Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Обзор научной литературы по теме особенности развития специальных физических качеств в смешанных парах 5
1.1. Общая физическая подготовка 5
1.2. Специальная физическая подготовка 11
Глава 2.Анализ особенностей развития специальных физических качеств в смешанных парах в виде спорта акробатика 16
2.1. Специальные физические качества в смешанных парах 16
2.2 Методические основы развитие специальных физических качеств спортсменов, специализирующихся в смешанных парах 19
Заключение 30
Список использованных источников 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Спортивная акробатика как вид спорта занимает одно из ведущих мест по массовости, зрелищности и доступности средств и методов тренировки. Основу спортивной акробатики составляют танцевальные, прыжковые и акробатические упражнения. Правильный подбор спортивных упражнений позволяет прогрессивно подойти к построению тренировочного процесса на всех этапах подготовки. Современный этап развития спорта в целом и спортивной акробатики в частности, характеризуется интенсивными шагами развития. Достижение высокого технического мастерства становится более трудоемким и продолжительным.
В этих условиях особое значение приобретает необходимость поиска средств и методов повышения эффективности освоения спортсменами, начиная с юного возраста, рациональной структуры акробатических упражнений. Анализ научных источников показал, что выполнение различных акробатических упражнений позволяет развить и усовершенствовать такие физические качества как сила, ловкость, быстрота, координация движений.
Занятия акробатикой содействуют всесторонней физической подготовленности занимающегося, способствуют формированию красоты движений, грациозности, точности движений, повышению уровня двигательно-координационных качеств.
Актуальность исследования – поиск новых организационно - методических подходов в развитии специальных физических качества в смешанных парах.
Гипотеза исследования – предполагалось, конкретизация по содержанию использования средств и методов физической подготовки, в рамках учебно-тренировочного процесса позволит сократить сроки освоения специальных двигательных умений и навыков акробатов в смешанных парах.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс.
Предмет исследования: выявить методические основы развития специальных физических качеств в смешанных парах.
Целью данной работы является изучение процесса развития специальных физических качеств спортсменов в смешанных парах.
Задачи:
1. Раскрыть общую физическую подготовку.
2. Проанализировать специальную физическую подготовку.
3. Рассмотреть специальные физические качества в смешанных парах.
4. Изучить методические6 основы развития специальных физических качеств спортсменов, специализирующихся в смешанных парах.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования можно использовать в работе на учебно-тренировочных занятиях, а также формированию у детей и молодежи интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, глава 1 - «Обзор научной литературы по теме особенности развития специальных физических качеств в смешанных парах», глава 2 - «Анализ особенностей развития специальных физических качеств в смешанных парах в виде спорта акробатика», заключение, список литературы, практические рекомендации.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме особенности развития специальных физических качеств в смешанных парах
1.1. Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка (далее-ОФП) - процесс усовершенствования двигательных физических качеств, направленный на разностороннее и гармоническое физическое развитие индивида.
ОФП направлена на повышение функциональных возможностей, общую работоспособность индивида является основной для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта [8].
Таким образом, ОФП из вышесказанного можно представить на рис. 1.1.
Рис.1.1. - Структура ОФП
Составлено автором на основании научных источников
Основной целью ОФП является достижения высокого уровня общей работоспособности занимающихся.
К задачам ОФП относятся:
- достижение гармоничности в развитии мускулатуры тела и соответственной силы мышц; приобретения общей выносливости;
- увеличения быстроты выполнения разнообразных движений, развитие общих скоростных способностей;
- увеличение подвижности основных суставов, эластичность мышц;
- повышение ловкости в самых разных (действия бытовые, трудовые, спортивные) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
- правильное выполнение движений без излишних напряжений, овладение умением расслабляться [7,12].
В общем, цель и задачи ОФП можно представить следующим образом (Рис.1.2.).
Рис.1.2. – Цель и задачи ОФП
Составлено автором на основании литературных источников
Таким образом, при проведении занятий ОФП решаются следующие задачи:
- сохранение здоровья, воспитание физических качеств и функциональных возможностей организма;
- достижение оптимального уровня устойчивости организма к отрицательным влияниям окружающей среды;
- ориентация на воспитание профессиональных качеств, которые необходимы индивидууму в конкретной сфере труда и профессии;
- получение специальных знаний о воздействии физических упражнений на гармоничное развитие человека.
Под физическими качествами в теории и методике физического воспитания подразумеваются те функциональные свойства организма, которые определяют двигательные возможности индивидуума.
