Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние десятилетия наше общество многократно обращалось к про¬блеме реформирования, развития или модернизации образования, и каждый раз в центре обсуждения оказывалась проблема кадрового обеспечения системы обра¬зования. Это неслучайно, так как успех образовательного процесса в первую оче¬редь обусловлен личностью педагога.
Как привлечь в образование наиболее подготовленные кадры, как заинтере¬совать педагога в результатах своего труда, как обеспечить уважение общества к педагогическому работнику? Эти и многие другие вопросы не сходят с повестки дня и сегодня. О них заставляют говорить негативные процессы, происходящие в отечественной системе образования, в том числе снижение качества образования, острая нехватка квалифицированных педагогических кадров, нежелание значительной доли выпускников педагогических вузов работать в системе образования, фе-минизация педагогического корпуса. Например, в последнее время очень активно обсуждается проблема “ухода” из школ учителей-мужчин, что, по мнению специ¬алистов, наносит значительный ущерб в воспитании обучающихся. Действитель¬но, ситуация складывается непростая из общего числа педагогических работни¬ков общеобразовательных школ России учителя-мужчины составляют лишь 14%, а в городской местности (где сосредоточена большая часть контингента школьни¬ков) - только 10 %.
Безусловно, в основе кадровых проблем системы образования находится низкий уровень заработной платы педагогических работников. Так, в декабре 2001 года средняя заработная плата в образовании (несмотря на значительное увеличе¬ние заработной платы в системе образования с 1 декабря 2001 года) составила всего 54 % от средней заработной платы в промышленности. Таким образом, се¬годня профессия педагога не обладает финансовой привлекательностью с вытека¬ющими отсюда последствиями. К сожалению, унизительное экономическое поло-жение педагога в современном обществе немедленно трансформируется и в его общественный авторитет - профессия учителя, преподавателя стала непрестиж¬ной и, в определенной мере, синонимом “неудачника”. Этому образу в последнее десятилетие способствуют и средства массовой информации, нередко показывая учителя как несостоявшуюся личность. Для работников творческих профессий, каковым, без сомнения, является педагог, - отношение к ним общества, обще¬ственное признание их авторитета нередко является превалирующим фактором. Однако сегодня наше общество такого фактора для решения проблемы кадрового обеспечения отечественной системы образования лишено. Это должно стать од¬ной из задач законопроекта.
Поэтому, на наш взгляд, при рассмотрении проблем педагогических работ¬ников нельзя концентрироваться только на вопросе повышения заработной платы педагога. Необходимо рассмотреть и использовать весь спектр возможностей по повышению социального статуса педагогического работника.
Цель исследования: рассмотреть правовой статус педагогического работника.
Объект исследования: перспективы законодательного регулирования статуса педагогических работников.
Предмет исследования: особенности правового статуса педагогического работника.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю становления и развития правового статуса педагога.
2. Выделить особенности правового статуса педагогического работника.
3. Изучить содержание уголовно-правового статуса педагогического работника
4. Выделить правовой статус педагогического работника образовательной организации высшего образования
5. Рассмотреть проблемы и перспективы законодательного регулирования статуса педагогических работников.
Методы исследования: теоретический анализ литератур по теме исследования.
Глава 1. Правовой статус педагогических работников в контексте исторического развития
1.1. История становления и развития правового статуса педагога
Правовой статус педагогических работников в контексте исторического развития и становления прошел длительный путь, который условно можно подразделить на следующие этапы: дореволюционный, советский и пост¬советский (современный).
Основы правового статуса педагогических работников в России впервые были заложены во времена царствования Екатерины II. Именно эта импе¬ратрица обратила внимание на проблемы образования в государстве и 05 июля 1786 г. был принят «Устав народных училищ». В данном документе были закреплены должностные оклады педагогических работников, что свидетельствует о формировании основ материального обеспечения учите¬лей. Кроме того, принятие Устава народных училищ обуславливает воз¬никновение новой профессиональной группы - учителей [22].
В 1804 г. был принят «Устав народных училищ, подведомых универси¬тетам». В положениях данного устава была закреплена иерархия образова¬тельных учреждений, осуществляющих деятельность в монархической Российской империи, штат педагогических работников в каждой образова¬тельной организации, а также основы правового и социального статуса вышеуказанной профессиональной группы.
