Фрагмент для ознакомления
2
Как следует из приведенного списка, модель постановки задач социальной поддержки предусматривает выплаты, направленные на компенсацию общепринятых социальных рисков (болезнь, безработица, старость, несчастные случаи на производстве или профессиональные заболевания, инвалидность, потеря кормильца и т.д.), который дополняет или частично заменяет пособия по социальному обеспечению и универсальные типовые пособия. Виды льгот, предоставляемых в рамках модели социальной поддержки, определяющей цели, условия их предоставления и размер за рубежом, различаются и определяются национальным законодательством с учетом влияния определенных социальных рисков на уровень финансового положения граждан .
Следует отметить, что государство в сложный период противостояния коронавирусу, борьбы за жизнь и здоровье россиян приняло важные меры по выполнению своих социальных обязательств перед семьями с детьми. Указы Президента от 7 апреля 2020 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», от 23 июня 2020 года и от 2 июля 2021 года «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» способствовали снижению социальной напряженности в обществе, положительно сказались на материальном положении названных категорий семей. Важным, на наш взгляд, является то, что в соответствии с этими Указами Президента оперативно принимались Постановления Правительства, утверждавшие простой и понятный гражданам правовой алгоритм получения данных мер социальной поддержки.
В 2021 году были приняты дополнительные меры поддержки будущих матерей, направленные на исполнение национального проекта «Демография». Речь идет о ежемесячных выплатам женщинам, которые встали на учет в женскую консультацию на ранних сроках беременности, с 6 до 12 недель с момента зачатия. В течение каждого месяца до родов женщина имеет право на получение пособия в размере пятидесяти процентов регионального прожиточного минимума в конкретном регионе, что в среднем по стране составит около 6 тысяч рублей.
Отметим, что пособие не назначается автоматически после постановки на учет, а полагается тем, кто действительно в нем нуждается, у кого среднедушевой доход семьи не превышает прожиточный минимум на душу населения в регионе, а имущество, принадлежащее семье, соответствует установленному перечню. Очень важно, что данный перечень (критерии нуждаемости) доступен каждому гражданину на портале Госуслуг. И потенциальным получателям названной выплаты необходимо предпринять меры по сбору необходимых документов, подав заявление на портале Госуслуг или обратившись в отделение Пенсионного фонда по месту жительства.
Во исполнение Указа Президента РФ от 2 июля 2021 года № 396 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» предусмотрена еще одна важна мера социальной поддержки семей с детьми - выплата ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет. Однако следует подчеркнуть, что речь идет о выплатах только тем родителям, которые воспитывают детей в одиночку. Размер выплаты составляет пятьдесят процентов детского прожиточного минимума в регионе и назначается на год, при этом доход каждого члена семьи не должен превышать величину одного прожиточного минимума в регионе. Если за год имущественное и материальное положение семьи не изменилось, выплаты продляются еще на год, но не автоматически, а по заявлению родителя. В среднем по России размер такой выплаты составляет около 5,6 тысяч рублей. Правовой механизм получения выплат подробно изложен на сайте Госуслуг, выплаты осуществляет Пенсионный фонд по месту жительства родителя.
В соответствии с Указом Президента РФ от 24.08.2021 № 486 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» были осуществлены единовременные выплаты пенсионерам в размере десяти тысяч рублей. Для людей старшего возраста это стало существенной поддержкой их материального положения.
Зарубежный опыт показывает, что внедрение модели социальной поддержки при постановке целей связано с рядом затрат:
1. Административные расходы - связанные с необходимостью работы и других ресурсов, в том числе денег. Они растут с расширением модели и уровня бедности в стране. Их сложно реализовать в странах с высоким уровнем «теневой» неформальной занятости. Самый высокий при использовании денежного метода оценки.
2. Политические издержки - связанные с утратой или упадком общественного доверия, формированием негативного отношения со стороны среднего класса.
