Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Культура быт и особенности эвенков 5
1.1 История и особенности эвенков 5
1.2 Быт и культура эвенков 7
Глава 2 Этногенез эвенков" 11
2.1 Проблема этногенеза эвенков 11
Заключение 2
Литература 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема этногенеза эвенков, имеет ключевое значение для многих регионов Сибири. Только решение этой фундаментальной задачи может пролить свет на многочисленные загадки археологии и древней истории Якутии.
Почему именно Якутии, ведь многие регионы Сибири и Дальнего Востока России и Китая претендуют на звание прародины тунгусов? Солоны, хамниганы, орочи и негидальцы, эвены, ороки — это субэтносы огромного эвенкийского, или тунгусского, народа, распространенные на соседних с Якутией территориях.
Забайкалье, Прибайкалье, Приамурье, Маньчжурия также претендуют на звание прародины тунгусских народов. Предками тунгусо-маньчжурских народов принято считать древних сушеней, от них обычно выводят племена мохэ — носителей польцевской культуры. Однако считается, что мохэ пришли на территорию
Амура с территории Забайкалья. Следовательно, сушени и мохэ могли быть разными народами. В этой связи мохэ представляются носителями глазковской культуры. Определенное сходство между носителями глазковской и ымыяхтахской культур говорит о том, что формирование тунгусо-маньчжурских народов могло происходить на обширной территории Восточной Сибири.
Архаичность тунгусской таежной культуры, элементы которой обнаруживаются в глазковской культуре, свидетельствует о ее автохтонности на территории Восточной Сибири.
Предмет: эвенки.
Объект: этногенез эвенков"
Цели: проанализировать этногенез эвенков.
Задачи:
1.Проанализировать историю и особенности эвенков
2. Выделить особенности быта и культуры эвенков
3. Рассмотреть проблему этногенеза эвенков
Глава 1 Культура быт и особенности эвенков
1.1 История и особенности эвенков
Самоназвание народа «эвенкил», признанное самостоятельным этнонимом только в 1931 году, относится ко второму из местных народов Забайкалья.
Старинным именованием данного народа было «эвенкы», обособленные этнические группы эвенков описаны исследователями сибирских земель, как солоны, манегры, бирары или орочены.
Сегодня в Забайкалье проживает 1492 эвенкийских жителей, что составляет 0,1% от населения края.
Говорят они на своем эвенкийском языке, он относится к эвенко-манчжурским языкам среди алтайской семьи. Язык сильно разделен на крупные диалекты и местные говоры.
У эвенков здесь мало чисто этнических поселений, они проживают обычно в одних селах с бурятами, якутами и преобладающими среди населения русскими.
Их древнейшими предками ученые считают проживавший в Забайкалье в V-VII вв. н. э. народ увань. По-видимому, увани тоже не были старожилами забайкальских степей, а пришли сюда с юга.
В XVII веке 36135 эвенков добровольно вошли в Русское государство. В 1761 году для охраны границы государства сформирован из пятисот эвенков казачий полк, им командовал старшина. Многие эвенки из него вошли впоследствии в Забайкальское казачье войско.
У эвенков издавна практиковался шаманский обряд воздушного погребения, он часто встречается у народов, живущих близко к природе. Еще А. Н. Радищев как-то писал об эвенках-эвенках, что это дикий народ, но их вид стройнее и опрятнее других лесных народов.
Он писал о эвенках, что у них есть обычай подчевать гостей лучшим, что есть и умертвляют того, кто плохо ответит на приветствия угощающего.
Для эвенков характерно традиционное пр
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Алексеев М. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. Иркутск, 1941.
2. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л., 1953.
3. Боло С. И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). Якутск, 1994.
4. Василевич Г. М. Древнейшие этнонимы Азии и названия эвенкийских родов // СЭ. 1946. № 4. C. 34–49.
5. Василевич Г. М. Уранкаи-эвенки // Доклады по этнографии. Л., 1966. Вып. 3. С. 59–93.
6. Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX в.). М., 1969.
7. Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежды и прочих достопамятностей. СПб., 1799. Ч. 3.
8. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960.
9. Ермолова Н. В. Эвенки: проблемы этнических различий и локальные группы // Этносы и этнические процессы. Л., 1993.
10. Кляшторный С. Г. Рунические памятники Уйгурского каганата и история евразийских степей. СПб., 2010.
11. Книга Марко Поло. 4-е изд. М., 1997. Ксенофонтов Г. В. Ураанхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Якутск, 1992 (1937). Т. I. Кн. I.
12. Кюнер Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961.
13. Левин М. Г. Антропологические типы Сибири и Дальнего Востока (К проблеме этногенеза народов Северной Азии) // СЭ. 1950. № 2. С. 53–64.
14. Левин М. Г. Этническая антропология и проблемы этногенеза народов Дальнего Востока. М., 1958.
15. Маркварт И. О происхождении народа куманов // Cайт «Великая степь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://steppe.hobi.ru/ books/markvart1-00.shtml (дата обращения: 22.06.08).
16. Народы Сибири в составе государства Российского (очерки этнической истории). СПб., 2000.
17. Окладников А. П. История Якутской АССР. М.; Л., 1955. Т. I: Якутия до присоединения к Русскому государству. Паркер Э. Х. Тысяча лет из истории татар. Казань, 2003.
18. Рычков Ю. Г., Таусик Н. Е., Таусик Т. Н., Жукова О. В., Бородина С. Р., Шереметьева В. А. Генетика и антропология таежных охотников-оленеводов Сибири (Эвенки Средней Сибири). Сообщение 1: Родовая структура, субизоляты и инбридинг в эвенкийской популяции // ВА. 1974. Вып. 47. С. 3–26.
19. Сосновский В. И. Сяньбийцы-эвенки: Этюд по туземно й этнонимике Сибири // Сибирская живая старина. Иркутск, 1929.
20. Туголуков В. А. Эвенкы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М., 1985.
21. Туголуков В. А. Этнические корни эвенков // Этногенез народов Севера. М., 1980. С. 152–177.
22. Туров М. Г. Эвенки. Основные проблемы этногенеза и этнической истории. Иркутск, 2008.
23. Хелимский Е. Эвенкоманьчжурский языковой компонент в Аварском каганате и славянская этимология // Материалы докл. на XIII Междунар. съезде славистов (Любляна, 15–21 августа 2003 г.). Hamburg, 2003.
24. Шавкунов Э. В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. Л., 1968.
25. Шавкунов Э. В. Культура чжурчжэней-удигэ и проблема происхождения эвенкских народов Дальнего Востока. М., 1990.
26. Shiratori K. Sinologische Beiträge zur Geschichte der Türk-Völker. II. Über die Sprache der Hiungnu und der Tunghu-Stämme // Известия Императорской Академии наук. 1902. Сент. Т. XVII, № 2.
27. Shirokogorov S. M. Social organization of the Northern Tungus (with introductory chapters concerning geographical distribution and history of this groups). Shanghai, 1929.