Следующим значимым нормативно-правовым актом дореволюционного законодательства стал Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов, принятый 08 декабря 1828 г. На уровне вышеуказанного документа были утверждены вопросы разделения ступеней образования и соответствующих им образовательных учрежде¬ний. Законодателем были выделены: начальная школа, средняя школа и высшая школа. Обучающиеся подразделялись на «состояния» и сословия. Нормы данного устава продолжали действовать вплоть до отмены крепо¬стного права. Правовой и социальный статус педагогических работников до 1864 г. также не получил должного развития. Правовой статус учителей во многом зависел от того сословия, к которому принадлежал педагогиче¬ский работник. Проблемной стороной системы образования являлось не¬хватка педагогических работников [12].
В конце XIX века на законодательном уровне были утверждена система образовательных учреждений, организация учебного процесса в каждом учреждении. Также были закреплены особенности правового статуса педа¬гогических работников в зависимости от конкретной ступени образования.
На начало прошлого столетия в ведении министерства народного про¬свещения находились начальные и средние училища. Исключение состав¬ляли церковные школы и училища. В данных образовательных учреждени¬ях, подведомственных министерству народного просвещения, осуществля¬ли свою педагогическую деятельность 57,2 тыс. учителей. При этом, большую часть педагогических работников представляли лица мужского пола. Правовой статус учителей в полной мере зависел от того сословия, к которому принадлежал педагог [13].
Среди педагогических работников самое тяжелое положение было у учителей сельской школы, а также у учителей одноклассных училищ. Это было связано, в первую очередь, с тем, что педагогические работники сельских школ и одноклассных училищ, как правило, являлись представи-телями крестьянского сословия. В связи с этим, они были ограничены в правах, свободах и привилегиях. При этом, несмотря на огромный объем ограничений на них возлагался большой перечень должностных обязанно-стей, ответственность за их нарушения.
Учителя государственных образовательных учреждений являлись госу¬дарственными служащими. На законодательном уровне предусматривался порядок поступления педагогических работников на государственную службу, их права и обязанности, ограничения и запреты, поощрения, от¬ветственность. Для учителей предусматривалась возможность повышения образования, что предоставляло в дальнейшем учителю право на получе¬ние более высокого звания.
Изложенные выше тенденции развития и становления правового статуса учителя продолжались вплоть до 1917 г.
К началу следующего советского этапа Россия, как и прежде, продолжа¬ла оставаться одной из неграмотных стран. Так, если в центральных горо¬дах России доля безграмотных составляла примерно 50 %, то в окраинных городах данный показатель был примерно 77 %.
С принятием в 1918 г. Конституции РСФСР право на образование стало одной из конституционных гарантий. Однако, гарантия данного права не носила всеобщего характера. Право на образование гарантировалось толь¬ко для рабочих и беднейших крестьян [14].
При этом, ликвидация безграмотности являлась одной из задач совет¬ской власти. Однако, в полной мере реализовать данное направление не представлялось возможным в условиях наличия законодательно преду-смотренных ограничений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru
3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ред. ФЗ от 21 декабря 2021 № 422- ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru
4. Бархатов, В.И. Траектория развития научной школы в классическом университете в условиях реформирования российской науки (2012-13 годы) / В. И. Бархатов, И.А. Белова // Новый ун-т. Сер.: Экономика и право. 2014. № 2 (36). С. 4-14.
5. Бордовский Г. А. Образование как образ будущего // Высшее обра-зование сегодня. 2021. № 4. С. 2-7.
6. В. К. Толоконников, С. В. Кожухова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2021. № 1. С. 40-43.
7. Еремина, Т.И. Законодательное регулирование правового статуса учителя в начале XX века: дис. ... канд. юрид. наук / Т.И. Еремина. - Санкт-Петербург, 2006. - 142 с.
8. Ибрагимова, Е.М., Ибрагимов, М.Г. Новое в правовом статусе педагоги¬ческих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную дея¬тельность // Казанский педагогический журнал. № 4. 2022. С. 163-169.
9. Иванов, А. А. Проблемы правового регулирования труда педагогических работни¬ков в условиях пандемии COVID-19 / А. А. Иванов // Вестник Поволжского института управления. - 2020. - № 6. - С. 87 - 93.