3. Социальные издержки, связанные с упадком социального единства, обострением отношений, возникновением конфликтов между получателями и получателями социальной помощи.
4. Мотивационные (социально-психологические) издержки - связанные с ростом зависимых настроений; риск потери желания выбраться из «ловушки бедности», потеря или потеря самооценки, люди, меняющие свое поведение с целью получения прибыли от участия в собеседовании, сбора / обработки необходимых документов, в очередях, взятках, Иностранных опыт подсказывает определенные возможности минимизировать / уменьшить объемные затраты, связанные с внедрением модели для постановки задач социальной поддержки.
Стоит отметить, что в той или иной мере этот зарубежный опыт перенимается в наши отечественные реалии. Во многих описанных моментах можно проследить что те или иные меры реализуются и Российской социальной политике, однако это не исключает те проблемы, которые могут являться помехой в реализации того или иного социального аспекта . Стоит отметить, что проблемы, которые имеют свои особенности в том или ином государстве, деформируются под реалии нашего государства. Однако сегодня на 2022 год социальная политика государства имеет высокую направленность, огромные бюджетные средства и ресурсы, однако это не исключает проблем освоения бюджета, эффективность реализации, а также не стоит забывать о проблемах информационного обеспечения, проблемы предоставления адресной помощи и информирования населения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400–ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52. Ч. 1. Ст. 6965.
4. Указ Президента РФ от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 12. Ст. 1745.
5. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 30, ст. 4884.
Литература
6. Аракчеев В.А. Пенсионное право в России / В.А. Аракчеев. – М.: Юридический центр, 2016. – 435 с.
7. Асянова С.Р. Антикоррупционная составляющая экономической безопасности / С.Р. Асянова, А. Харисова // В сборнике: Проблемы и перспективы внедрения в российское законодательство зарубежного опыта противодействия коррупции. Доклады Научно–практической конференции . Под.редакцией И.Р. Гарифуллина. – 2019. – С. 15–19.
8. Борисов А. Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.
9. Бочарова О.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие / О.В. Бочарова. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. – 152 с.
10. Буянова М. О. Право социального обеспечения: учебное пособие / М. О. Буянова, С. И. Кобзева, 3. А. Кондратьева. –М.: Юрайт, 2017. – 524 с.
11. Виды пенсий в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pfrf.ru/branches/moscow/ news~2017/04/17/134109.
12. Вологин Н. А. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие / Н. А. Вологин. –М.КНОРУС, 2013. –569 с.
13. Жуков В.И. Современная энциклопедия социальной работы / В.И. Жуков. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 412 с.
14. Замараева З.П. Нормативно–правовые особенности современной системы социальной помощи населению / З.П. Замараева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2017. – № 2. С– . 184–192.
15. Замараева З.П. Социальная защита и социальное обслуживание населения: технологии помощи современной российской семье: учеб. пособие. / З.П. Замараева, Г.А. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун–т. – Пермь, 2019. – 108 с.
16. Зорькин В.Д. Обеспечение социальной справедливости и защиты социальных прав граждан в конституционном правосудии / В. Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. – 2009. – № 3. – С. 1–2.
17. Калашников С.В. Риски реализации социальных контрактов в регионах России / С.В. Калашников, В.Е. Татаринцев, А.М. Марголин // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 4. – С. 7–30.
18. Камышников А.И. Проблематика социальной защиты населения в современной России / А.И. Камышников // В сборнике: Социально–политические процессы в современном мире: взгляд молодых Материалы 4–й студенческой научно–практической конференции. – 2019. – 61–67 с.
19. Киселев И.Н. Теоретико–правовые основы социальной защиты населения. / И.Н. Киселев. // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. – № 11–1. – 150–163 с.
20. Кравченко Е.В. Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты населения / Е.В. Кравченко // Экономика труда. – 2019. – Т. 6. – № 2. – С. 827–840.
