Фрагмент для ознакомления
2
В экономической теории достаточно долго была распространена типогология ценовой дискриминации А. Пигу, основанной на принципах разделения потребителей на группах. Согласно данной классификации, все виды ценовой дискриминации условно можно разделить на три типа.
Согласно данной типологии, первый вид дискриминации осуществляется таким образом, что каждая единица товара реализуется так, чтобы покупателю устанавливается максимальная цена. То есть, при данном виде ценовой дискриминации излишек потребителя полностью присваивается продавцом.
Второй тип ценовой дискриминации реализуется посредством разделения потребителей, спрос которых определяется одной кривой спроса. Например, цены на инновационные товары реализуется на максимальном уровне в начале реализации, а в дальнейшем сокращается во состояния предельных издержек.
Третий тип ценовой дискриминации связан с разделением потребителей, спрос каждой из которых определяется отдельным видом кривой спроса что позволяет каждой группе устанавливать максимальную цену.
При этом дальнейшие классификации фактически все соответствуют данной классификации, такие как основанные на работах, основанных на исследованиях, сформулированные Ф. Махлупом:
- дискриминация отдельных потребителей, которые выявляются на основании характеристик;
- дискриминация групп, основанной на различиях между группами потребителей;
- продуктовая дискриминация, согласно которой на идентичную продукцию назначаются дискриминационные цены.
В современных исследованиях было показано, что в данные классификации не входят некоторые виды дискриминации, выявленные в практика современного ценообразования [14, с. 61]
Так, в дальнейших исследованиях был выявлен такой вид ценовой дискриминации как связные продажи и установление различных цен в отличие от региона. В самом общем смысле связные продажи предполагают, что покупка товара невозможна без покупки других видов товаров. Данный вид ценовой дискриминации применение практики связных продаж реализуется в сфере услуг и фармацевтики. Очевидно, что в теоретических исследованиях было показано, что данный тип дискриминации приводит к сокращению излишка потребителя и может воздействовать на конкурентные отношения на рынке. В самом общем смысле такая практика не может быть отнесена к ценовой дискриминации.
Пространственная ценовая дискриминация возникает в ситуации, когда устанавливая различные цены для потребителей разных регионов, при этом затраты на которую не соответствует цене. Очевидно, что данный тип ценовой дискриминации относится ко случаю второй ценовой дискриминации.
В современных исследованиях все более исследуется ценовая дискриминация, основанная на исследовании поведения потребителей на основании значительного количества факторов. Так, современные технологии позволяют фирмам изучать поведение потребителей на основании значительного количества факторов.
Например, поведение потребителей на сайте, в магазине, передвижения, истории покупок. Специальные алгоритмы позволяют интерпретировать интерес к определенным видам товаров и соответственно определять группы потребителей с идентичным поведением.
Ценовая дискриминации на основании изучения поведении потребителей зачастую относят к отдельным видам, однако по мнению автора, данный вид установления цен не является отдельным видом ценового поведения, а может быть соответствовать любому их типов согласно классификации А. Пигу. [20, с. 4].
1.3. Монополии как главные участники ценовой дискриминации
Джоан Робинсон в работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» [13] обосновывала применение ценовой дискриминации на сегментах рынка с разной эластичностью спроса. Ею разработаны методы оценки эффективности от использования ценовой дискриминации как для дискриминирующего монополиста, так и для общества. Уделено внимание правилам дискриминации, исследовано поведение покупателя.
Джоан Робинсон, окончив Кембриджский университет, работала над книгой «Экономическая теория несовершенной конкуренции». Опубликовав ее в 1933 г., она получила мировую известность благодаря этому исследованию. Свой подход для анализа макроэкономических процессов Дж. Робинсон позаимствовала у Кейнса, при котором основными категориями анализа являлись прибыль, заработная плата, процент, капитал, которые являлись такими и в трудах Маршалла и Рикардо. Робинсон занималась развитием концепции, по которой взаимосвязаны рост экономики, капитальные накопления и распределение, и все осуществимо из-за действия действительно существующих институтов, определяющих намерения и стремления бизнесмена накопить как можно больше, при одновременной борьбе рабочих за часть продукта труда в доходе нации [8, с. 210]. Робинсон сделала вывод касательно того, что экономика капитала может испытать стагнацию, которая может быть вызвана двумя причинами: недостаток технического прогресса и насыщение, апатия, нежелание вкладывать. Особенное внимание уделяла трем видам технического прогресса:
1. нейтральный, в процессе которого не изменяется отношение ключевых параметров двух секторов и занятости;
2. капиталосберегающий технический прогресс;
3. капиталоемкий технический прогресс, последние являются его уклонами.
Первый уклон покажет более скоростной рост нововведений, а также производительности труда в секторе инвестиций; второй же уклон указывает на более быстрый рост уровня производительности труда в секторе, производящем товары потребления. Названные «уклоны» будут оказывать влияние на соотношение двух секторов, здесь учитывают уровень распределения доходов и спрос на человеческий труд.
