Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В нашей истории правление Иоанна Васильевича (1530-1584), то есть половина 16 века, является одним из важнейших периодов, включающих в себя основные моменты становления российского государства: расширение территорий, контролируемых Москвой, изменение многовекового уклада внутренней жизни и, наконец, опричнину – одну из самых кровавых в истории.
Политика опричнины, вылившаяся в массовый террор, охвативший различные слои российского общества, вызывала и до сих пор вызывает недоумение у многих исследователей.
Некоторые историки рассматривают опричнину как проявление психической ненормальности царя, другие считают ее естественной и прогрессивной по своей природе. Широкое распространение получила концепция С. Ф. Платонова, определявшая опричнину как аграрный поворот, вызванный борьбой «прогрессивного поместного землевладения» с «реакционным бойкотом». Марксистская историография развила этот взгляд и придала ему классовую направленность. В 30-х и 40-х годах 20-го века личность и деятельность Ивана IV значительно расширились. С середины 50-х годов 20-го века начинается критическое переосмысление роли личности Ивана IV и политики опричнины.
В. Б. Кобрин, развеивая миф о борьбе прогрессивного дворянства с реакционным боярством, видел в опричнине стремление царя укрепить свою единоличную власть, альтернативу мирным реформам. По его мнению, без достаточных предпосылок для немедленного установления независимой суверенной формы правления и неполного формирования аппарата власти эти стремления привели к террору.
Я считаю, что это можно рассматривать как принудительную централизацию, которая была проведена без достаточных экономических и социальных предпосылок и, следовательно, привела к массовому религиозному террору. В целом, это не была политика в отношении бояр. Скорее, это был конфликт внутри всего правящего класса, спровоцированный Иваном IV с целью усиления своей власти (путем разделения сословия на две части и натравливания их друг на друга). Этот путь централизации противоречил последовательному и плодотворному пути реформ, по которому шла Избранная Рада.
Тема, которую я выбрал для этой исследовательской работы, посвящена периоду в истории России, интересному как исторический урок, как назидание для последующих поколений о влиянии противоречивой, деспотичной личности, находящейся на грани диктатуры, на судьбы народа и государства.
В истории России эпоха Грозного - это момент решающей борьбы «государственного принципа», воплощенного этим грозным государем, со специфической древностью, переходный этап от феодализма к классовой монархии.
В наши дни история и ее уроки, как предупреждение потомкам о национальных бедствиях и государственных катастрофах, которые ждут их в будущем, часто остаются невостребованным инструментом предотвращения многих бед.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования я установил, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых и преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные, на мой взгляд, аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования – изучить и проанализировать явление опричнины с позиции религиозного деспотизма Ивана Грозного, а также его следствия в историческом аспекте.
Объектом исследования является процесс изучения явления опричнины и анализ ее последствий в истории России.
Предметом исследования являются основы и принципы опричнины как проявления религиозного деспотизма Ивана Грозного.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление всех теоретических аспектов, касающихся проявления опричнины в эпоху Ивана Грозного, а также анализ последствий данного явления для истории России.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть явление опричнины, выявить ее предпосылки, причины образования и ее сущность;
- изучить религиозную основу деспотизма опричнины Ивана Грозного;
- детально проанализировать роль церкви в период опричнины;
- дать оценку идеям религиозного деспотизма опричнины на протяжении последующей истории и в настоящее время.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы я использовал следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников я использовал научные статьи, учебники истории, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ЯВЛЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ
КАК ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ДЕСПОТИЗМА
1.1. Явление опричнины: предпосылки, причины образования
и ее сущность
Иван Грозный в историческом представлении потомков был подозрительным человеком, постоянно замышлявшим заговоры вокруг него. Все началось с Казанского похода, из которого Иван Грозный вернулся в 1553 году. Царь (тогда еще великий князь) заболел и, опасаясь измены бояр, приказал всем присягнуть на верность малолетнему сыну, юному Дмитрию. Бояре и придворные неохотно присягали на верность «пелёночнику», а многие даже вообще уклонялись от этой присяги. Причина этого была очень проста - нынешний царь очень болен, наследнику меньше года, большое количество бояр претендует на власть [5].