10. Иванова, Е.В. Правовое регулирование труда педагогических работни¬ков [Электронный ресурс] // URL: http://cyberleninka.ru
11. Канаев Н. М. ЮНЕСКО и защита прав учителей // Вестник Академии права и управления. 2016. №19. С.138-140.
12. Карабанов, С.С. Анализ экономико-правового положения педагогиче¬ского работника высшей школы: особенности статуса - особые условия работы и увольнения // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 14. С. 121-127.
13. Карелина И. Г. Инициативы развития университетов // Аккредита¬ция в образовании. 2021. № 1 (125). С. 5-12. URL: https://akvobr.ru/new/pu- blications/206.
14. Лордкипанидзе, М. Г. Актуальные проблемы правового регулирования труда педагогических работников высших учебных заведений / М. Г. Лордкипанидзе, Д. В. Трынов, Л. Л. Коноплева // Право и государство: теория и практика. - 2018. - № 11(167). - С. 96-103.
15. Лукинова, С.А. О статусе преподавателя вуза в трудовом праве // Юри¬дические исследования. 2013. № 1. С. 86-88.
16. Мажуга, Е.Ю. Защита трудовых прав педагогических работников высшего учеб¬ного заведения / Е.Ю. Мажуга // Новое в науке и образовании: тезисы докладов Меж¬дународной ежегодной научно-практической конференции. Еврейский университет. - М.: Изд-во ООО «МАКС Пресс». - 2020. - С. 78 - 80.
17. Макаров Т. Г. Частноправовой Статус педагога в системе высшего образования / Т. Г. Макаров // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. - 2016. - Т. 158, кн. 2 . - С. 481-487.
18. Матюшева, Т.Н. Правовой статус учителя: от Конституции РСФСР 1918 г. до Конституции СССР 1936 г. / Т.Н. Матюшева // Теория и практика общественного раз¬вития. - 2016. - № 3. - С. 302 - 308.
19. Мищенко, А.Н. Социально-профессиональный портрет южноуральского школьно¬го учителя постсоветской эпохи (на примере Челябинской области) / А.Н. Мищенко // Общество: философия, история, культура. - 2018. - № 1. - С. 78 - 84.
20. Морозова, В.В. Правовой и социальных статус учителей дореволюционной Рос¬сии: дис. ... канд. юрид. наук / В.В. Морозова. - Нижний Новгород, 2007. - 227 с.
21. Правовое регулирование образовательной деятельности / Е. В. Бус-лов, Ю. А. Кудрявцев, В. М. Сырых, В. И. Шкатулла. М., 2019. 468 с.
22. Правовой статус педагог: учебное пособие / Под ред. А.А. Усатова. Ки¬ров. 2020. 88 с.
23. Ротин М.Г. Правовой статус педагогического работника: опыт сравнительного анализа законодательного регулирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. Т. 15. С. 2131-2135.
24. Сахарова Е.А. Правовой статус педагогических работников / Е.А. Сахарова // Молодой ученый. 2019. № 21 (80). С. 539-541.
25. Сергеенко, Ю.С. Современная правовая политика государства в сфере защиты прав педагогических работников / Ю.С. Сергеенко // Правовая политика и правовая жизнь. - 2021. - № 4. - С. 54 - 59.
26. Толоконников В.К. Особенности правового статуса педагогического работника в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» /
27. Шипачев А. В. Юридическая ответственность педагогических ра-ботников // Общество: экономика, политика, право. 2019. № 6. С. 14-16.
28. Шкатулла, В.И. Труд педагогических работников (ст. 334 - 336 ТК РФ). Некото¬рые вопросы судебной практики / В.И. Шкатулла // Образовательные технологии. - 2019. - № 4. - С. 120 - 134.
29. Шматова, Е.С. Роль Кодекса этики в повышении эффективности деятель¬ности профсоюзной организации высшего образовательного учреждения // Фор¬мирование стратегии развития первичной профсоюзной организации в обеспече¬нии конкурентоспособности высшего образования: сборник научных статей по материалам Международной профсоюзной научно-практической конференции. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. Новочеркасск, 17-20 октября 2017. С. 199-207.