Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что изучение классических литературных произведений в современной школе постепенно становится серьезной методической проблемой, поскольку в сложившихся социально-культурных условиях многие школьники не имеют выраженной мотивации на глубокое и детальное изучение художественных текстов, которые были написаны классиками много лет назад.
Поэтому педагоги вынуждены осуществлять поиск инновационных методов, форм и инструментов педагогической работы, которые не только позволяют проводить содержательно эффективные уроки литературы по данной теме, но и формировать устойчивую мотивацию для старших школьников и вызывать живой интерес к классической художественной литературе.
Принципиально важно, чтобы изучение классических литературных произведений осуществлялось в интерактивной форме, что позволит сделать уроки интересными, яркими и запоминающимися, а также даст возможность самореализации старшим школьникам, которая необходима для укрепления учебной мотивации.
Степень изученности проблемы. Вопрос изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» достаточно широко рассматривается в научной литературе. Однако, в основном, в исследованиях описаны традиционные методы и формы изучения данного произведения в старших классах. В ходе проведения исследования было выявлено отсутствие единой системы изучения романа в современных условиях с использованием инновационных методов и форм педагогической работы, что делает данное исследование еще более актуальным и практически значимым.
Цель исследования – провести анализ особенностей изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в старших классах.
Объект исследования – роман Л.Н. Толстого «Война и мир».
Предмет исследования – особенности изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в старших классах.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать методы изучения монографической темы на уроках литературы.
2. Изучить проблематику романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
3. Составить методическую разработку уроков по роману «Война и мир».
4. Осуществить поиск методических материалов для учителя по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
Материал исследования: роман Л.Н. Толстого «Война и мир».
Гипотеза исследования: изучение романа Л.Н. Толстого на уроках литературы в старших классах должно основываться не только на традиционных формах проведения занятий, но и на принципе использования ряда инновационных педагогических инструментов.
Методы исследования: анализ научной, художественной и методической литературы, описательный, обобщение, классификация, хронологический, сравнительный, моделирование, проектирование, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения монографической темы на уроках литературы, а также принципов освоения романа Л.Н. Толстого в рамках школьного курса. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научно-практических исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена составлением методической разработки уроков по роману «Война и мир», а также подбором методических материалов для учителя, которые могут быть полезны для организации уроков литературы в старших классах по соответствующей теме.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Первая глава, «Особенности изучения монографической темы на уроках литературы в старших классах», раскрывает такие вопросы как методы изучения монографической темы на уроках литературы, а также проблематика романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Во второй главе, «Система уроков по романа Л.Н. Толстого «Война и мир»», приводится методическая разработка уроков по роману «Война и мир», а также подбираются методические материалы для учителя по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
1.1. Методы изучения монографической темы на уроках литературы
Обучение литературе в школе в большинстве случаев осуществляется на основании двух принципов – монографического и обзорного. Обзорный метод предполагает изучение основных литературных направлений и тенденций через познание конкретной исторической эпохи, определение социально-культурных условий через отдельные аспекты развития литературного творчества .
Однако при использовании такого принципа отсутствует факт детального анализа отдельных литературных произведений, изучения биографий писателей и поэтов. Суть обзорного метода – скорее, историко-культурное познание, нежели литературное или языковое .
Большинство учебных программ выстроены по принципу монографического типа обучения литературе, который, в контексте общего образования, признается более эффективным и дающим возможность познакомиться с художественной литературой на необходимом на формирования читательской культуры и общего развития уровне .
Монографический принцип организации уроков по литературе основан на изучении конкретных литературных деятелей, которое имеет определенную, варьируемую в зависимости от программы структуру, которая представлена на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Структура изучения темы на уроках литературы в рамках реализации монографического принципа
В рамках монографического метода, как видно из рисунка 1.1, в первую очередь, школьники изучают биографию литературного деятеля. Обычно изучение осуществляется либо самостоятельно, с помощью информации, взятой из учебника или других источников, либо посредством рассказа учителя на уроке, однако такой способ изучения биографий в современных условиях встречается достаточно редко, поскольку учителя не хотят тратить время на то, что можно найти в открытых источниках .
В рамках данного этапа изучения темы рассматриваются условия рождения и жизни литературного деятеля, изучаются особенности его семьи и воспитания, трудности, которые писателю или поэту пришлось преодолеть, его сопутствующая литературной деятельность, отношения с властью и различными социальными классами и т.д.
Все эти факторы оказывают серьезное влияние на направленность и содержание творчества любого литературного деятеля, а потому должны быть подробно изучены .