21. Курбанов Р. А. Право социального обеспечения: учебник/Р. А. Кур– банов; под ред. Р. А. Курбанова, К. К. Гасанова, С. И. Озоженко. –М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2014. – 439 с.
22. Мельникова Т.Ю. Понятие, сущность, правовая природа пособий / Т.Ю. Мельникова, И.В. Костерина // В сборнике: Экономика, управление и финансы в цифровом обществе. материалы международных научно–практических
23. Метелева Е.Р. Определение ключевых терминов в социальной сфере / Е. Р. Метелева // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2016. – Т. 26. – № 1. – С.90–98.
24. Мищенко В.И. О правовом регулировании социальной политики: достижения и проблемы / В.И. Мищенко, А.И. Гудков, А.В. Красильщиков //Евразийское Научное Объединение. 2021. № 12–3 (82). С. 278–281.
25. Мясищева Ю. Н. Современная система социального обслуживания населения / Ю. Н. Мясищева. // Молодой ученый. – 2018. – № 38 (224). – С. 173–175.
26. Надомнов С. А. Социальная защита населения: учеб. Пособие / А. Надомнов, С. В. Кадомцева. –М: Изд–во РАГС, 2016. – 255 с.
27. Назарова К.Е. Материнский капитал как средство государственной поддержки молодой семьи в России / К.Е. Назарова // В сборнике: Лебедевские чтения. Сборник статей по материалам XXIII Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 90–летию со дня рождения В.И. Лебедева и 350–летию со дня рождения Петра I. Под редакцией О.А. Суховой. – Пенза, 2022. С. 249–253.
28. Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2020. – 480 с.
29. Приходько Т.В., Рожкова А.К. Концепция устойчивого развития и обеспечение национальной безопасности в правовом регулировании Российской Федерации / Т.В. Приходько, А.К Рожкова. // Baikal Research Journal. – 2020. – Т. 11, № 3.
30. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность: науч. докл. / Е. Андреева, Д. Бычков, Е. Гришина и др. URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/Reports/ doc_soz_2017.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
31. Роик В. Д. Основы социального страхования: Монография / В. Д. Роик. –М., 2005. – 254 с.
32. Сапожникова Н.И. О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Н.И. Сапожникова // Образование и право. – 2020. – №3. – С. 79–82.
33. Сердюкова В.А., Измалкова И.В. Социальный контракт как одна из мер поддержки населения в РФ / В.А. Сердюкова, И.В. Измалкова // Мировой опыт и экономика регионов России. Сборник студенческих научных работ по материалам ХVIII Всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. Курский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Курская региональная общественная организация Вольного экономического общества России. – Курск, 2020. – С. 310–312.
34. Цыпкина И.С. К вопросу о целесообразности совершенствования законодательства о гарантиях и компенсациях в трудовом праве / И.С. Цыпкина // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2012. – № 10. – С. 19.
35. Чуксина В. В. Права человека в контексте политико–правовой турбулентности / В. В. Чуксина, О. В. Бондаренко // Известия Байкальского государственного университета. – 2017. – Т 27, № 2. – С. 218–230.
36. Шайхатдинов В.Ш. Дефекты правотворчества в сфере социального обеспечения и их последствия / В.Ш. Шайхатдинов // Российский юридический журнал. – 2011. – № 5. – С. 173.
37. Юркина Е.М., Бурнашев К.Э. Социальный контракт как эффективное направление социальной поддержки малообеспеченных семей в современной России / Е.М. Юркина, К.Э. Бурнашев // Глобализация и национальная безопасность: человек и общество в меняющемся мире: материалы международной междисциплинарной научной конференции, 2019. – С. 180
38. Янсубаева, Т.А. Нововведения в материнском (семейном) капитале и его роль в социальной поддержке семей с детьми / Т.А. Янсубаева // Общественная безопасность, законность и правопорядок в третьем тысячелетии, 2017. – 41 с.