Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что транспорт является одной из крупнейших отраслей экономики страны и представляет собой сложную систему составляющих её элементов, которые связаны между собой и оказывают влияние друг на друга.
Транспорт - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Российской Федерации. Устойчивое и эффективное функционирование транспорта является необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
Поэтому система управления автомобильным транспортом является сложным, уникальным элементом с характерными для неё особенностями, отличающимися по своей сущности и организации от систем управления других видов отраслей. Поэтому значение управления кровеносной системы экономики очень велико.
Проведение комплексного анализа и оценки её эффективности позволит определить реальную картину состояния транспортной системы и проблемы, на которые необходимо обратить особое внимание в целях совершенствования транспортной инфраструктуры и увеличения эффективности управления транспортом в целом.
Усиление региональных функций транспортной отрасли соответствует целям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Однако, цели регионального развития определяют необходимость не просто реализации транспортных инфраструктурных проектов на территории того или иного региона.
Развитие мировой транспортной системы во многом объясняется современными тенденциями совершенствования технологии перевозок и систем управления. В связи с этими причинами анализ и оценка системы управления автомобильным транспортом Иркутской области даст возможность выявить слабые стороны этой системы и ликвидировать их в дальнейшем.
Степень разработанности темы. Проблемы оптимизации развития транспорта в регионах представлены в трудах В.М. Акулиничева, БВ.А. Болотина, Г.В. Бубновой, В.Н. Бугроменко, В.А. Буянова, П.В. Куренкова, Э.А. Мамаева, В.М. Николашина, В.А. Персианова, М.Б. Петрова, и др.
Объектом исследования является Государственная программа Иркутской области «Развитие транспортного комплекса Иркутской области на 2014-2018 гг.»
Предмет исследования – реализация развития регионального транспортного комплекса в Иркутской области.
Целью работы является оценка эффективности региональных систем управления транспортом в Иркутской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы организации системы управления автомобильным транспортом в России;
сформировать перечень признаков, влияющих на эффективность функционирования системы управления в транспортной отрасли;
проанализировать существующие методики оценки эффективности управленческой структуры в области транспорта и выбрать соответствующую перечню признаков эффективной системы управления отраслью;
дать характеристику реального состояния эффективности управления транспортом Иркутской области;
рассмотреть компетенции региональных Органов управления транспортным комплексом и дать им оценку;
оценить эффективность функционирования системы управления транспортом в Иркутской области;
разработать рекомендации по совершенствованию системы управления транспорта Иркутской области.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, экономической теории, теории экономического роста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предложен теоретический подход к оценке влияния транспортной отрасли на региональное развитие, на основе анализа выполнения региональной программы.
Практическая значимость исследования состоит в развитии теоретико-методологических положений и методического инструментария оценки влияния транспортной отрасли на региональное развитие.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Структура развития транспортного комплекса в РФ
1.1.Нормативно-правовое регулирование развития транспортного комплекса в РФ
Процесс постоянного возникновения потребностей в перемещении у людей и предприятий послужил возникновению транспорта, призванного удовлетворять эти потребности.
Транспортная система - это объединяющее звено между всеми отраслевыми комплексами экономики страны. Транспорт является специфической сложной экономической отраслью, так как многие другие отрасли экономики прямо или косвенно зависят от неё. Каждый день малые и крупные предприятия с целью перевозки пассажиров и доставки грузов до конечного пункта пользуются элементами транспортной системой.
Транспортная система в России обусловлена наличием конкретных элементов: транспортные средства, инфраструктура и управление. Так в роли транспортных средств могут выступать суда, самолеты, автомобили, поезда, трамваи и другие. Инфраструктура представлена различными транспортными устройствами и сопутствующими объектами: остановки, станции, стоянки, депо и т.п. Такая сложная система требует эффективного функционирования каждого из отдельных элементов. [3, с.18]
В связи с огромным масштабом транспортного комплекса изучение вопросов управления транспортом требует определенной структуризации. Общепризнанной классификации транспортных систем не существует, однако позволяется выделить уровни по географическому признаку. Так принято различать:
мировую транспортную систему;
национальные транспортные системы;
региональные транспортные системы;
зональные транспортные системы.
В данной работе из перечисленных транспортных систем найдут отражение национальные и региональные транспортные системы, так как первые охватывают территорию конкретной страны в целом, а вторые - территорию её субъектов. В нашей стране вопросами управления национальной транспортной системой занимается Министерство транспорта РФ, а управление региональных систем делегировано органам исполнительной власти в субъектах страны.
С развитием рыночной экономики количество предприятий, работающих в транспортной отрасли значительно увеличилось, соответственно развитие отрасли также ускорилось. Присутствие факта развития отрасли и увеличения количества предприятий, занятых в сфере предоставления транспортных услуг вызывает необходимость административного регулирования отрасли. Отсутствие ограничений, контроля и управления в транспортной отрасли могут привести к серьезным негативным последствиям. [11, с.215]
Современное состояние социально-экономических процессов характеризуется бурным развитием транспортной отрасли: растет количество отечественных перевозчиков и транспортных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории России, открываются новые маршруты, появляются более совершенные виды транспортных средств, расширяется правовое регулирование отношений, связанных с перевоз
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
2. Государственная программа Иркутской области «Развитие транспортного комплекса Иркутской области» на 2014-2018 годы. Утверждена Постановление Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 436-пп
3. Дмитриев А.В., Афанасьев М.В. Логистика транспортно-экспедиторских услуг: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 104 с.
4. Земскова О.М., Щепотько М.М. Логистика в России и за рубежом: сравнительный анализ//«Экономика и современный менеджмент: теория и практика»: сборник статей по материалам LVI международной научно-практической конференции. [Электронный ресурс] URL: http://sibac.info/20601
5. Иркутская область в XXI веке: проблемы и ресурсы развития / А. П. Киреенко, С. В. Чупров, Л. В. Санина [и др.]. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2017 - 422 с.
6. Клунко А.Н. Логистические приоритеты управления хозяйственными связями на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 3. С. 298-305.
7. Кородюк И. С. Эффективность формирования и развития транспортно-логистической системы Иркутской обла¬сти Проблемы функционирования и развития транспортного комплекса Сибири : сб. науч. тр. - Новосибирск : Но- восиб. гос. акад. водного трансп., 2016. - 212 с.
8. Кузнецова Е.Д. Формирование тарифов на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: Материалы VI Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14-16апреля 2016г.) - 2016. - Т. 2. - С. 349-355
9. Приходько В., Борщ В., Деним В. Развитие логистики в России: современная ситуация, прогнозы, ключевые задачи и приоритеты компаний// Логистика - 2015. №3 // ) [Электронный ресурс] URL: http://www.logistika-prim.ru
10. Промышленность Иркутской области: проблемы, потенциал и перспективы развития / М. А. Винокуров, А. П. Суходолов, С. В. Чупров, Л. В. Гуляева [и др.]. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2017. - 272 с.
11. Развитие российского общества: социально-экономические и правовые исследования / под ред. М. А. Виноку¬рова, А. П. Киреенко, С. В. Чупрова. - М. : Наука, 2016. - 622 с.
12. Силантьев А. В. Теоретический анализ влияния особенностей транспортно-логистических систем на их формиро¬вание и функционирование / А. В. Силантьев // Управленец. - 2014. - № 5 (51). - С. 20-23.
13. Суходолов А. П. Особенности развития регионального транспортного комплекса // Иркут¬ский историко-экономический ежегодник: 2013. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015 - С. 33-39.