Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Независимо-контролирующий (сдерживающий) тип осуществления судебной власти по-лучает признание и распространение только в новейшей истории. Обоснование в работах Т.Гоббса, Дж.Локка и Ш.Л.Монтескье теории разделения властей и необходимости иметь в государстве независимую и самостоятельную судебную власть во избежание тирании послужило теоретической основой его формирования. Позже в США, при разработке Конституции, были сформулированы идеи не только о разделении властей, но и об их взаимном контроле и сдерживании. Суду впервые отводилась роль государственного ор-гана, способного и правомочного осуществлять контроль за точным соблюдением Кон-ституции органами законодательной и исполнительной власти.
Однако потребовалось еще более полутора веков, пока такой тип судебной власти стал реальной и повседневной практикой в наиболее развитых, демократических государ-ствах. Этому способствовало также международное оформление и признание прав чело-века; осознание ответственности государства за их соблюдение, понимание роли суда как эффективного средства их защиты.
Принципиальное отличие независимо-контролирующего (сдерживающего) типа осу-ществления судебной власти состоит в изменении ее назначения, которое заключается теперь не только в разрешении возникающих правовых конфликтов и иных правовых вопросов, отнесенных к компетенции суда, но и в выполнении функции судебного кон-троля. Суд получает правомочия разрешать споры между человеком и органами государ-ственной власти и даже государством в целом. Суд может признать неконституционными законы, принятые органами законодательной власти, признать незаконными действия (бездействие) или решения органов исполнительной власти. Из этого следует, что при независимо-контролирующем (сдерживающем) типе осуществления судебной власти гос-ударство перестает использовать суд как инструмент обеспечения своей политики, а при-знаёт его как средство самоограничения государства правом.
Однако современная российская реальность пока не позволяет в полной мере утверждать о том, что судебная власть обладает подлинной независимостью и самостоятельностью от других ветвей государственной власти, несмотря на значимость тех функций, которые она призвана реализовывать. В этой связи актуальным представляется рассмотрение ме-ста судебной власти в системе разделения властей в современной России, что и пред-определило выбор темы для исследования.
Его целью является изучение и анализ сущности судебной власти как особой разновидно-сти государственной власти, а также определение ее места в системе разделения властей в современной России, и разработка на этой основе предложений по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения. Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
1) раскрыть сущность принципа разделения властей;
2) охарактеризовать принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя России;
3) раскрыть сущность судебной власти как особой разновидности государственной вла-сти, охарактеризовать присущие ей признаки;
4) рассмотреть конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации, раскрыть принципы осуществления судебной власти;
5) выявить место судебной власти в системе разделения властей в современной России, уделив особое внимание тем недостаткам, которые нуждаются в корректировке.
Методологическую основу исследования составили обще- и частно-научные методы по-знания общественно-политической и правовой действительности. Особое значение в ис-следовании проблематики настоящей работы имеют такие методы, как диалектический, системно-структурного анализа, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, формально-логический. Положения исследования соотнесены с высказываниями, сужде-ниями, оценками известных ученых, проиллюстрированы ссылками на нормативные ак-ты, в том числе зарубежные.
Нормативная основа исследования включает Конституцию Российской Федерации, феде-ральные конституционные законы, федеральные законы. В процессе исследования ис-пользовались также конституции зарубежных государств.
Указанные выше цель и задачи исследования обусловили структуру курсовой работы, ко-торая состоит из настоящего введения, двух глав с параграфами, заключения и списка ис-пользованных источников.
1. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ:
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Принцип разделения властей: общая характеристика
Природа государства предполагает установление единой государственной власти, кото-рая может осуществляться разными органами на основе принципа разделения властей. В какой взаимосвязи находятся принципы единства государственной власти и разделения властей? Возможно ли или необходимо их сочетание?
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную содер-жится в большинстве современных конституций и зачастую рассматривается в связке с принципом единства государственной власти. Наиболее четко эта позиция нашла свое легальное выражение в ст.3 Конституции Казахстана, согласно которой «государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответ-ствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную вет-ви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противове-сов».
В России на конституционном уровне также признается единство системы государствен-ной власти (ч.3 ст.5 Конституции Российской Федерации, далее – Конституция РФ) и осуществление ее на основе разделения на законодательную, исполнительную и судеб-ную ветви, органы которых самостоятельны (ст.10 Конституции РФ).
Впервые идея о необходимости соотношения рассматриваемых принципов прозвучала в работах Ж.Ж.Руссо, который, по сути, выступая против идеи разделения властей, отстаи-ваемой Дж.Локком и Ш.Монтескье, утверждал, что вся власть должна принадлежать народу, а организационно осуществляться в народных собраниях и представительных ор-ганах. Поэтому некоторые дореволюционные государствоведы (Н.М.Коркунов, Н.И.Лазаревский) не без оснований высказывали весьма осторожное и критичное отно-шение к принципу разделения властей, усматривая в нем возможную угрозу нарушения единства государственной власти 1.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной си-стеме Российской Федерации».
II. Литература
1. Баранов П.П. Место судебной власти в конституционной схеме разделения властей в Российской Федерации//Юрист-Правовед. - 2013. - № 2. – С.5 – 11.
2. Бондарец Е. Президент Российской Федерации и реализация конституционного прин-ципа разделения властей//Право и управление. XXI век. - 2012. - № 2. – С.103 – 109.
3. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и про-цесс. – М.: НОРМА, 2012. – 384 с.
4. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М.: Юрист, 2015. – 307 с.
5. Карасев А.Т., Морозова, А. С. Глава государства в системе разделения властей: некото-рые вопросы характеристики полномочий//Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 8. - С.65 – 67
6. Колюх В.В. Дуализм исполнительной власти: конституционные предпосылки и сред-ства ограничения//Право и политика. - 2015. - № 6. - С.759 – 765.
7. Комбарова Е.В. Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России//Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 1. – С.98 – 101.
8. Конституционное право. В 2 т. Т.2/Под ред.А.И.Казанника, А.Н.Костюкова. - М.: Про-спект, 2015. – 528 с.
9. Коркунов Н.М. Русское государственное право. В 2 т. Т.1. – СПб.: Типография М.М.Стасюлевича, 1908. – 623 с.
10. Лазарева В.А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе. – Самара: Изд-во Самарского государственного ун-та, 2009. – 134 с.
11. Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. – СПб.: Типография «Слово», 1910. – 479 с.
12. Окулич И.П., Усатов Д.Н. Конституционно-правовые основы деятельности государ-ственных контрольно-счетных органов в РФ. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2008. – 177 с.
13. Попова И.П. Справедливое правосудие//Уголовное судопроизводство. - 2016. - № 2. - С.7 – 13
14. Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в конституционной системе разде-ления властей//Российская юстиция. - 1997. - № 7. - С.3 – 4.
15. Суд и правоохранительные органы: Учебник для вузов/Отв.ред.Ю.К.Орлов. – М.: Юристъ, 2016. – 511 с.
16. Тарасов О.Н. Особый статус Президента Российской Федерации в системе разделения властей//Современное право. – 2008. – № 7. – С.45 – 48.
17. Чиркин В.Е. Законодательная власть. – М.: НОРМА, 2012. – 336 с.
18. Чиркин В.Е. Конституционное право России. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2014. – 496 с.
19. Шевердяев С.Н. Теория разделения властей: проблема адаптации содержания к рос-сийским традициям науки и практики//Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 11. - С.12 – 19.
20. Шульга И.В. Правосудие: суть государственно-правового явления. Справедли-вость//Мировой судья. - 2017. - № 8. - С.21 – 25.