После выздоровления Иван Грозный изменился, став более осторожным и злым по отношению к окружающим. Он не мог простить вежливого предательства (отказа присягнуть Дмитрию), понимая, чем это вызвано. Но решающие события, приведшие к опричнине, были вызваны следующим:
- Митрополит московский Макарий умер в 1563 году. Он был известен тем, что имел большое влияние на царя и пользовался его расположением. Макарий сдерживал агрессию царя и внушал ему мысль, что страна находится под его контролем и никакого заговора не было. Новый митрополит Афанасий встал на сторону недовольных бояр и выступил против царя. В результате царь только укрепился в мысли, что вокруг него были только враги.
- В 1564 году князь Курбский оставил армию и перебрался в Литовское княжество. Курбский взял с собой многих военачальников, а также разоблачил всех русских шпионов в самой Литве. Это был страшный удар по самолюбию русского царя, который впоследствии окончательно убедился в том, что вокруг него были враги, которые могли предать его в любой момент.
В результате Иван Грозный решил ликвидировать самостоятельность бояр на Руси (в то время они владели землей, содержали собственное войско, имели своих помощников и двор, свою казну и так далее). Было принято решение о создании самодержавия.
В начале 1565 года Иван Грозный покинул Москву, оставив после себя два письма. В первом письме царь обращается к митрополиту и говорит, что все духовенство и бояре замешаны в государственной измене. Эти люди просто хотят получить больше земли и разграбить царскую казну. Вторым письмом царь обратился к народу, заявив, что причины его отсутствия в Москве связаны с действиями бояр. Сам царь отправился в Александрову слободу. Туда, под влиянием жителей Москвы, были отправлены бояре, чтобы вернуть царя в столицу. Иван Грозный согласился вернуться, но только при условии, что он получит безусловную власть казнить всех врагов государства и установить в стране новый строй. Эта система называется опричниной Ивана Грозного, что выражается в разделе всех земель страны на:
1. Опричнину - это земли, которые царь выводит из-под своего (государственного) управления.
2. Земщину — земли, которыми продолжали распоряжаться бояре.
Для реализации этого плана Иван Грозный создал особый отряд - опричников. Первоначально их численность составляла 1000 человек. Эти люди составляли царскую тайную полицию, которая подчинялась непосредственно главе государства и наводила необходимый порядок в стране.
Часть территории Москвы, Костромы, Вологды, Можайска и некоторых других городов была выделена в качестве опричных земель. Местные жители, не включенные в государственную программу опричнины, были вынуждены покинуть эти земли. Как правило, им предоставлялась земля в самых отдаленных районах страны. В результате опричнина решила одну из важнейших задач, стоявших перед Иваном Грозным. Эта задача заключалась в ослаблении экономической мощи отдельных бояр. Это ограничение было достигнуто потому, что государство передало в личное владение некоторые из лучших земель в стране [12].
Такие действия царя были встречены искренним недовольством народа. Состоятельные семьи, которые ранее активно выражали недовольство деятельностью Ивана Грозного, теперь еще активнее борются за восстановление былой власти. Для противодействия этим силам было создано специальное воинское подразделение «опричники». Их главной задачей было, по приказу самого царя, «укусить» всех изменников и «изгнать» измену из государства. По этой причине и появились символы, имеющие непосредственное отношение к опричникам. У каждого из них была собачья голова, привязанная к седлу его лошади, а также метла. Опричники уничтожали или отправляли в ссылку всех лиц, подозреваемых в государственной измене [16].
