Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, в условиях растущего объема мировой торговли, также увеличивается количество выявленных нарушений при перемещении товаров через таможенную границу государства. Нарушители прибегают к нестандартным методам обхода таможенного законодательства. Такие лица представляют не только экономическую угрозу для государства в целом, уклоняясь от уплаты таможенных пошлин и налогов, но и недобросовестную конкуренцию тем, кто соблюдает установленные правила и процедуры перемещения товаров.
На протяжении последних десяти лет Федеральная таможенная служба активно внедряет информационно-коммуникационные технологии в свою деятельность. Очевидно, что использование информационных таможенных технологий позволяет упростить процесс подготовки и принятия решения о выпуске товаров.
Именно в связи с этим возникает необходимость в создании более совершенных методов борьбы с преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере.
Целью работы является рассмотрение особенностей международного сотрудничества таможенных органов при осуществлении таможенного контроля.
Задачи, которые необходимо решить для реализации поставленной цели:
изучить концепцию таможенного контроля в системе государственного контроля;
рассмотреть возможность использования технических средств таможенного контроля и информационных таможенных технологий при осуществлении таможенного контроля;
охарактеризовать практику использования технических средств таможенного контроля и информационных таможенных технологий при осуществлении таможенного контроля;
оценить эффективность применения различных форм таможенного контроля;
предложить пути повышения эффективности таможенного контроля товаров на основе использования технических средств таможенного контроля;
разработать пути совершенствования механизма применения технических средств таможенного контроля как способа оптимизации мер, обеспечивающих таможенный контроль.
Объектом является таможенный контроль, предметом - специфика применения различных форм таможенного контроля.
При написании работы были задействованы научные труды и литература других авторов.
Информационная база исследования состоит из законодательных актов и нормативных документов, различных научных публикаций по исследуемой тематике, справочно-информационных изданий, периодических изданий и электронных ресурсов.
Методологической основой исследования является комплекс мер научного познания, включающий анализ, синтез, системный подход, статистические и сравнительно-правовые методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие таможенного контроля в системе государственного контроля
В литературе существует достаточное количество определений понятия «контроль». Многие ученые определяют управление как систему мониторинга и проверки функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. С разных позиций ученые изучают таможенный контроль, поскольку в первую очередь это разновидность государственного контроля. Таможенный контроль обеспечивает безопасность как государства, так и общества в целом, защищает всех участников таможенных правоотношений. Государственный контроль - это функция управления, реализация которой предполагает определенный упорядоченный (систематизированный) комплекс действий по мониторингу, проверке процессов, происходящих в обществе, в государстве, с целью выявления фактического положения дел, сравнения полученных результатов с определенными нормами, стандартами и т.д., устранения выявленных выявите недостатки и оцените эффективность контрольных мероприятий [14].
Для того, чтобы провести сравнение, отметим, что государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации относится к деятельности контрольных (надзорных) органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемой в пределах полномочий этих органов путем предупреждения нарушений обязательных требований, оценки соблюдение гражданами и организациями обязательных требований, выявление их нарушений, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по предотвращению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. В данном федеральном законе особо отмечается, что процедура таможенного контроля не распространяется на такой вид государственного контроля (надзора), как таможенный контроль, поскольку он осуществляется в особом порядке. Однако в процессе наших рассуждений мы можем использовать приведенное выше общее определение, которое является базовым.
Юридически определение таможенного контроля закреплено на наднациональном уровне в Таможенном кодексе ЕАЭС (ТК ЕАЭС), а именно в подпункте 41 пункта 1 статьи 2 раздела I. Ранее ТК ТС содержал практически идентичное понятие (рисунок 1) [12].
Определение таможенного контроля менялось и развивалось вместе с таможенным законодательством. Так, Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 года определял таможенный контроль как комплекс мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации (пункт 16 статьи 18). Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 года Он понимал под таможенным контролем комплекс мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. (Пункт 19 статьи 11). Определения понятия «таможенный контроль» в Таможенном кодексе Таможенного союза и Таможенном кодексе ЕАЭС приведены выше.
Рассматривая концепцию таможенного контроля с международной точки зрения, можно отметить, что Всемирная таможенная организация понимает таможенный контроль как «меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и нормативных актов, исполнение которых возложено на таможенные органы».
Рисунок 1 – Понятия таможенного контроля, закрепленного в ТК ЕАЭС и ТК ТС [10]
Из зарубежной практики, в рамках Европейского союза под таможенным контролем понимается «выполнение определенных действий должностными лицами таможенных органов по контролю за перемещением товаров; проверка наличия и подлинности документов, деловых счетов и другой документации; досмотр транспортных средств, багажа и товаров, которые перемещаются лицами или отдельно от них...».