Физическая подготовленность в спортивных видах гимнастики многогранна и преследует ряд целей. А в связи с выполнением различных целей на каком-нибудь конкретном этапе тренировки требует и различного содержания физической подготовки.
Выполнение прыжковых и балансовых упражнений на ковре требует развития всех сторон физической подготовки спортсменов [14,15].
Выполнение сложнейших соревновательных упражнений невозможно без повышенного проявления силы, координации, скоростно-силовых качеств, специальной выносливости, гибкости и подвижности в суставах.
Занятия спортивными видами гимнастики (в частности, спортивной акробатикой) требуют высокого уровня проявления физических качеств, сопровождаемых большим риском (это подразумевает желание победы, смелости и целеустремленности, уверенности уже на начальных соревновательных уровнях).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Болобан, В. Долговременные программы обучения упражнениям спортивной акробатики [Текст] / В.Болобан // Наука в олимпийском спорте. - 2011. - №1-2. - С.75-86.
2. Блинков, С.Н. Элективные курсы по физической культуре и спорту /С.Н. Блинков [и др.]. - Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2018.-161 с.
3. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом [Текст] / В.А.Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Т. Никоноров // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-2. - С.369-373.
4. Гончарова, Ю.О. Модульный подход в развитии координационных способностей акробаток / Ю.О. Гончарова, Л.Г. Пащенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 3. – С. 47–49.
5. Горячева, Н.Л. Организация и проведение учебных занятий со студентами, специализирующимися в спортивной акробатике [Текст] / Н.Л. Горячева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2013. - № 1 (5). - С.5-9.
6. Гущина, В.Е. Развитие силовых качеств в спортивной акробатике /В.Е. Гущина /Современные векторы прикладных исследований в сфере физической культуры и спорта. 2022. С.96-101.
7. Домбровский, В.И. Специфика привлечения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом [Текст] / В.И. Домбровский // Сб. Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани материалы Всероссийской научно-практической конференции. редколлегия: Ф.Р. Зотова, Н.Х. Давлетова, М.Н. Савосина, Т.В. Заячук. - 2013. - С.107-109.
8. Дубасова, М.В. Особенности физической подготовки детей 6-7 лет в спортивной акробатике /М.В. Дубасова //Актуальные проблемы физической культуры и спорта.2019.-С.21-23.
9. Задачи общей физической подготовки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/1163140/i_obschey_fizicheskoy_podgotovki. Дата доступа: 01.04.2023.
10. Игнашенко, А.М. Акробатика / А.М. Игнашенко. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. -171 c.
11. Коркин, В.П. Акробатика / В.П. Коркин. - М.: Медиа, 2018. - 994 c
12. Пепеляева, Г.В., Жигайло,в П.Ю. Особенности физической подготовки в спортивной акробатике /Г.В. Пепеляева, П.Ю. Жигайлов /Тезисы докладов научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов южного федерального округа. -2021.-С.176.
13. Руденко, С.А. Современные тенденции, вязанные с совершенствованием артистизма у спортсменов высокой квалификации, выступающих в смешанных акробатических парах /С.А. Руденко [и др.] //Культура физическая и здоровье.2020. №1. С.87.
14. Скрипникова, А.П. Техническая подготовка в спортивной акробатике /А.П. Скрипникова //Аспекты технической подготовки спортсменов. Материалы VI Региональной научно-практической конференции. 2019. С.114.
15. Шафикова, Л.Р. Роль воспитания скоростно-силовых качеств сложно-координационного характера в спортивной акробатике /Л.Р. Шафикова //Спорт высших достижений: Интеграция науки и практики. Материалы V Международной научно-методической конференции, посвященной XXIV зимним Олимпийским играм в г. Пекине. Редколлегия: Н.А. Красулина [и др.]. Уфа, 2022. С.159.
16. Шадыева, Ю.О. Развитие координационных способностей спортсменок, специализирующихся в парной акробатике/Ю.О. Шадева//Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма,2017. С.285-288.
17. Шерин, В.С. Совершенствование тренировочного процесса акробатов высокой квалификации / В.С. Шерин, М.В. Муза // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2013. - № 377.-— С.114.
18. Шаповаленко, Н. С. Особенности развития статического равновесия у акробатов смешанной пары на этапе углубленной спортивной специализации/Н.С. Шаповаленко //Поиск (Волгоград).2022. №2. С.79-82.
19. Шпакова, В.А. Особенности современной технической подготовки парно-групповых акробатов /В.А. Шпакова, А.А. Лебедева //Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие.2022. С.113.