Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования. Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей преподавателя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.).
Аудиовизуальные материалы стали неотъемлемой частью процесса преподавания иностранного языка в средних и высших учебных учреждениях.
Методики и технологии работы с этими материалами постоянно совершенствуются. Это обусловлено многими причинами, среди которых изменяющиеся цели обучения, переход к интерактивным технологиям, а также закрепление в современных ФГОС коммуникативной направленности организации процесса обучения в школе. Ученик, его особенности и нужды является центром процесса обучения.
Фильмы и видеоролики транслируются на сегодняшний день на уроке с помощью современного оборудования: мультимедийная установка, интерактивная доска, компьютер. Таким образом, к навыкам учителя иностранного языка должно быть отнесено умение обращаться с воспроизводящим видеоконтент оборудованием.
Признанным является тот факт, что включение в урок иностранного языка работы с видеоконтентом оптимизирует процесс усвоения учебного материала. При просмотре зритель может увидеть природное явление, оказаться в любой точке земного шара, ощутить на себе различные масштабы от микромира до крупномасштабного панорамного изображения пространств. Можно разделить видеоконтент на учебный и неучебный.
Следует отметить, что роль аудиовизуальных средств в обучении иностранным языкам отмечается в трудах российских психологов (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.), отечественных (Е.В. Глушак, О.В. Гончарук, Г.Г. Жоглина, Л.С. Зазноби-на, Л.А. Иванова, Ю. А. Комаров, В. И. Писаренко, Л. П. Прессман, А. Б. Соломоник, В. М Таранов, А.В. Шадрин, В.А. Шевченко) и зарубежных (Б. Блис, С. Каннингхэм, Д. Коттон, Р. Купер, М. Лэвери, С. Дж. Молински, П. Мур, Дж. Роуз, Дж. Шерман, С. Элсворт, Д. Эванс и др.) педагогов. В работах этих авторов признается возможность применения видеоматериалов для повышения эффективности восприятия информации, внесения разнообразия в учебный процесс, варьирования видов учебной деятельности, осуществления управления познавательной деятельностью учащихся, активизации психических процессов (внимание, мышление, память, эмоции), повышения учебной мотивации.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в средней школе.
Предмет исследования: методы и приемы работы с видеоматериалами на уроке немецкого языка.
Цель исследования заключается в изучении возможностей использования видеоматериалов в практике обучения немецкому языку.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности видеофильмов и учебных фильмов в методике обучения иностранному языку.
2. Изучить особенности видеоматериалов как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка.
3. Определить процесс работы с видеоматериалами на уроке немецкого языка.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анализ опыта учителей-практиков.
Структура работы в соответствии с целями и задачами исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы, включающего 15 источников.
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1. Понятие «видеоматериалы» и их дидактические возможности
Одной из задач обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе является обучение языку как реальному средству общения в рамках тем, указанных во Ф
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://didacts.ru/slovari/novyi-slovar-metodicheskih-terminov-iponjatii-teorija-i-praktika-obuchenija-jazykam.html
2. Азимов, Э.Г. Материалы интернета на уроках английского языка [Текст] / Э.Г. Азимов // Иностранные языки в школе. – 2011. – №3.– С.50-55
3. Ахметова, М.Р. Использование аудио- и видеоматериалов на уроках иностранного языка в школе [Электронный ресурс] / Вестник башкирского государственного педагогического университета им. м. Акмуллы.–2019.– Режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=42371367
4. Байгаров, Г. Н. Основные функции аутентичных видеоматериалов [Электронный ресурс] / Г. Н. Байгаров, Б. А. Ускова, Д. А. Жаров // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 (111.5). — С. 36-36. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/111/26920
5. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - С. 186-188.
6. Ефимов, А. А. Использование аутентичных аудио- и видеоматериалов как фактор мотивации в изучении иностранного языка [Электронный ресурс] / А. А. Ефимов // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — №59-3. — С. 275-279. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-autentichnyh-audio-i-videomaterialov-kakfaktor-motivatsii-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka
7. Кириллова Н.Б. Экранное искусство в системе гуманитарной подготовки специалистов [Текст]: учеб. пособие / Н.Б. Кириллова. – Екатеринбург: СИПИ, 1992
8. Ланцова А.В., Буторина Н.И. Учебный фильм как интерактивное средство обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://elar. rsvpu.ru/ bitstream/123456789/18040/1/978-5-8295-0500-4_2017_044.pdf
9. Невская, П. В. Аутентичные видеоматериалы как эффективное средство повышения мотивации к изучению иностранного языка [Электронный ресурс] / П. В. Невская, К. Л. Шарандир // Культура и время перемен. — 2020. — № 3(30). — С. 2-8. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44607735&
10. Панагушина Е.А. Виды учебных фильмов и методика их использования в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://урок.рф/library/vidi_uchebnih_filmov_i_metodika_ih_ispolzovaniya_ v_062138.html
11. Применение видео в процессе обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.stud24.ru/ pedagogy/primenenie-video-v-processe-obucheniya/44867-140078-page3.html
12. Рожкова Н. Н. Использование видеотехнологий на уроках иностранного языка // Язык. Речь. Коммуникация. 2000. - Вып.4. - С. 84-90.
13. Узун Н.Л. Применение мультимедийных презентаций на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.uchportal.ru/publ/30-1-0-7182
14. Харитонова И.В. Использование учебных фильмов при обучении в вузе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т.II. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 197–198
15. Allan, М. Teaching English with Video. Longman Publishing Group, 1985