Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы, касающиеся познания окружающего мира подрастающего поколения и использование в этом процессе художественной литературы в данное время очень актуальны. Обусловлено это тем, что в современном мире состояние окружающей среды вызывает тревогу в обществе, а традиции чтения с каждым годом утрачиваю своё значение, вытесненные современными гаджетами и интернетом, что приводит к ухудшению владения родным языком и тем самым снижению уровня грамотности населения.
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, поэтому так важно уже с дошкольного детства формировать экологическую культуру, прививать ответственное отношение к природе желание заботиться о ней [21, С. 154].
Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение в окружающем его мире было осмысленным. Именно поэтому больше внимания нужно уделять экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни.
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста и именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Очень важно переосмыслить те ценности, по которым живет человечество, оценить и осознать все возможные формы взаимодействия с окружающим миром природы, ведь именно природа по праву является кладовой нашего развития - физического, интеллектуального, духовного, эмоционального.
У дошкольников формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное к отношение к ней.[19, С. 98].
Как показывают исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, должен быть наработан собственный практический опыт. На этом основании можно сделать заключение о том, что эмоции ребенка развиваются в процессе деятельности и зависят от ее содержания и структуры.
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления и знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – возможно посредством литературных произведений.
Специалисты считают литературу доступным и действенным средством в воспитании познания окружающего мира дошкольников. С помощью литературных произведений ребенок познает природный мир, отношения людей к этому миру. Поэтому именно художественная литература была выбрана мной в качестве средства развития у детей знаний о природе, любви к ней, бережного отношения, чувства сопереживания к растениям и животным.
В рамках данной проблемы была сформулирована тема исследования «Роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира дошкольниками».
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить эффективность использования литературных произведений в познании окружающего мира дошкольниками.
Объект исследования: процесс познания окружающего мира дошкольниками.
Предмет исследования: художественная литература как средство познания окружающего мира детей дошкольного возраста.
Гипотеза состоит в том, что изучение литературных произведений является эффективным средством познания окружающего мира докоьниками.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «познавательное развитие» детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Изучить особенности познания окружающего мира детьми дошкольного возраста.
3. Рассмотреть организацию занятий с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с природоведческой художественно литературой
4. Выявить уровень сформированности знаний и представлений о мире.
5. Провести анализ поученных результатов.
6. Разработать систему работы по использованию литературных природоведческих произведений в познании окружающего мира детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение педагогической, психологической и методической литературы;
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент;
База исследования: «МБДОУ "Црр - детский сад 6 "Жар-птица""
Структура курсовой работы: титульная страница, содержание, введение, основная часть, заключительная часть, список литературы, приложения.
I Теоретические аспекты проблемы познания окружающего мира дошкольников посредством художественно природоведческой литературы
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Дошкольное детство – это первый этап формирования личности, ценностной ориентации человека в окружающем мире. В этот период закладывается отношение к природе, как живой, так и неживой, к себе и к окружающим людям. В дошкольном детстве ребёнок получает эмоциональные восприятия, накапливает представление о том, что такое окружающая среда и природа, что в принципе она значит для человека, закладываются элементы экологической культуры.
Образовательные области полноценного развития ребёнка дошкольного возраста по Федеральному государственному стандарту включают в себя: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое и познавательное развитие.
Рассмотрим подробнее, что представляет собой познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
В Государственном стандарте дошкольного образования обозначены основные цели и задачи, к которым нужно подводить воспитанников детского сада:
поощрение любознательности, развитие и выявление его интересов;
развитие действий познания окружающего мира, сознательной деятельности;
развитие творчества и воображения;
формирование знаний о себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах предметов.
знакомство с понятиями: цвет, форма, размер, количество;
осознание времени и пространства, причины и следствия;
получение знаний об Отчизне, общие культурные ценности;
представления о национальных праздниках, обычаях и традициях.
В таблице № 1 описаны три термина, которые используются в ФГОС ДО, связанных с познанием мира детей дошкольного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: метод. пособие / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. – М.: Академия развития, 2013. – 112 с.
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
3. Бианки, В. Расскзы и сказки [Текст] / В.Бианки. - М.: Самовар, 2010. -112 с.
4. Бианки, В. Лесные «Лесная газета» /В. Бианки. – М.: Стрекоза-Пресс, 2007. - 128 с.
5. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А.И. Васильева – Минск, 2016. – 297 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. – М., Педагогика, 1984. – С. 244-268.
7. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг: учеб. пособие/ Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С Выготский [Под ред. и со вступ. статьей, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия]. - Москва: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
9. Зеньковский В.В. Психология детства / В. В. Зеньковский - Екатеринбург, 1995 – 258 с.
10. Ельникова К. Роль литературы в ознакомлении детей с природой / К. Ельникова [Текст] // Дошкольное воспитание - 1979. – С. 22-25.
11. Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Р. Р. Калинина - М.: Речь, 1983. – 137 с.
12. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2. /
Я. А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.
13. Костюченко М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание - 2007-№10-108-112с.
14. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания [Текст] / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 3-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2015. – 256 с.
15. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1998. – 115 с.
16. Маврина И. Художественная литература о природе [Текст] / И. Маврина // Дошкольное воспитание. – 2005. - С. 36 - 38.
17. Маневцова Л. Ребенок познает мир природы [Текст] / Л. Маневцова // Дошкольное воспитание. - 2004. - С. 17 - 19.
18. Миронов А.В. Актуальные вопросы экологического образования [Текст] / А.В. Миронов - М.: Просвещение, 2015. - С.31-35.
19. Николаева С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2009. - С. 42 - 46.
20. Паустовский К., Скребицкий Г., Бианки В. Рассказы о природе / К. Паустовский, Г. Скребицкий, В. Бианки. - М.: Самовар, 2011. – 96 с.
21. Пришвин М. М. Собрание сочинений / М. М. Пришвин. – М.: Художественная литература, 1986. – 245 С.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – М.: Питер, 2012. – 715 с.
23. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. - С. 21 - 27.
24. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: учебное пособие для студ. вузов / Т.А. Серебрякова. - М.: Академия, 2008. – 208 с.
25. Сухомлинский А.В. Сердце отдаю детям [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Сухомлинский. - М.: Издательство политической литературы, 2000. – 367 с.
26. Терентьева Л. И. Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников[Текст] / Л. И Терентьева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2015. -С. 46-55
27. Федотова А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников [Текст] / А.М. Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 112 с.
28. Филиппова Т. Дошкольное воспитание / Т. Филиппова. – М.: Просвещение 1996. – 168 с.
29. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы [Текст] / И.В. Цветкова. – М.: Педагогическое общество Россия, 2000. – 176 с.
30. Щуркова Н. Е. Лекции о воспитании / Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогический поиск, 2009. – 172 с.