Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Религиозные объединения - одно из самых древних групповых образований, известных человечеству, уступающее лишь древним племенным и клановым структурам. Сегодня религиозные объединения не менее разнообразны, чем религиозные верования. Поэтому большое значение для законодательства государств, в том числе и России, имеет определение правового статуса различных видов религиозных объединений, порядка их создания и других вопросов их деятельности на территории государства.
Процесс реформирования государственного строя и общественных отношений во всех сферах жизни общества в России в конце XX века привел к концептуальному изменению национальной правовой системы. Эта трансформация не могла оставить в стороне важные вопросы свободы совести и характера государственно-церковных отношений в многоконфессиональной России. Однако в современной России, к сожалению, до сих пор отсутствует четко сформулированная и последовательно реализуемая государственная политика в сфере отношений с религиозными организациями. В настоящее время существует множество законов, регулирующих правовой статус религиозных организаций. Однако часто встречаются нестыковки в этих законах, противоречия между федеральным и региональным законодательством, дублирование норм, регулирующих общественные отношения одной группы на разных уровнях источников, отсутствие должного регулирования наиболее важных вопросов (например, миссии, образования). Существование подобных явлений препятствует прогрессивному развитию отношений по реализации свободы совести и приводит к нарушению прав человека. Такая ситуация не соответствует современному политическому процессу в нашей стране и должна стать предметом законодательной реформы.
В науке существуют различные, в том числе крайне противоречивые, взгляды на содержание государственно-религиозной политики, начиная от идеи введения правового понятия "традиционная" религия и заканчивая идеей абсолютной свободы и равенства религиозных организаций. В этом отношении Федеральный закон № 125-ФЗ от 26 октября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях " (далее – ФЗ №125-ФЗ от 26 октября 1997 г.), принятый сразу после вступления в силу Конституции РФ, не улучшил ситуацию. Закон представил все религиозное многообразие нашей страны как религиозную иерархию, признав при этом особый вклад православной церкви в историю России, становление и развитие русской духовности и культуры.
Изучение государственно-церковных отношений в других странах с различными национальными, географическими, психологическими и социокультурными особенностями позволило бы обобщить практику реализации свободы совести в коллективном порядке и определить возможность применения опыта этих стран в России. Выявление недостатков в правовом регулировании статуса религиозных организаций в РФ и учет положительной практики других стран позволит добиться формирования необходимого в настоящее время концептуального подхода к взаимоотношениям государственно-правовых институтов и религиозных организаций, что окажет положительное влияние на всю правовую систему страны.
Объект исследования составляют общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, складывающаяся в процессе регулирования и реализации свободы совести в ее коллективных формах в РФ.
Предметом исследования составляют нормы законодательства РФ и ее субъектов, регулирующие конституционно-правовой статус религиозных объединений.
Целью исследования является исследовать актуальные проблемы конституционно-правового статуса религиозных объединений в России.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть формы реализации свободы совести в светском государстве;
2. дать понятие религиозных объединений;
3. исследовать виды религиозных объединений в России;
4. проанализировать конституционно-правовой статус религиозных объединений;
5. рассмотреть государственно-конфессиональные отношения и связанные с ними проблемы.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательные акты Свердловской области.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е., Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю., Хабриева Т.Я. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем конституционно-правового статуса религиозных объединений в России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании конституционно-правового статуса религиозных объединений в России.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, библиографического списка.
Глава I. Теоретические аспекты конституционно-правового статуса религиозных объединений в России
1.1.Формы реализации свободы совести в светском государстве
Свобода вероисповедания подразумевает свободу деятельности религиозных организаций на основе равенства. Будучи светским государством, Россия не отдает приоритета какой-либо религии и не запрещает религиозную деятельность (богослужения, обряды), если она не нарушает закон. Государственные органы не вмешиваются во внутренние дела религиозных организаций. Такая позиция государства обусловлена лояльностью религиозных организаций к государству.
Государство устанавливает правовой статус религиозных организаций путем принятия законов. ФЗ №125-ФЗ от 26 октября 1997 г. открыл новую страницу в регулировании свободы совести, свободы вероисповедания и отношений в области прав человека и гражданина для религиозных организаций.
Положительные результаты этих реформ неоспоримы. Однако сложный и трудный процесс правовой реформы в этой области далек от завершения. Исходя из анализа практики через применение закона, можно констатировать, что правовые нормы, регулирующие отношения между государством и религиозными организациями, нуждаются в совершенствовании, необходим соответствующий законодательный ответ на процессы, происходящие в межэтнических отношениях. Духовная стабильность в обществе напрямую зависит от качества закона о свободе совести.
Статья 28 Конституции РФ гласит: Каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Это включает право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь,
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Законодательные акты и другие официальные материалы:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 39. - Ст.4465.
3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"// Собрание законодательства РФ. – 1996. - №3. - Ст.145.
Книги:
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
5. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
6. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
7. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
8. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
9. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020.
10. Шустров Д.Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7. Разделение властей и система государственных органов. М.: Едиториал УРСС, 2019. 568 с.
Статьи:
11. Чертков А.Н. Публичная власть: состав, единство и сущность взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2020. №10. С.19 - 23.