Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
1. Лонгрид как формат подачи мультимедийной информации 2
§1. Определение понятия «лонгрид» как продукта конвергенции современных информационных процессов 2
§2. Структурные особенности лонгрида и классификация его мультимедийных элементов 5
§3. Основные критерии написания и оформления лонгрида 8
§4. Способы подачи информации в лонгриде, описанные в научной литературе 10
Выводы по первой главе 12
Список литературы 13
Фрагмент для ознакомления
2
1. Лонгрид как формат подачи мультимедийной информации
§1. Определение понятия «лонгрид» как продукта конвергенции современных информационных процессов
Возникновение в медиасреде мультимедийной журналистики крепко связано с медиаконвергенцией, которая за последние десятилетия сильно изменила облик СМИ. В существующих, как отечественных, так и зарубежных, работах даётся огромное количество дефиниций данному явлению.
В.С Хелемендик в своей научной статье обобщил наиболее популярные взгляды и выделил, что медиаконвергенция – это «сближение, слияние различных по своей природе средств массовой информации в единое целое – и с точки зрения организационной структуры, и с точки зрения технологии передачи взаимосвязанной, консолидированной информации» .
Под влиянием современных тенденций мультимедийная журналистика была вынуждена создавать форматы, которые будут подходить под новые требования потребителя. Одним из результатов преобразования стал «лонгрид».
Изначально теоретики и практики онлайн-журналистики говорили о тенденции сокращения длинных информационных сообщений. С технологизацией СМИ и снижением читательского внимания материалы носили чисто уведомительный характер.
Главными критериями журналистского текста XXI века объявили лаконичность и практичность. Однако с приходом мультимедийной статьи, в том числе «лонгрида», курс изменил свой ход в обратную сторону. Точные, полные и объемные тексты пришли на смену короткому сообщению с главной информацией о событии.
Так можно считать, что первым «новую жизнь» длинному тексту в интернете дал «лонгрид», взорвавший медиапространство и сформировавший новый взгляд на интернет-журналистику.
Популярность этого формата натолкнуло исследователей на проблему определения лонгрида как метода подачи журналистского материала или как отдельного жанра в онлайн-журналистике.
Так среди теоретиков мультимедийной журналистики возникло много точек зрения рассмотрения данного формата. К примеру, А.В. Колесниченко, доказывая мысль, что лонгрид является новым жанровым проявлением медиасреды, выделяет следующие жанровые характеристики: «системность темы (новое явление, системное расследование), глубокое и длительное исследование темы журналистом с использованием большого количества источников информации и большой объем текста в сочетании с высокой плотностью смысла...» .
Из-за сходства методов создания лонгрида и аналитической статьи исследователями выдвигается теория, что лонгрид – это лишь форма подачи статьи в интернете, а собственными жанровыми характеристиками лонгрид не обладает. А.Ю Климко пишет о том, что в лонгридах присутствуют элементы различных жанров: от интервью до репортажа. А из особенностей этого мультимедийного проекта можно назвать «объём, размещение материала на отдельной платформе, связанной с сайтом издания, особая вёрстка» .
Однако, если посмотреть на мультимедийный проект The New York Times как на классический пример лонгрида, то без мультимедийных элементов данный текст не смог бы претендовать на жанровую определённость. В случае с лонгридом все элементы, переплетаясь в единую форму, становятся частью текста и создают, помимо «эффекта присутствия» и максимальной наглядности, новые смыслы. Как пишет известный американский ученый Сьюзан Джейкобсон , текст, графика, видео- и аудиодорожки становятся не просто форматом подачи, но и частью содержания. Как только из этой системы выпадет хоть один элемент, материал сразу потеряет свою содержательность и целостность.
А.А. Тертычный, говоря о жанрах, выделяет их исходя из содержательно-формальных признаков или, как называет их автор работы, «жанрообразующих факторов» .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что лонгрид является одним из самых инновационных форматов журналистской коммуникации, который возник в процессе развития мультимедийной культуры и стал оптимальным вариантом создания различных авторских текстов, имеющих вариативную направленность и структуру.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Булаева, М.Н Мультимедйиный лонгрид как новый журналистский формат / М.Н. Булаева // Журналистский ежегодник. – 2015. – № 4. – С. 121–123.
2. Галустян, А.А., Кульчицкая, Д.Ю. Как делать мультимедийные лонгриды? Пособие по созданию материалов / А.А. Галустян, Д.Ю. Кульчицкая. – М.: МГУ, 2015. – 44 с.
3. Климко, А.Ю. Портретный очерк в формате лонгрида / А.Ю. Климко // Медиасреда. – 2017. – № 12. – С. 166–169.
4. Колесниченко, А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе / А.В. Колесниченко // Медиаскоп. – 2015. – № 1. – URL: http://www.mediascope.ru/node/1691 (дата обращения: 01.04.2023).
5. Куницына, О.А. Из опыта анализа «эффекта присутствия» в современной англоязычной новостной статье / О.А. Куницына // Вестник СПбГУ. – 2012. – № 9. Вып.3. – С. 119–125.
6. Марченко, А.В. Лонгрид как форма представления информации в интернет-журналистики. Дисс. на соиск. уч. ст. к. филол. н. – СПб, 2017. – 146 с.
7. Петров, И.О. Современный лонгрид: мультимедийное наполнение, визуальный компонент / И.О. Петров // Общество – наука – инновации. – Иркутск: Агентство международных исследований, 2019. – С. 106–108.
8. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие / А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 388 с.
9. Хелемендик, В.С. Конвергенция как современная форма взаимодействия СМИ / В.С. Хелемендик // Проблемы современного образования. – 2013. – № 3. – С. 106–123.
10. Шпилёва, Д.В. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации / Д.В. Шпилёва // Медиасреда. – 2019. – № 15. – С. 103–107.
11. The digital animation of literary journalism // Researchgate. – 2021. – URL: https://www.researchgate.net/publication/273181655_The_digital_animation_of_literary_journalism (дата обращения: 01.04.2023