Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе и игровых. В настоящее время педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике. Технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса.
В современной образовательной среде формирование словаря детей является одной из наиболее важных задач для развития речи детей. Младший школьный возраст является благоприятным для решения проблем развития речи детей, поскольку активно происходит их дальнейшее речевое становление. Овладение словарем является важным условием для умственного развития каждого ребёнка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального школьного образования (ФГОС НОО) регламентирует содержание образования на каждой образовательной ступени. ФГОС подробно рассматривает образовательную область «Речевое развитие». Она в себя включает обогащение активного словаря младших школьников, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, пересказ текстов, пересказ увиденного и др.
Методикой развития речи детей младшего школьного возраста занимались исследователи М.М. Алексеева, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Т.П. Колодяжная, О.И. Соловьева и др. Ведущей задачей при этом всегда является накопление словарного запаса детей. В методике развития речи младших школьников есть немало исследований, которые посвящены использованию игровых технологий для развития речи детей.
Цель работы: выявление эффективности игровых технологий в формировании словаря детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на формирование словаря детей младшего школьного возраста посредством игровых технологий.
Предмет исследования: приёмы и методы формирования словаря детей младшего школьного возраста при использовании игровых технологий.
Задачи:
1. Рассмотреть категорию словарь и особенности его формирования у детей младшего школьного возраста.
2. Описать игровые технологии и их использование для обогащения словарного запаса младших школьников.
3. Рассмотреть организационно – педагогические условия обогащения словарного запаса младших школьников с использованием игровых технологий.
4. Предложить методические рекомендации по обогащению словарного запаса младших школьников с использованием игровых технологий.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников с использованием игровых технологий
1.1. Словарь и особенности его формирования у детей младшего школьного возраста
Словарь и его формирование у детей младшего школьного возраста является важной учебной задачей. Словарь является важным компонентом в речевом развитии младших школьников. В начальной школе большое место отводится формированию системы речевой работы, которая подразумевает обогащение, закрепление и активизацию словаря ребёнка.
Слово – это основная единица языка. Совершенствование речевого общения невозможно без постоянного расширения словарного запаса. Также без этого невозможно его познавательное развитие и развитие понятийного мышления.
В младшем школьном возрасте ребёнок должен владеть таким словарём, который поможет ему общаться со сверстниками, взрослыми и решать все необходимые учебные задачи. Внятная и богатая речь школьника в дальнейшем поможет ему успешно учиться в основной школе, понимать литературные и художественные произведения и др. Развитие словаря детей рассматривается как одна из важнейших задач развития связной речи. Развитие словаря ребёнка - это длительный процесс. В ходе этого процесса происходит расширение словарного запаса. Этот процесс имеет количественные и качественные стороны.
К 7 годам активный словарь ребёнка увеличивается до 3–3,5 тысяч слов. Здесь можно увидеть, насколько интенсивна положительная динамика расширения словарного запаса ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Если говорить о качественной характеристике словаря, то здесь имеет место постепенное овладение детьми содержанием слова, которое отражает результаты его познания. Результаты этих познаний закрепляются в процессе общения с другими людьми [12].
Процесс расширения словаря младшего школьника тесно связан с овладением основных понятий. Ребёнок имеет наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Словарно – логическое мышление также постепенно начинает развиваться. Благодаря этому младший школьник хорошо усваивает названия наглядно представленных, или доступных для его пониманию предметов, явлений и качеств. Всё, что понятно ребёнку, широко отражено в его словаре. На начальном этапе обучения ребёнок соотносит слова лишь с конкретным предметом или явлением. Такие слова не имеют обобщающего характера. Слово лишь говорит ребёнку о конкретном предмете или явлении. Оно вызывает у ребёнка образы этих предметов.
В процессе ознакомления с окружающей действительностью и с предметами, ребенок начинает делать обобщения, используя различные слова и признаки. Эти признаки несущественны для взрослых, но они эмоционально значимы для ребёнка. Важной особенностью словаря младшего школьника является меньший объём, по сравнению со словарём взрослого. Объём накопленных сведений об окружающем мире значительно уступает объёму знаний взрослого человека. Тем не менее, словарный запас самих учеников также значительно может отличаться друг от друга.