Изучение историко-культурного контекста, в котором развивается творчество определенного литературного деятеля, осуществляется с помощью дискуссионных занятий, в рамках которых учитель опирается на исторические знания учащихся, стимулирует процесс сопоставления эпохи, в которую жил тот или иной писатель или поэт, и тех исторических событий, которые в этот период происходили .
Зачастую творчество литературных деятелей обусловлено революционными процессами или проведением социально-политических реформ, а также войнами или другими событиями, которые не могут не наложить отпечаток на творческое сознание) .
Следующий аспект изучения темы на уроках литературы в рамках монографического принципа – это знакомство с общей характеристикой творчества того или иного литературного деятеля.
Для этого учащимся на лето дается обязательный и дополнительный список литературы для чтения, который к началу изучения темы каждый школьник должен прочитать и сделать для себя пометки в читательском дневнике об основных особенностях произведений того или иного писателя или поэта, который впоследствии будут выступать в качестве основы для проведения анализа жанров, направленности и специфики его творчества .
При изучении писателя и поэта на этапе знакомства с его творчеством зачастую проводятся семинары, где каждый учащийся с опорой на понимание прочитанных произведений анализирует, чем творчество данного литературного деятельности выделяется из массы других художественных произведений, после чего в рамках групповой работы проводится сопоставление особенностей его творчества с особенностями биографии литературного деятеля, а также с историко-культурным контекстом .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берестеневич, О.В., Хуцалиева, М.И., Саблина, Д.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» как предмет современных литературоведческих и философских исследований / О.В. Берестеневич, М.И. Хуцалиева, Д.И. Саблина // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 1. Гуманитарные науки. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2023. – С. 89–98.
2. Варенцева, Я.С., Кутаисова, Г.А. Философское осмысление проблемы семьи и семейных конфликтов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» / Я.С. Варенцева, Г.А. Кутаисова // Известия Пермского государственного университета. – 2023. – № 2 (75). – С. 99–116.
3. Головченко, П.А., Хитрова, Н.А., Соловьева, А.М. Методы и инструменты проведения урока литературы в старших классах: педагогическое исследование / П.А. Головченко, Н.А. Хитрова, А.М. Соловьева // Известия Тульского государственного педагогического университета. – 2021. – № 8 (132). – С. 50–61.
4. Зинин, С.А., Чалмаев, В.А. Литература. 10–11 классы. Базовый и углубленный уровень. Программа курса. ФГОС «Инновационная школа» / С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: Русское слово, 2020. – 64 с.
5. Каясова, Т.А. Монографический принцип на интегрированных уроках в начальной школе. Из опыта работы / Т.А. Каясова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monograficheskiy-printsip-na-integrirovannyh-urokah-v-nachalnoy-shkole-iz-opyta-raboty (дата обращения: 26.03.2023).
6. Куракина, О.В. Система уроков по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». План-конспект урока по литературе / О.В. Куракина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2022. – URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2022/01/27/sistema-urokov-po-romanu-l-n-tolstogo-voyna-i-mir (дата обращения: 29.03.2023).
7. Лаврентьева, М.И., Сапогова, И.М., Шиловская, В.А. Традиционные и инновационные методы изучения художественных произведений на уроках литературы в основной школе: теория и методология / М.И. Лаврентьева, И.М. Сапогова, В.А. Шиловская // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 66–75.
8. Перегудова, А.П., Смылова, Я.М., Фурманова, И.И. Современные аспекты организации и проведения уроков литературы в старшей школе: методика и методология / А.П. Перегудова, Я.М. Смыслова, И.И. Фурманова // Сборник статей Воронежского государственного педагогического университета. Вып. 4. Основная школа. – Воронеж: Издательство государственного педагогического университета, 2022. – С. 95–109.
9. Смирнова, О.В. Система образов романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Урок для 10 класса / О.В. Смирнова // Литература. – 2008. – № 4. – URL: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200800406 (дата обращения: 26.03.2023).
10. Сухорукова, А.П., Мельникова, В.В., Чистяков, Г.В. Современные аспекты исследования актуальности и проблематики романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: методологические основы исследования / А.П. Сухорукова, В.В. Мельникова, Г.В. Чистяков // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения русской литературы». – Хабаровск: Издательство Хабаровского государственного университета, 2023. – С. 79–90.
11. Черкунова, А.П., Самарина, Г.В., Плотникова, А.М. Монографический и обзорный принципы изучения литературы в рамках общего образования: проблемы и перспективы / А.П. Черкунова, Г.В. Самарина, А.М. Плотникова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного гуманитарного образования». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2023. – С. 158–170.
12. Яковлева, А.П., Суроматина, Г.В. Проблематика и социальный конфликт в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: исследовательские ракурсы и проблемы изучения / А.П. Яковлева, Г.В. Суроматина // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 11. – С. 170–184.