Определение таможенного контроля в действующем Таможенном кодексе ЕАЭС не совпадает с определением, содержащимся в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 года (Киотская конвенция), где в пункте E7./F3. Общего приложения к ней «таможенный контроль» – меры, применяемые таможенная служба обеспечивает соблюдение таможенного законодательства.
Это свидетельствует о том, что Россия определила концепцию таможенного контроля в соответствии с европейскими стандартами. В результате можно отметить, что определение, закрепленное в Таможенном кодексе ЕАЭС, демонстрирует, что даже понятийный аппарат не стоит на месте и постоянно меняется вместе с развитием таможни.
Таким образом, понятия государственного и таможенного контроля имеют некоторое сходство, при этом первое понятие шире второго, поскольку таможенный контроль - это направление государственного контроля, которое осуществляется таможенными органами в отношении объектов таможенного контроля с целью обеспечения соблюдения требований таможенного законодательства. Исходя из проанализированных концепций таможенного контроля, содержащихся в таможенном законодательстве, следует отметить:
Некоторые положения, содержащиеся в международных актах, вышли за рамки концепции таможенного контроля. Таким образом, с принятием ТК ЕАЭС «комплекс мер» был заменен на «комплекс действий», хотя в то же время «меры», в отличие от «действий», гораздо шире. В Киотской конвенции определение основано именно на «мерах», тогда как в ТК ЕАЭС основой являются «действия»;
Фраза «направленная на проверку» появилась в определении таможенного контроля, и ранее этого в определении не наблюдалось. Это дополнение нельзя назвать успешным, поскольку в результате не учитывается такое направление, как мониторинг и аудит. Вероятно, именно это имел в виду законодатель, но, опять же, это не очень хорошее определение;
Такое определение таможенного контроля способствует упорядочению функций государственных органов и концентрации усилий таможенных органов на выполнении функций, которые только они способны выполнять и только в соответствии с установленным порядком. Это определение является базовым как для предварительного, так и для последующего таможенного контроля.
Можно также отметить, что концепция государственного контроля, определяемая как деятельность соответствующих органов власти, является правильной. М.В. Подкопаев также обращает внимание на то, что государственный контроль - это именно деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315.
2. Приказ ФТС России от 21.10.2015 №2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года.
3. Приказ ФТС России от 09.04.2018 №486 «О внесении изменений в основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года, утвержденные приказом ФТС России от 21 октября 2015 г. №2133».
4. Бабыкин, А.В. Практика применения технических средств таможенного контроля и информационных технологий при осуществлении таможенного контроля / Бабыкин А.В., Вербов В.Ф., Шевчук П.С. // Современная наука в условиях модернизационных процессов: проблемы, реалии, перспективы. - 2020. - С. 70-76.
5. Канев, А.В. Таможенная политика РФ в области защиты ее экономического суверенитета и безопасности / А.В. Канев, А.А. Литвиненко, Е.А. Болычева // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2019. – С.225-228.
6. Коварда, В.В. Направления совершенствования деятельности таможенных органов России по обеспечению национальной безопасности страны в условиях масштабной цифровизации / В.В. Коварда, Р.А. Лаптев, Е.А. Болычева, Е.В. Бобырева // Вестник евразийской науки. - 2021. - № 2 (Том 13). – С. 25-39.
7. Лаптев, Р.А. Исследование роли таможенных органов стран ЕАЭС в обеспечении экономической безопасности национальных государств и интеграционного объединения в целом / Р.А. Лаптев, В.В. Коварда, Е.А. Болычева // Вестник евразийской науки. - 2021. - № 2 (Том 13). – С. 39-61.
8. Мешечкина, Р.П. Таможенный контроль товаров, подлежащих помещению под таможенные процедуры: актуальные проблемы и их решение в условиях функционирования Евразийского экономического союза Текст] // Р.П. Мешечкина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 5(72). – С. 26-36.
9. Мешечкина, Р.П. Концептуальные основы совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС Текст] // Р.П. Мешечкина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 1(68). – С. 75-87.
10. Толкушкин, А.В. Таможенное дело. Учебник для вузов / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2021. – 551 с.
11. Шевчук, П.С. Эффективность применения технических средств таможенного контроля при фактическом таможенном контроле на базе перспективных инновационных и информационных технологий / Шевчук П.С., Вербов В.Ф. // Таможенное дело. - 2020. - № 2. - С. 20-24.
12. Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 415 с.
13. Эриашвили, Н. Д. Таможенное дело. Учебник / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 375 с.
14. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru.
15. О результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/.