В 1566 году состоялся следующий Земский собор. На нем царь получил обращение с призывом ликвидировать опричнину. В ответ Иван Грозный приказал казнить всех, кто участвовал в передаче и составлении этого документа. Реакция бояр и всех недовольных последовала незамедлительно. Наиболее показательным является решение митрополита Московского Афанасия, который оставил священнический пост. На его место был назначен митрополит Филипп Колычев. Этот человек также активно выступал против опричнины и критиковал царя, в результате чего войска Ивана отправили этого человека в ссылку всего через несколько дней.
Иван Грозный всеми силами стремился укрепить свою власть, власть самодержца. Он сделал для этого все, что мог. Поэтому главный удар опричнины был направлен по тем людям и группам людей, которые действительно могли претендовать на царский престол:
- Владимир Старицкий. Это двоюродный брат царя Ивана Грозного, пользовавшийся большим уважением среди бояр и которого очень часто называли человеком, который должен был принять власть царствующего царя. Чтобы устранить этого человека, опричники взяли в плен самого Владимира, его жену и дочерей. Это произошло в 1569 году.
- Великий Новгород. Новгород обладал уникальным и самобытным статусом с самого начала образования русской земли. Это был независимый город, который подчинялся только самому себе. Иван, понимающий, что невозможно укрепить власть самодержца, не усмирив мятежный Новгород. В результате в декабре 1569 года царь выступил во главе армии, чтобы совершить поход на этот город. По пути в Новгород царское войско уничтожает и казнит тысячи людей, которые каким-либо образом проявили недовольство действиями царя. Эта кампания продолжалась до 1571 года. В результате Новгородской кампании армия опричнины установила царскую власть в городе и регионе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Когда, где, как и почему это произошло». ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайжест». 1998 год.
2. А.А. Зимин «Опричнина Ивана Грозного» (М.: Мысль, 1964. 535 с.).
3. А.Н. Сахаров, А.И. Буганов «История России с древнейших времён до конца XVII века», 6 издание, Москва, ПРОСВЕЩЕНИЕ 2000.
4. Альшиц Д.Н. «Начало самодержавия в России», «Иван Грозный: известный и неизвестный. От легенд к фактам». СПб., 2005. С. 155.
5. Арсланов Р.А., Блохин В.В. История отечества с древнейших времён до конца XX века. В 2-х ч. Ч.1 – М.; Поматур, 2002.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,2000(2 CD ), четвертое издание первой универсальной российской мультимедиа-энциклопедии.
7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий». 2004 г.
8. Большой исторический справочник для школьников и поступающих в вузы, 3-е издание, стереотипное, Москва, «Дрофа» 2000, авторы издания В. Н. Амбаров,П Андреев, С. Г. Антоненко.
9. История России: Учебник для вузов/ А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; Под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. - М.: Высш. шк., 2000. - 479 с.
10. Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. Опыт исторической феноменологии. Трудный путь к очевидности. М., 2003, с. 68-115.
11. Ключевский В.О. «О русской истории». - М., 1993.
12. М.Н. Зуев «Отечественная история», учебное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы, книга 1, Москва, ОНИКС 21 век, 2003.
13. Мусский И.А. «100 великих диктаторов». - Москва: Вече, 2000.
14. Орлов А. С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. - М.: «Проспект», 1997. - 544 с.
15. С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. АСТ, Астрель, 2006 г.
16. Сахаров А.Н., Буганов В.И. «История России с древнейших времен до начала XVII века», Москва, 1997.
17. Скрынников Р.Г. «Опричнина и последние удельные княжества на Руси».Исторические записки. Т. 76. 1965. С. 153.
18. Скрынников Р.Г. «Опричный террор», 1969, с 192.
19. Скрынников Р.Г. «Царство террора».- СПб, 1992.
20. Универсальная электронная энциклопедия «кругосвет» (Энциклопедия развивается с 2000 года).
21. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Выпущен акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауз-- И. А. Ефрон (Петербург, 1890--1907).
22. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд (Отеч. история. 1997. № 3. С. 52-75.)
23. Я. Фроянов «Драма русской истории: на путях к опричнине» (М.: Парад, 2007)