Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый возраст - самый сложный и сложный из всех возрастных периодов, который представляет собой период развития личности. В этот период происходит не только значительная трансформация существующих психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, формируется общая ориентация в формировании моральных представлений и социальных установок.
Актуальность психологических проблем самовоспитания обусловлена нарастающей тенденцией к увеличению числа учащихся с отклонениями в поведении. Необходимо усилить роль государства, что станет основой для формирования концепции профилактики психологических проблем несовершеннолетних и основой для формирования государственной политики в этой области. Важно также, что именно государственная политика способна обеспечить превентивную работу в этом направлении с необходимой эффективностью, правильной организацией и соответствующим регулированием.
По разным причинам, включая нестабильность общества и интенсивные социальные изменения, в последнее время усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, провоцирующие ее на девиантное поведение и зачастую на деградацию и самоуничтожение.
Изучение теоретических и нормативных основ государственной политики Российской Федерации по профилактике психологических проблем самовоспитания несовершеннолетних показало необходимость решения проблемы подростковой девиантности на государственном уровне путем концентрации социальной и молодежной политики на профилактике девиантного поведения. Федеральное законодательство в нашей стране обновило работу по профилактике проблем психического здоровья несовершеннолетних, создав новый тип инфраструктуры социальных служб и профилактических учреждений, предназначенных для оказания социальных услуг несовершеннолетним и семьям с детьми.
Стратегической целью государственной политики в области профильных психологических проблем несовершеннолетних является создание условий, способствующих скорейшей социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, воспитывающих стремление к саморазвитию, идентичности и чувству ответственности за свою жизнь.
Механизм реализации государственной политики в области психологических проблем самовоспитания несовершеннолетних выявил необходимость изучения профилактики психологических проблем и своевременного выявления новых норм и причин отклонения как целостного явления - в результате действия не одного, а целого ряда факторов для быстрого внедрения новых профилактических технологий.
Профилактика - это многофакторное явление. Ведущими элементами профилактического процесса здесь являются субъект профилактической деятельности (конкретные лица и общественные организации) и объект профилактики (несовершеннолетние с психическими проблемами самовоспитания). Во время профилактической работы важно работать с личностными качествами подростков.
Этот возраст характеризуется развитием чувства собственного достоинства и саморефлексии. И поведение мальчиков и девочек зависит от того, как именно формируются и развиваются эти качества. Таким образом, формирование и развитие определенных критериев самовоспитания может снизить вероятность того, что у подростков разовьется склонность к девиантному поведению.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования я установил, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей и юристов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные, на мой взгляд, аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить психологические проблемы самовоспитания подростков и пути их разрешения и помощи подросткам.
Объектом исследования является процесс самовоспитания подростков с целью благоприятного решения их психологических проблем.
Предметом исследования являются психологические проблемы подростков.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление условий для самовоспитания подростков с целью благоприятного решения их психологических проблем.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие, роль и виды самовоспитания;
- изучить особенности подросткового возраста;
- детально проанализировать принципы самовоспитания подростков;
- проанализировать психологические проблемы, возникающие у подростков;
- выявить и систематизировать практические рекомендации по взаимодействию с подростками с целью помощи им в решении психологических проблем;
- рассмотреть анкетирования как метод, позволяющий выявить психологические проблемы подростков и помочь в их преодолении и провести эмпирическое исследование по данной тематике;
- изучить результаты эмпирического исследования по анкетированию подростков на предмет способности к решению психологических проблем посредством самовоспитания.
Гипотеза исследования: предполагается, что самовоспитание при благоприятных условиях и правильной помощи со стороны взрослых может решить психологические проблемы подростка.
База исследования: Исследование проводилось среди 30 подростков 9-го класса МБОУ СОШ № 34 г. ___________ (вставить свой город). Средний возраст – 15 лет.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы я использовал следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников я использовал научные статьи, учебники по финансовому праву и преподаванию, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и роль самовоспитания в процессе обучения
Самовоспитание - это осознанная и целенаправленная деятельность, которая происходит в процессе активного взаимодействия человека с внешней средой и целью которой является развитие личности.
Термин «самовоспитание» означает ежедневную работу над совместной борьбой и поэтапное планирование своих действий. На достижение цели уйдет не один год, что требует постоянной мотивации, чтобы не останавливаться на достигнутом. Целью самовоспитания является не конечный результат, а сам процесс. У человека возникает потребность исправлять неправильные, деструктивные черты характера и улучшать другие, направленные на созидание.
Человек сознательно работает над собой внутренне, но даже по прошествии длительного времени значительные результаты не будут очень заметны. Самовоспитание радикально не меняет характер, а лишь корректирует определенные черты личности, придает уверенности в себе, способствует продуктивности и деловитости [5].
Однако одним из препятствий на пути к успеху является генетика, с помощью которой формируются функции человеческого мозга. У каждого из нас в той или иной степени происходит процесс генной мутации. Например, изменение функции префронтальной коры, которое влияет на лимбическую систему. Такому человеку из-за слабой воли трудно проявить характер, ему трудно отказаться от сиюминутных удовольствий и перейти к более высоким приоритетам. При большом количестве таких мутаций шансы на успешное саморазвитие минимальны.
При имеющихся психических заболеваниях и отклонениях самостоятельное питание невозможно. К ним относятся: тревога, депрессия, неврозы и т. д. Недуги препятствуют самовоспитанию, поэтому вам нужно сначала вылечить их, а затем заняться проблемой самовоспитания. Во время обострения человек истощается, и все ресурсы тратятся на борьбу с болезнью. Поэтому заниматься самовоспитанием в это время противопоказано, так как это ухудшит состояние.
