Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Целью работы является исследование факторов, влияющих на производство и реализацию, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности АО «Зарубежнефть».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть методику расчета влияния основных факторов на производство и реализацию продукции;
2. Провести экономический анализ показателей бухгалтерской отчетности АО «Зарубежнефть».
3. Разработать предложения по совершенствованию финансового состояния предприятия.
Предметом исследования в работе являются учетные процессы хозяйственной деятельности предприятия и их отражение в отчетности.
Объектом, исследуемым в работе, является АО «Зарубежнефть», основным видом деятельности которого является торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.
Информационную базу исследования составляют данные бухгалтерской отчетности предприятия за 2020-2022 гг. В работе использованы нормативные акты Министерства финансов РФ, научные труды отечественных специалистов по исследуемому вопросу.
Использованы такие методы исследования как экономический анализ, синтез, наблюдение, сравнение и обобщение результатов.
Новизна исследования заключается в разработке мероприятий по улучшению финансового состояния по результатам проведенного анализа исследуемого предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ВЛИЯНИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
1.1. Цели и задачи анализа затрат на производство и реализации продукции
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Основные задачи анализа:
оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т. д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т. д.
Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции — в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной:
Твп = (1)
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а так.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятийсмежников, транспортных организаций и т. д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее; он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
Внутренние причины:
неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия;
неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта;
снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала;
неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.
Внешние причины:
неплатежеспособность покупателей;
повышение процентных ставок по вкладам;
демографические, социальноэкономические, политические и другие причины.
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим — это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба, кроме указанных расходов, войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.
В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными:
на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим;
на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок;
на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это прямой убыток для предприятия.
Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку
Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.
Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж; рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.
1.2 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукии
Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (рис. 1.).
Рис.1. Структурно-логическая факторная модель объема реализации продукции
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анализ финансовой отчетности : учебник / под ред. М.А. Вахрушиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 434 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5cfa59205f9890.46595973. - ISBN 978-5-16-016777-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1230420 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
2. Губина, О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : практикум / О. В. Губина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 192 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-8199-0906-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1060843 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
3. Жилкина, А. Н. Финансовый анализ : учебник и практикум для вузов / А. Н. Жилкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 285 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02401-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450070 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
4. Кирьянова З.В. Анализ финансовой отчетности / З.В. Кирьянова, Е. И. Седова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2020.-346 с.— (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07836-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453840 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
5. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. — M.: OOO «ТК Велби», 2020. – 424 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0614-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1043085 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
6. Комплексный анализ хозяйственной деятельности : учебник и практикум для вузов / В. И. Бариленко [и др.] ; под редакцией В. И. Бариленко. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 455 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00713-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449988 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
7. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы : учебное пособие / В. Е. Афонина, М. Ю. Архипова, О. И. Башлакова [и др.] ; под. ред. В. И. Флегонтова. - Москва : Издательство «Аспект Пресс», 2020. - 333 с. - ISBN 978-5-7567-1095-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1241381 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
8. Кобелева, И. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учебное пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 256 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-013880-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1036527 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
9. Мельник, М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия :учебное пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 208 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-425-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1042457 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
10. Пожидаева Т.А. Практикум по анализу финансовой отчетности / Т.А. Пожидаева, Н. Ф. Щербакова, Л. С. Коробейникова. – М: КНОРУС, 2020.-274 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/91296(дата обращения: 14.04.2023). — Загл. с экрана.
11. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 378 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-006707-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1043833 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
12. Серов, В. М. Анализ производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций : учебник / В.М. Серов. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 302 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5c4568e7e87992.13207572. - ISBN 978-5-16-013837-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1112950 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
13. Семенов, А.К. Теория менеджмента : учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. — Москва : Дашков и К, 2021. — 492 с. — ISBN 978-5-394-01413-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/93396. — Режим доступа: для авториз. пользователей.
14. Фридман, А. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / А. М. Фридман. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2021. — 264 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-369-01791-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1209236 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
15. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа /А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 423 с. [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/24681. - ISBN 978-5-16-012750-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1209859 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
16. Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник / А. Д. Шеремет. — 2-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 374 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/21493. - ISBN 978-5-16-012181-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/988952 (дата обращения: 14.04.2023). – Режим доступа: по подписке.
Электронные ресурсы:
17. Абрамушкина, Л.В. Особенности финансового анализа современного предприятия // E-Scio. 2020. №4 (43). DOI: 10.17308/econ.2020.2/2898[Электронный ресурс]. https://www.mendeley.com/catalogue/7a8b34c3-0e2b-3f48-8637-d93fc6ade8b2/ (дата обращения: 10.04.2023).
18. Ерденова А.Д. Анализ финансового состояния // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(79). [электронный ресурс]. Режим доступа https://nalog-nalog.ru/analiz_hozyajstvennoj_deyatelnosti_ahd/metodika_analiza_buhgalterskogo_balansa_predpriyatiya/(дата обращения: 10.04.2023).
19. Понедельчук, Т.В., Коростелева Л.А., Курлеев, В.А. Отечественные и зарубежные методы анализа экономического состояния: сравнительная характеристика // АНИ: экономика и управление. 2020. №4 (13). [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.mendeley.com/catalogue/8a2a5c04-db36-35c8-8d7b-0ed773ee41e8/ (дата обращения: 10.04.2023).
20. Рябикина Н.В. Оптимизация состава и структуры активов /VII Международная студенческая электронная научная конференция
"СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2019" – 2019 г. [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.scienceforum.ru/2019/851/7769 (дата обращения: 10.04.2023).