ФГОС НОО регламентирует реализацию личностно ориентированного, и системно – деятельностного подхода. Это говорит о том, что в любом развивающем процессе сегодня важно учитывать индивидуальный подход к каждому школьнику при работе с его словарным запасом. Задачи словарной работы с младшими школьниками чрезвычайно важны. Особенности развития словаря ребёнка определяют задачи словарной работы в начальной школе [3].
Ребёнку необходимо обеспечить количественное накопление слов, которые понадобятся ему для содержательного общения и успешной учёбы. С целью освоения словарного состава родного языка с младшими школьниками, организуется специальная словарная работа за счёт различных приёмов и методов.
Под словарной работой понимают целенаправленную педагогическую деятельность, в ходе которой происходит эффективное развитие словаря младшего школьника.
Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, В.В. Гербова и др. занимались вопросами развития речи младших школьников [11]. Они говорили о значении количественного накопления слов, освоение их значений, умении использовать слова в конкретных условиях общения и др. Они подчеркивали необходимость проведения специально организованной работы, которая должна быть направлена на расширение, уточнение и активизацию словаря младших школьников.
М.М. Алексеева и В.И. Яшина предлагали рекомендации по формированию словаря младшего школьника.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в развитии младших школьников [Текст] / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2007. – No 10. – С.299-303.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст] / Н.Б. Аникеева. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
3. Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении. [Текст] / В.А. Артёмов. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с., с. 19-22.
4. Агеева, С.И. Обучение с увлечением [Текст] / С.И. Агеева // Тетрадь-пособие для малышей. – М.: Лайда, 2004. – 64 с.
5. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников [Электронный ресурс] / Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений // М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: «Академия», 2000. – 400 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0018 (дата обращения: 05.03.2023).
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич // учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 2001. – 255 с.
7. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 216 с.
8. Глинка, Г.А. Развиваю мышление и речь [Текст]: пособие для подготовки детей к школе / Г.А. Глинка. – СПб.: Питер Пресс, 2000. – 120с.
9. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 25.01.2023).
10. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 05.03.2023).
11. Коняева, Е.А. Краткий словарь педагогических понятий [Текст]: учебное издание / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во челяб-го пед. ун-та, 2012. – 131 с.
12. Корепанова, О.В. Уроки в форме деловой игры [Текст] / О.В. Корепанова // Журнал «Начальная школа: плюс до и после». – 2007. – No3. – С. 59-62.
13. Кузнецова, О.Ф. Обобщающий урок по всем предметам в форме игры "Крестики-нолики" [Текст] / О.Ф. Кузнецова, М.Л. Зворыкина // Журнал «Начальная школа: плюс и минус». – 2001. – No 5. – С. 50-52.
14. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 25.01.2023).
15. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: учеб. пособие для филол. спец. вузов / Под ред. Хомской Е.Д. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 340 с.
16. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. – М.: Педагогика, 2004. – 278 с.
17. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 25.01.2023).
18. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 25.01.2023).
19. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий [Текст] / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2010. – No9. – С. 19-24.
20. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212.
21. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 25.01.2023).
22. Реан, А.А. Психология детства [Текст]: учебник / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.
23. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
24. Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studfile.net/preview/9329063/page:15/ (дата обращения: 05.03.2023).
25. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева // книга для воспитателя детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 2012. – 280с.
26. Фарбер, Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность [Текст] / Д.А. Фарбер. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 32с.
27. Хапачева, С.М. Программа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в условиях игровой деятельности [Текст] / С.М. Хапачева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – No 10. – С. 134-137.
28. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – No9. – С. 67-71.
29. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. [Текст]: Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
30. Экскурсия как средство речевого развития [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23096?ysclid=lev07l0pm180646035 (дата обращения: 05.03.2023).
31. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с.
32. Ярошенко, С.Н. Понятие активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в научно-педагогических исследованиях [Текст] / С.Н. Ярошенко // Журнал «Вестник Оренбургского государственного университета». – 2004. – No9. – С. 81-82.