генерал-прокурор был в непосредственном подчинении у самого императора.
В своем правлении Екатерины I не уделяла достаточно внимания прокуратуре, что в свою очередь способствовало потери должного места в системе государственных органов. Должности генерал-прокурора утратила свой статус в нормотворческой деятельности государства.
Придя к власти, Анна Иоанновна вернула прежний статус и значение прокуратуры, наделив ее широкими полномочиями в сфере надзора и контроля. Прокурор имел право проводить созыв Сената, вносить изменения в законы, при наличии недостатков, издавая распоряжения.
Значимой датой для становления прокуратуры стало 7 ноября 1775 года, когда царицей Екатериной II был издан Указ об «Учреждении для управления Губернии Всероссийской Империи». Указ содержал целую главу посвященной организации установления процедуры назначения прокуроров и защитников, а также определила основные права и обязанности в сфере судебного дела и надзора.[1] Данный Указ закреплял задачи и полномочия губернских прокуроров: сохранение целостности власти и интересов императора, осуществление контроля за тем, чтоб не производились запрещенные сборы с населения, борьба со взяточничеством, осуществлять надзирающую функцию в отношении деятельности губернских и уездных органов, в том числе за судами, а также осуществлять проверки того, соответствуют ли закону решения, которые ими принимаются.
Манифест «Об учреждении министерств» от 08.09.1802 - Это основной правовой акт административной реформы, проведенной императором Александром I в начале 19 века, на основании него было образовано восемь новых министерств, где Генерал-прокурор и Министр Юстиции был одним и тем же должностным лицом.[2]
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Законодательные материалы
1. КонституцияРФ//https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399;
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262;
3. Указ Екатерины II «Учреждении для управления Губерний Всероссийская Империи» от 07.11.177// https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/2350;
4. Манифест «Об учреждении министерств» от 08.09.1802// https://diphis.ru/manifest-ob-uchrezhdenii-ministerstv-1802-g.html;
Книги одного автора
5. Абдулин Р. С., Прокурорский надзор в Российской Федерации, Учебное пособие, 2021, с.15;
6. Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации. 2021.;
7. Винокуров, А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов / А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров; под общей редакцией А. Ю. Винокурова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — c.51;
8. Глебов, В. Г. Г., Прокурорский надзор: учебное пособие; Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы». – Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, 2021. – 90 с.;
9. Ерёмин А. В. История отечественной прокуратуры: учебное пособие / А. В. Ерёмин. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. — с.13;
10. Миллерова, Е.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / Е.А. Миллерова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 58 с. – Библиогр.: с. 8;
11. Шамардин А.А., Правоохранительные органы (Судоустройство): учебник для вузов / А. А. Шамардин. – ООО ИПК «Университет», 2021, с. 210.
12. Щербаков A.M., Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. пособие; Краснояр. гос. ун-т.- Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005.- с.8;
Книги двух авторов
13. Брагин А.П., Пронякин А.Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. – с. 53.
Научные статьи
14. Ермакова, Е. Б. Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган государственной власти. Основы компетенции / Е. Б. Ермакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 174-179. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88366/;
Сайты интернета
15. https://research-journal.org/archive/8-122-2022august/10.23670/IRJ.2022.122.102
16. https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/prokuratura-rf/
17. https://ecoedulaw.ru/ru/2015/1/6
18. https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/nTjvYloWiPH.pdf
19. https://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2018/06/statyakarpovk.n.-ogarev-online2018.pdf
20. https://distance.rpa-mu.ru/files/2_vys_bak/prok_nadzor.pdf