Подробному анализу подлежали обратные воздействия соотношения прибыльности и заработной платы, выбора производственной технологии, «уклонов» и темпов технического прогресса.
Джоан представила идеальные условия экономического развития, из которых ключевые следующие:
1. постоянство размера прибыли во время пропорционального роста производительности труда, зарплаты и капитала;
2. Зарплата должна быть гибкой и подвижной, чтобы расти одновременно с повышением производства на душу населения.
3. данное повышение зарплаты является непременным и обязательным фактором свободной конкуренции;
4. темп технического прогресса и рост работников влияют на величину капитала организации.
Согласно Робинсон, нарушение указанных условий может стать ключевой причиной отсутствия капитализма или нестабильность его развития.
Появление чистой монополии основано на образовании барьеров для входа в отрасль, монополизации поставщиков сырья и т. п.
Олигополией называлось состояние отрасли при наличии небольшого количества предприятий-производителей. При этом существование олигополии считалось более реалистичным и вероятным, чем совершенная конкуренция и абсолютная монополия [12, с. 70].
Особенность монополистической конкуренции заключается во взаимозависимости фирм друг от друга. Другими словами, олигополия имеет право на существование, если количество предприятий в отрасли столь мало, что когда формируется ценовая политика каждой из фирм необходимо учитывать реакции конкурентов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 28.03.2023)
2) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51/ (дата обращения 28.03.2023)
3) Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (дата обращения 28.03.2023)
Статьи, монографии, источники, сайты
4) Авдашева С. Б., Экономический анализ границ фирмы и ограниченной конкуренции: случай консорциума "Северный поток-2" // Вопросы экономики. — 2021. — № 10. — С. 134-151
5) Буркова А. Ю., Что почем и почему. Справедливое ценообразование на рынке финансовых услуг // Банковское дело. — 2019. — № 4. — С. 30-33
6) Елагина А.С. Ценовая дискриминация в условиях биржевой торговли: на примере рынка нефтепродуктов // Экономика и бизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsenovaya-diskriminatsiya-v-usloviyah-birzhevoy-torgovli-na-primere-rynka-nefteproduktov (дата обращения: 28.03.2023).
7) Иваненко А. Р., Калабина Е. Г. Модели динамического и персонализированного ценообразования в условиях развития цифровой экономики // e-FORUM. 2022. Т. 6, No 1. С. 1-6
8) Калпакчи Н. Исследование теоретических основ конкуренции в работах Э. Чемберлина и Д. Робинсон//XXIII ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Нижневартовск, 2021. С. 210-216
9) Мусостова Д. Ш. Особенности осуществления механизма ценовой дискриминации в России// АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 109-111
10) Окладников Д. Е., Практическое ценообразование. — Москва : URSS : ЛЕНАНД, 2014. — 154 с.
11) Официальный сайт ООО «Сибирская генерирующая компания» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibgenco.ru/ (дата обращения: 28.03.2023)
12) Пономарева Е. А., Ценовая дискриминация на двухсторонних рынках: пример такси // Экономическое развитие России. — 2020. — Т. 27, № 9. — С. 70-79.
13) Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции: пер. с англ. М.: Прогресс, 1986
14) Сафрончук М. В. Ценообразование на монопольном рынке: ценовая дискриминация и возможность ее применения//ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, 2016. № 4. С. 61-68
15) Сигарев А.В., Косов М.Е. Специфика применения ценовой дискриминации при реализации информационных благ посредством электронной торговли // Экономика и бизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-primeneniya-tsenovoy-diskriminatsii-pri-realizatsii-informatsionnyh-blag-posredstvom-elektronnoy-torgovli (дата обращения: 28.03.2023)
16) Сторчевой М. А., Применение ценовой дискриминации на первичном рынке квартир в России // Российский журнал менеджмента. — 2021. — Т. 14, № 4. — С. 21-48
17) Ткаченко А. А., Всегда ли ценовая дискриминация ограничивает конкуренцию? // Право и экономика. — 2019. — № 8. — С. 58-63.
18) Хлебнова А.А. Особенности ценовой дискриминации на отраслевых рынках РФ//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Сборник материалов ХV Всероссийской научно-практической конференции. Составитель Е.В. Василенко. Красноярск, 2022. С. 85-88
19) Ховалова Т. В., Моделирование эффективности перехода на собственную генерацию // Эффективное антикризисное управление. — 2017. — № 4/5 (103-104). — С. 44-57
20) Шаститко А. Е., Ценообразование на основе больших данных: предметное поле проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. — 2020. — № 6. — С. 3-22
21) Шихина Н.И. Нормативное регулирование случаев ценовой дискриминации на рынках продовольствия // Право [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/normativnoe-regulirovanie-sluchaev-tsenovoy-diskriminatsii-na-rynkah-prodovolstviya (дата обращения: 28.03.2023)