Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические и методолгические аспекты анализа производства и реализации продукции 5
1.1 Цели и задачи анализа производства и реализации продукции 5
1.2 Система показателей анализа производства и реализации продукции 7
1.4 Методика проведения анализа влияния объема производства и реализации продукции на прибыль 12
2 Анализ объема производства и реализации продукции на примере ПАО «Татнефть» 18
2.1 Общая характеристика ПАО «Татнефть» 18
2.2 Анализ динамики и структуры производства и реализации продукции ПАО «Татнефть» 19
2.3 Факторный анализ производства и реализации продукции ПАО «Татнефть» 23
2.4 Анализ влияния объема производства и реализации продукции на прибыль ПАО «Татнефть» 27
3 Мероприятия по улучшению показателей производства и реализации продукции 30
Заключение 32
Список использованных источников 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основной задачей промышленных предприятий является обеспечение населения продукцией самого высокого качества. Темпы роста производства, повышения его качества напрямую влияют на величину затрат предприятия, прибыль и рентабельность.
Объем производства и продаж продукции являются основными показателями, характеризующими деятельность компании. Объем продаж чрезвычайно важен при определении нормируемых статей затрат: расходов на рекламу, представительских расходов, а также при исчислении различных налогов.
С экономической точки зрения объем продаж продукции характеризует конечный финансовый результат предприятия, выполнение им своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов анализа производства и реализации продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности анализа объема производства и реализации.
2. Проанализировать динамику производства и сбыта продукции путем базисного и цепного замещения за весь период исследования.
3. Рассчитайте темп роста и совокупный годовой темп роста производства и продаж.
4. Анализ выполнения плана производства и сбыта продукции за весь период исследования; анализировать выполнение договорных обязательств по поставке продукции.
5. Проанализируйте показатели себестоимости (продажи, ее структуры) в зависимости от объема производства и реализации продукции.
6. Определение факторов и резервов увеличения объемов производства и реализации.
Объект курсовой работы – деятельность предприятия ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина.
Предмет курсовой работы – производственная программа предприятия ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, ф. №1 «Бухгалтерский баланс», ф. №2 «Отчет о финансовых результатах», ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
При написании курсовой работы применялись методы сравнительного анализа: горизонтальный и вертикальный, метод табличного представления данных, методы относительных и средних величин, графические метод, методы факторного анализа и расчета резервов.
1 Теоретические и методолгические аспекты анализа производства и реализации продукции
1.1 Цели и задачи анализа производства и реализации продукции
Анализ и оценка объема производства осуществляется в связи с реализацией продукции и в сравнении с реализацией продукции, так как эти показатели тесно связаны между собой. Очевидно, что компания должна производить эти продукты только в количествах, которые требуются покупателям и, следовательно, могут быть проданы.
Поэтому планирование и составление производственной программы должны основываться на исследовании рынка, его насыщенности, предпочтениях потребителей, интенсивности конкуренции, наличии конкурентных преимуществ выпускаемой продукции и других параметрах влияния внешней среды. [12]
Современные рыночные условия диктуют строгие правила: производить только те товары и в тех количествах, которые реально могут быть проданы в любой момент времени.
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных мощностей и неограниченного спроса приоритетом является объем производства, который определяет объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж и наоборот, возможный объем продаж является основой для разработки производственной программы.
Задачи управления производством и реализацией продукции связаны с решением таких основных вопросов, как: [23]
- поиск рынков и способов сбыта продукции;
- оценка точки безубыточности продаж;
- определение наиболее перспективных видов продукции для компании;
- формирование портфеля заказов и обоснование планов объемов производства;
- выбор продукции, которую может производить предприятие, исходя из технического и организационного уровня развития;
- принимать решения о мерах по повышению качества и конкурентоспособности продукции;
- выбор ценовой политики компанией.
Список дел очень разнообразен. Анализ направлен на решение этих задач на основе уже обработанной и систематизированной информации.
Целями анализа могут быть следующие: [2]
- оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности для подведения итогов работы и обоснования ее стимулирования;
- анализ производства и реализации продукции для оперативного воздействия на ход производственного процесса;
- анализ выполнения производственной программы с целью прогнозирования возможных результатов.
Увеличение объемов производства и реализации продукции, повышение ее качества напрямую влияет на себестоимость, прибыль и рентабельность организации. Поэтому анализ этих показателей имеет большое значение.
Задачи, решаемые при анализе объемов производства и реализации, сводятся к оценке конкурентного положения реализуемой продукции, эффективной и точной организации производственного процесса, способности гибко маневрировать производственными ресурсами с целью повышения производственных результатов.
1.2 Система показателей анализа производства и реализации продукции
Для характеристики объемов производства и продаж применяют следующие показатели: валовая продукция, выпущенная продукция и реализованная продукция.[14]
Валовая продукция характеризует общий объем промышленного производства предприятия за определенный период.
Выпущенная продукция характеризует объем продукции, подготовленной предприятием для передачи в народнохозяйственный оборот.
Он отличается от валового производства тем, что не включает изменения баланса незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственного производства, а также оборота предприятия.
Реализованная продукция характеризует объем продукции, отгруженной покупателям, выручка которых учитывается в бухгалтерском учете.
Все перечисленные показатели взаимосвязаны следующим образом:
ВалП=ВП+(НЗПн.п.-НЗПк.п.). (1)
РП=ВП+(ОГПн.п.-ОГПк.п.), (2)
где ОГПн.п., ОГПк.п. – остатки готовой продукции на складах соответственно на начало и конец периода.
