Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос межкультурного образования не перестает быть актуальным во всех многонациональных государствах и регионах. Система образования становится оплотом воспитания и коммуникационного развития будущих граждан разных национальностей, рас, религий. Именно в образовательных учреждениях дети учатся взаимодействовать, общаться, дружить, совместно получать и применять знания, несмотря на разницу в культурном уровне, особенностях семейного воспитания и т.п.
В связи с этим образовательные системы разных стран находятся в активном поиске оптимальных методов развития межкультурного образования и достижения более эффективного уровня коммуникаций педагогов с учащимися и учащихся между собой. Германия, являясь страной где проживает большое количество жителей разных национальностей и рас, особенно заинтересована в решении данной проблеме. Более того, накопленный ею опыт можно назвать показательным и применимым для других стран, так как в нем воплощены лучшие практики развития межкультурного образования. Именно поэтому исследование данной темы представляется актуальным и интересным.
Ученые разных стран в своих научных трудах выражают свои позиции относительно особенностей и систем межкультурного образования с учетом сложившихся особенностей национальной системы образования и определяют различные тенденции и векторы данного процесса. Особого внимания заслуживают исследования J.Banks, Hohmann M., Reichlin M., А.А. Белозеровой, И.И. Корневой, Л.Л.Супруновой и других.
Цель данной курсовой работы заключается в сравнительном анализе межкультурного образования в Германии.
Для достижения поставленной цели предполагается важным решить следующие исследовательские задачи:
- рассмотреть сущность межкультурного образования,
- определить виды межкультурного образования,
- выявить предпосылки формирования системы межкультурного образования в Германии,
- провести сравнительный анализ межкультурного образования на разных этапах обучения в частной и государственной образовательных системах Германии,
- провести сравнительный анализ коммуникативных особенностей образовательных систем Германии.
Предметом исследования является межкультурное образование и коммуникации, способствующие его формированию и развитию.
Объект исследования – образовательная система Германии.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена двумя главами и пятью параграфами, заключением и списком использованной литературы.
В первой главе исследования представлено понятие и сущность межкультурного образования, определены его виды.
Вторая глава представляет собой сравнительный анализ межкультурного образования в разных форматах образовательной системы Германии, а также анализ коммуникационных основ его развития и совершенствования.
Глава 1.Сущность межкультурного образования
1.1.Понятие межкультурного образования
Жизнь в обществе, населенном представителями разных наций и культур имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, это возможность расширения своего кругозора, развитие мировоззрения и навыков взаимодействия с людьми с разными культурами. Это однозначно бесценный опыт знакомства с другими традициями, мировоззрением, языком, коммуникационными особенностями и т.п.
С другой стороны, есть суждение, что мультикультурное общество – это всегда конфликт культур, расизм, противостояние национальных интересов, что жизнь в таком социуме не может быть спокойной, так как разнородность культур обуславливает противоречивость общественных позиций, демонстрацию превосходства одной культуры над другой.
В данном аспекте межкультурное образование призвано нивелировать вышеуказанные негативные аспекты и усилить положительные посредством построения определенной системы эффективных коммуникаций между представителями разных культур и создания условий для развития отношений, взаимной интеграции мировоззренческих позиций, совместного обучения.
Таким образом, можно сформулировать определение межкультурного образования как система образовательных методов и процедур направленных на формирование базисных и специальных навыков познания мира, коммуникаций между людьми разных наций и культур, способности позитивно воспринимать и взаимодействовать с представителями разных национальностей, религий, рас, культур.
Известный ученый Дж. Бэнкс представил выделил стратегические аспекты межкультурного образования, обозначив его как: «идея, образовательная реформа, движение и процесс, главная цель которого – изменить структуру образовательных институтов так, что учащиеся обоего пола, также учащиеся, принадлежащие к различным расовым, этническим, языковым и культурным группам могли иметь возможность достичь хорошей успеваемости в школе».
Можно выделить ряд задач межкультурного образования:
1. Способствовать осознанию происходящих в обществе перемен социального и культурного характера.
2. Способствовать осознанию межгрупповых и внутригрупповых различий, что в свою очередь должно помочь достижению большего взаимопонимания.
3. Способствовать улучшению взаимодействия между группами и внутри них через вовлечение учеников в общение с учащимися из различных культурных групп и обучение их различным типам культур и общения.
4. Способствовать развитию взаимопонимания между учащимися – представителями различных культур и навыков общения в мире культурного многообразия.
В межкультурном обществе должен быть достигнут принцип социальной справедливости. Для этого должны соблюдаться семь основных принципов межкультурного образования:
1. Межкультурное образование – это антирасистское образование. И учителя, и школьники должны критически анализировать причинно-следственные связи и взаимодействие между событиями, людьми и т.д.
2. Межкультурное образование – это основное образование. Компетенция в сфере культурного многообразия так же жизненно необходима в современном мире, как умение читать, писать, считать и работать с компьютером.
3. Межкультурное образование носит всеохватный характер. Это означает, что в учебных заведениях состав
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
James A. Banks Multiculturalism`s Five Dimensions. URL: http://www.learner.org/workshops/socialstudies/pdf/session3/3.Multiculturalism.pdf(дата обращения: 5.01.2015).
Deutscher Kulturrat Interkulturelle Bildung eine Chance für unsere Gesellschaft/ Deutscher Kulturrat. Berlin, 2007. 6 S.
Hohmann M. Interkulturelle Erziehung — eine Chance für Europa? // Reich H. H. Ein Europa für Mehrheiten und Minderheiten. Diskussionen um interkulturelle Erziehung. Münster; New York, 1989. S. 1–32.
Kulturministerium Interkulturelle Bildung und Erziehung in der Schule // Kulturministerkonferenz : Ständige Konferenz der Kultusminister der Länder in der Bundesrepublik Deutschland. Berlin, 1996. 12 S.
Marotzki W. Einführung in die Allgemeine Pädagogik // Manuskript zur Vorlesung. Magdeburg, 2012. 260 S.
Reichlin M. Zum Austausch erzogen — Interkulturelle Bildung in Deutschland [Electronic resource]. 2015. URL: http://uni.de/redaktion/interkulturelle-bildung-in-deutschland (accessed: 30.10.2015).
Белозерова А.А. Корнева И.И. Межкультурное образование в Германии / Образование нового времени: сборник статей. СПб. 2017
Захарова О.О. Состояние межкультурного образования: передовой опыт США, Австралии, европейских государств для российской школы // Евразийское научное объединение. Сборник статей. – 2016. - №1. С.13-16
Куликова Л. В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. На материале русской и немецкой лингвокультур // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-v-nemetskom-vuze (дата обращения: 16.11.2018).
Супрунова Л.Л. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.