Что включает в себя работа по самовоспитанию:
- закаливание перед трудностями и трудными условиями;
- работа над отрицательными качествами и умением развивать положительные качества;
- контроль и способность «держать свои эмоции под контролем», то есть работать над эмоциональным интеллектом;
- поиск своего пути в жизни, творческая самореализация;
- способность формировать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения и приводить аргументы.
В чем смысл самовоспитания? Этот вопрос волновал мыслителей, философов, писателей и психологов во все времена. Они разработали различные подходы и концепции для изучения личности и того, как она развивается. Итак, основной целью самовоспитания является формирование личности. Следующие аспекты способствуют этому:
- развитие силы воли и выносливости;
- контроль за своим поведением.
Психолог Эрих Фромм под моральным воспитанием подразумевал желание стать тем человеком, которым вы должны быть по своему предназначению и призванию. Это также включает в себя самореализацию в профессиональной сфере и совершенствование в выбранном направлении.
Постоянно работая над собой, человек приобретает навыки:
- контроля за своими эмоциями и создание модели поведения, которая сделает его менее раздражительным и несдержанным;
- развитие преимуществ и устранение недостатков;
- укрепление силы воли, что способствует созреванию личности, ее психологической и эмоциональной целостности.
Профессиональное самовоспитание - это еще один вид самовоспитания. Человек учится разрешать конфликтные ситуации с другими людьми и внутри себя.
Самопознание - непростая задача. И очень часто это просеивает внутреннюю боль человека, когда он начинает внимательно изучать свой характер. Мы испытываем чувство вины, несправедливости, агрессии, гнева и обиды. Но это необходимо, иначе человек никогда не узнает о гранях своей личности и, следовательно, не сможет стать лучше [12].
В чем смысл самовоспитания:
- человек понимает, что ему нужно для счастья, он получает это и дарит счастье другим;
- самооценка и самоуспокоенность повышаются после преодоления трудностей;
- открывается
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдувахобова Д. Особенности периода взросления подростка. Молодой ученый 2018.
2. Абдувахобова Д. Поведение человека в трудных ситуациях. Актуальные вопросы современной психологии. 2017.
3. Абдувахобова Д. Э. Познавательные мотивы подростка в процессе обучения. Молодой учёный. 2019.
4. Абдувахобова Д., Эргашев У. Формирование умений и навыков в учебной работе. Молодой учёный.2017.
5. Абрамова Г.С. Возрастная психология, 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urss.ru/PDF/add_ru/189903-1.pdf.
6. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Урал. ун-т, 1989 150 с.
7. Альманах современной науки и образования. 2019 № 10 (88).
8. Аменд А.Ф., Жукова М.В. Фролова Е.В. Проблема профилактики. 2018.
9. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. - М.: Первое сентября, 2005. - 207 с.
10. Ахметжанова Г.В., Китева Э.Р. Правовое воспитание в вузе как компонент формирования общепрофессиональных компетенций студентов. Самара: Феникс, 2016 84 с.
11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России», 1994, 221 с.
12. Бидова Б.Б. Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональной толерантности // Молодой ученый. 2018 № 3.
13. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.- 639 с.
14. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии: учебник для вузов. М.: Ника-Центр, 2017 320 с.
15. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: учебник для вузов. Психотехники. М.: Ось-89, 2017 176 с.
16. Виноградов П.А., Паршикова Н.В., Моченов В.П. Об эффективном использовании потенциала физической культуры и спорта в профилактике наркомании «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью»: Материалы Всероссийской конференции. М.: Издательство МГУ, 2017.
17. Волков Ю.Г., Нечипуренко Ю.Г., Попов А.В. Социология: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 1999 245 с.
18. Воронов В.В. Технология воспитания. М.: Школьная пресса, 2017 528 с.
19. Дубовик И. М. Формирование жизнеутверждающих идеалов у подростков группы риска средствами музыкально-педагогических технологий: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / И. М. Дубовик; науч. рук. С. А. Завражин; ВГПУ. - Владимир: ВГПУ, 2006. - 23 с.
20. Как построить свое Я / Под ред. Зинченко В.П. - М., 1991.
21. Кириллов В.К., Алексеев Б.Л., Маскевич К.В. Социально-психологические проблемы самосовершенствования личности Чебоксары, 1994.
22. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой и др. - М., 1991.
23. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. - Ростов-на-Дону, 1997. - 143 с.
24. Кочетов А.И. Личность воспитывает себя. - М., 1983.
25. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Мн, 1990.
26. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.
27. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.--М., 1984. - 512 с.
28. наркомании в молодежной среде // Педагогика. 2017 № 4.
29. Немов Р.С. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
30. Немов Р.С. Психология, 1995. [Электронный ресурс].
31. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание М., 1987. - 224 с.
32. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.
Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. -- М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.
33. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е издание, исправленное и дополненное - М.: Политиздат, 1990.
34. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е издание, исправленное и дополненное - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
35. Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция / Под ред. Е. Н.Шиянова. - Ставрополь, 1993.
36. Рувинский Л. И.. Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. - М., 1982.
37. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М., 1971.
38. Хазраткулова А.В. Проблемы развития педагогической науки в современных условиях. Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2021 год
39. Хазраткулова А.В.Информационно-коммуникативные технологии в системе образования. Талим ва инновацион тадқиқотлар, 2022 год
40. Харламов И.Ф. Педагогика. -- М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
41. Хрипкова А. Г. Мир детства: Подросток. М. Педагогика. 1989. год
42. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М.: Академия, 1999. - 288 с.
43. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 224 с.
44. Эргашев У.Э. Мотивы учения в подростковом возрасте. Молодой учёный.2015. -7.