Для измерения объема производства и реализации в экономическом анализе используются различные показатели: стоимостные, натуральные, условно-натуральные и труд.[25]
В оценке отражаются объем производства, объем реализованной продукции, остатки, переданные из незавершенного производства.
Физические показатели, наиболее точно отражающие объем производства, служат основой для расчета основных целей технико-экономического планирования, исходными данными для определения потребности предприятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании и продукции.
Условно-натуральные показатели направлены на обобщение характеристик объемов производства и реализации однородных и однородных товаров, но различных по содержанию, качеству и назначению, например, с разным содержанием полезного вещества. В ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувном производстве - условных пар обуви и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агаркова, Л.В. Пути улучшения финансовых результатов предприятия / Л.В. Агаркова, И.М. Подколзина // Экономика. Бизнес. Банки. – №2 (11). – 2019. – С. 79-84.
2. Агеева О. А. Бухгалтерский учет и анализ в 2 ч. Часть 2. Экономический анализ : учебник для вузов / О. А. Агеева, Л. С. Шахматова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 240 с.
3. Агекян, Л. С. Содержание анализа финансового состояния организации и решения, принимаемые на его основе / Л.С. Агекян // Молодой ученый. — 2020. — №4. — С. 329-331.
4. Артюхова, А. В., Литвин, А. А. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия: сущность и необходимость проведения / А.В. Артюхова, А.А. Литвин// Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 744-747.
5. Бердникова, Л. Ф., Портнова, Е. С. Технология анализа экономического состояния организации / Л.Ф. Бердникова, Е.С. Портнова // Молодой ученый. — 2019. — №17. — С. 374-377.
6. Бланк, И. А. Торговый менеджмент / И. А. Бланк. — Киев: Эльга: Ника-Центр, 2018. — 784 с.
7. Быкова, Н. Н. Сущность понятия финансового состояния предприятия в трактовке разных авторов / Н.Н. Быкова // Молодой ученый. — 2020. — №29. — С. 369-372.
8. Герасименко, О.В., Петривская, А.В. Практические аспекты стабилизации финансового состояния организации в условиях кризиса / О.В. Герасименко, А.В. Петривская // Инновационная наука. 2019. № 1-1. С. 28-32.
9. Гусева, Е.А., Пильникова, И.Ф. Анализ хозяйственной деятельности организации / Е.А. Гусева, И.Ф. Пильникова // Молодежь и наука. 2018. № 5. С. 181.
10. Гурнович, Т.Г., Захарова, М.И. Финансовая устойчивость предприятия / Т.Г. Гурнович, М.И. Захарова // Современные научные исследования и разработки. 2019. № 8 (8). С. 71-73.
11. Игнатьева, Е. В. Методика анализа хозяйственной деятельности предприятия / Е.В. Игнатьева // Молодой ученый. — 2020. — №5. — С. 272-275.
12. Игонина, А. В. Диагностика финансового состояния предприятия и пути его улучшения / А.В. Игонина // Молодой ученый. — 2019. — №12. — С. 1266-1271.
13. Исхакова, З. Р., Маймур, Т. Д. Современные подходы к анализу финансово – хозяйственной деятельности организации / З.Р. Исхакова, Т.Д. Маймур // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 371-375.
14. Камышанов, П.И. Финансовый и управленческий учет и анализ: Учебник / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. — М.: Инфра-М, 2018. – С. 89-90.
15. Кереева, А. Р. Теоретические и методологические аспекты анализа экономической деятельности торгового предприятия / А.Р. Кереева // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 509-512.
16. Ковалев, В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2019. -1104 с.
17. Костюкова Е.И. Организационно-методическое обеспечение учета финансовых результатов деятельности экономического субъекта: монография / Костюкова Е.И., Босенко Я.В., Феськова М.В. Ставрополь, — 2019. — 184 с.
18. Крайнова, К. А., Кулина, Е. А., Сатушкина, В. С. Методика анализа финансовой устойчивости предприятия в условиях кризиса / К.А. Крайнова, Е.А. Кулина, В.С. Сатушкина // Молодой ученый. — 2017. — №11.3. — С. 46-50.
19. Курина, Ю. С., Ильина, И. В. Оценка и пути улучшения финансово – хозяйственной деятельности предприятий / Ю.С. Курина, И.В. Ильина // Молодой ученый. — 2016. — №12.5. — С. 46-49.
20. Лазарева, А. Б. Сущность финансового состояния коммерческой организации и виды его анализа / А.Б. Лазарева // Молодой ученый. — 2020. — №9.2. — С. 30-32.
21. Павлова, Л. Н. Финансовый менеджмент: учебник / Л. Н. Павлова.– М.: Юнити-Дана, 2019. — 273с.
22. Пирожкова, Н. В. Совершенствование подходов и методик анализа экономического состояния предприятия / Н.В. Пирожкова // Молодой ученый. — 2018. — №24. — С. 211-213.
23. Сабитова, Г. М. Финансовое состояние предприятия как важнейшая характеристика его деятельности / Г.М. Сабитова // Молодой ученый. — 2019. — №18. — С. 281-284.
24. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА — М, 2020. – 336с.
25. Файзуллина, А. А. Исследование подходов комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А.А. Файзуллина // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 537-540.
26. Фельдман И. А. Бухгалтерский учет : учебник для вузов / И. А. Фельдман. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 287 с.
27. Чернова, В.Э. Анализ хозяйственной деятельности фирмы/ В.Э. Чернова, Т.В. Шмулевич. – СПб.: СПбГТУРП, 2019. – 95 с.