Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Николай Васильевич Гоголь, известный сейчас более всего как мистик и прозаик благодаря многочисленным экранизациям его произведений, является так же и тонким автором театральных произведений, среди которых произведения, по величине равные «Ревизору», но менее знаменитые.
В комедиях Гоголя читателя поражает, прежде всего, искрометная сатира, чуткое видение автором смешного в героях, умение красочно подать эти черты, производя неизгладимое впечатление.
История театральных постановок произведений Гоголя велика и обширна, поскольку они всегда находят своего благодарного зрителя.
Современник автора, его близкий друг, П. Аксаков однажды заметил, что не видит в обществе ничего, что достойно было бы стать материалом для комедии, но Гоголь на это возражал, что «комизм кроется везде», нужно лишь быть чутким художником, чтоб перенести его на сцену и показать во всей красе. Несомненно, сам Гоголь таким художником был.
Комедия «Женитьба» закончена в 1835 году, опубликована в 1842, она была дважды экранизирована, бесчисленное множество раз ставилась во всех театрах страны, на ее сюжет написана М. Мусоргским опера.
Она явилась передовым произведением своего времени, предвестником драматургического стиля Островского, который вскоре всколыхнет российский театр. Комедия эта была одной из первых в России бытовой комедией нравов.
Кроме того, она заслуживает тщательного рассмотрения, поскольку в ней самым ярким образом отразились отличительные черты Гоголя-драматурга, это произведение позволяет понять отношение писателя к самому комедийному жанру, оценить его значимость и силу.
Актуальность исследования заключается в том, что социальная острота произведения до сих пор не потеряла своего значения и во многом применима к жизни современного общества.
Потому данное исследование ставит перед собой цель рассмотреть исторические предпосылки и своеобразие идейного содержания комедии «Женитьба».
Согласно цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки создания пьесы.
2. Изучить особенности композиции и образной выразительности в произведении.
3. Оценить идейное содержание романа в контексте литературного творчества Гоголя.
Методологической базой исследования стали работы Бочаровой С.Г., Гафарова Р.М., Жаворонковой М.Ю, Лотмана Л.М. и других.
Исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
1. История создания произведения
Театральные интересы занимали большое место в жизни Н. В. Гоголя. Неудивительно, что первые же попытки писателя от романтической фантастики «Вечеров на хуторе близ Диканьки» обратиться к современной реальной действительности привели его к мысли о создании комедии.
Работу над комедией «Женитьба» Гоголь начал в 1833 году. За восемь лет менялись название (первый вариант – «Женихи»), место действия (из деревни перенесено в Петербург), сюжет (изначально отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица). Писатель планировал отдать пьесу для постановки уже весной 1836 года, однако последняя точка в ней была поставлена только спустя 5 лет, за границей.
Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца – в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего [18, 59].
А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.
«Женитьба» стала одной из первых русских комедий, в центре которой оказалась обычная бытовая сцена, смешная и грустная одновременно. Она значительно опередила время и предопределила появление пьес А. Островского и в какой-то мере романа Гончарова «Обломов» [23, 37].
Сюжет комедии традиционно-фарсовый: женихи-соперники
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Анненский И.Ф. О формах фантастического у Гоголя. – – М.: МАДИ, 2017. – 104 с.
2. Белая Г.А. Поэтика русской литературы. К 70-летию профессора Юрия Владимировича Манна. – М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2001. – 366 с.
3. Белинский В.Г. Письмо к Гоголю. – М.: Художественная литература, 1936. – 32 с.
4. Бочаров С.Г. Гоголь в русской критике: Антология. – М.: Фортуна ЭЛ, 2008. – 720 с.
5. Брагина Н.Н. Н.В. Гоголь: симфония прозы (опыт аналитического исследования). – Иваново: ПресСто, 2007. – 216 с.
6. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя. Морфология, идеология, контекст. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2002. — 686 с.
7. Виролайнен М.Н., Карпов А.А. Феномен Гоголя. – СПб.: Петрополис, 2011. – 850 с.
8. Воробьева Т.Л. «Женитьба» Н. В. Гоголя и развитие русской комедии 1920-х годов // Вестник Томского государственного университета, № 282, 2004, с. 163-169.
9. Гафаров Р.М. Драматургия Н. В. Гоголя и традиции классицизма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика, № 1, 2013, с. 5-11.
10. Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. – 261 с.
11. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. — 340 с.
12. Жаворонкова М.Ю. Брачный мотив в драматургии Н. В. Гоголя // Вестник Кемеровского государственного университета, № 1 (65), 2016, с. 171-175.
13. Захаров К.М. В ожидании игры. К вопросам поэтики русской драматургии XIX века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика, 12, № 4, 2012, с. 58-61.
14. Захаров К.М. Игры Подколесина и Кочкарева в гоголевской «Женитьбе» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика, 15, № 2, 2015, с. 51-53.
15. Карякина В.Л. Виды и функции повторов в комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, 18, № 2-2, 2016, с. 178-180.
16. Касарова В.Г., Супоницкая М.Л. Основы литературоведения. Из истории русской литературы XIX века. Учебно-методическое пособие для иностранных студен. – М.: МАДИ, 2017. – 104 с.
17. Копенкина У.А. Преднамеренные формы авторского присутствия в «Женитьбе» Н. В. Гоголя // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика, 11, № 2, 2011, с. 43-48.
18. Крупчанов Л.М. Н.В. Гоголь и Россия. Два века легенды. – М.: МПГУ, Прометей, 2011. — 502 с.
19. Кугель А.Р. Русские драматурги: Очерки театрального критика. – М.: Мир, 1933. — 180 с.
20. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. – М.: Просвещение, 2007. – 1023 с.
21. Лотман Л.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. – 360 с.
22. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М.: Советский писатель, 1987. – 320 с.
23. Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». – М.: Художественная литература. 1966. – 116 с.
24. Синцов Е.В., Синцова С.В. Гоголевская «Женитьба» как «Пародийное» переосмысление мотивной структуры «Онегина» // Филология и культура, № 1 (43), 2016, с. 256-261.
25. Строганов М.В. Событие не-события в драматургии Гоголя // Пушкинские чтения, № XVI, 2011, с. 47-56.
26. Цыпуштанова М.А. Гоголевский текст в творческой рецепции Николая Коляды (пьеса «Старосветская любовь») // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология», № 4, 2012, с. 43-46.