Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Понятие и виды семейного воспитания
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
От системы семейного воспитания во многом зависит, какой ребенок вырастит, что удастся у него воспитать, какие ценности, нормы и правила передать. Под воздействием его формируются основы социальности человека, становление его как личности [4].
В научной литературе описаны различные стили семейного воспитания.
Авторитарное воспитание подразумевает отношение взрослого к ребенку на мнении о том, что ребенок – не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут к нужному результату. Результатом же будет «послушный, исполнительный, удобный ребенок», т.е. ребенок воспринимается как объект воздействия, чьи интересы и мнения не имеют решающего значения.
Либеральное воспитание – воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Ребенка всячески балуют, ни в чем не отказывают [10].
Гуманистическое воспитание – воспитание просвещенного, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина. Цель – гармоничное развитие личности, предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.
Демократическое воспитание – воспитание человека приверженного к общественному порядку, способного отождествлять свое место и роль в соответствии с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни.
Плюралистическое воспитание – воспитание человека, способного проявлять себя в деятельности и общении с позиций широкой эрудиции и гибкости, терпимо относиться к проявлениям различного спектра других мнений, суждений, взглядов [1].
Прагматическое воспитание – воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника и его личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека преимущественно того, что может пригодиться ему в реальной жизни (на практике).
Результатом такого воспитания является человек-прагматик – практико-ориентированный, деловой человек, придерживающийся в своей деятельности, поведении и общении только того, что имеет для него жизненно важное значение.
Творческое воспитание – воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учетом индивидуальности ребенка.
В научной литературе рассматриваются различные типы семейного воспитания, которые оказывают влияние на специфические аспекты личностного развития объекта. Они представлены на рисунке 1.1 [3].
Рисунок 1.1. – Типы семейного воспитания
Кроме того, исследователи выделяют также национальное, религиозное, интегральное, классовое и партийное воспитание [5].
Так, национальное воспитание основано на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование определенного типа личности – представителя определенной нации.
Религиозное (конфессиональное) воспитание – воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определенной религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители.
Интегральное воспитание основано на межнациональном опыте, носящее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение. Классовое воспитание – воспитание человека с учетом своеобразия принадлежности его к определенному общественному классу [2].
Наконец, партийное воспитание – воспитание человека в среде с определенными партийными установками, взглядами, отношениями.
Тип личности ребенка формируется в зависимости от стиля воспитательной деятельности. Стиль семейного воспитания определяет доминирующий способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг другу чувств.
1.2. Теоретический обзор современных тенденций и проблем семейного воспитания
В существующих социально-экономических условиях семья переживает кризис, выражающийся в резком снижении ее основных функций, в том числе воспитательной. Следствием этого cтановится снижение уровня нравственного поведения, изменение мотивов деятельности подрастающего поколения. В последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие обще цивилизационные тенденции и преобразования в российском обществе [3].
Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности. Этот тип характеризуется ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, личный успех.
Также исследователи говорят о «введении» в современную семью принципа автономии личности, о том, что супруги все более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи, что, по мнению ряда ученых, создает угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей.
С другой стороны, общество ставит перед людьми среднего возраста (какими являются родители детей-подростков) задачи личностного развития, самоактуализации, профессионального и карьерного роста, установления связей вне семьи, поэтому «отстранение» родителей от ребенка в этом возрасте – закономерное явление [8].
Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и, в первую очередь, – на воспитательную функцию. В подростковом возрасте ребенок стремится к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной поддержке.
Нарушения же семейного воспитания, фрустрирующие данные потребности ребенка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка [4].
Вследствие неумения многих семей приспособиться к новым условиям разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми.
Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям – предметникам, которым самой природой отдано преимущество.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и методами семейного воспитания, порой осуществляют его вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи [10].
Снижается уровень педагогической культуры родителей; уменьшается влияние родителей при подготовке юношей и девушек к семейной жизни. Во многих семьях главным недостатком является отсутствие эмоциональной близости между родителями и детьми, доверительности, доброжелательности, взаимопонимания. Часть отцов и матерей не проявляют необходимого заинтересованного и участливого отношения к жизнедеятельности своих детей, не оказывают им конкретной помощи в жизненном и профессиональном самоопределении.
В отдельных семьях дети растут с искаженными представлениями о смысле человеческой жизни, истинных добродетелях и ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду. Современное развитие общества требует особой гибкости в семейном воспитании, умения сохранять связь времен и поколений [3].
Большой и нерешенной проблемой педагогики и педагогов являются педагогическое просвещение и педагогическая культура родителей.
Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи.
Кризисное состояние современной семьи – социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, ждущая помощи.
В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитания невозможно за счет разрозненных и эпизодических мер.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – М.: Политиздат, 1985. – 238 с.
2. Боровкова, М.Г., Николаева, Л.А., Петрова, Е.С. и др. Родители и дети: модель семейного воспитания / М.Г. Боровкова, Л.А. Николаева, Е.С. Петрова // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29714 (дата обращения: 06.04.2023).
3. Жамалетдинова, Г.Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка / Г.Р. Жамалетдинова // Молодой ученый. – 2017. – № 41 (175). – URL: https://moluch.ru/archive/175/45956/ (дата обращения: 06.04.2023).
4. Заславская, А.А. Дети как собственность родителей / А.А. Заславская // Молодой ученый. – 2020. – № 36 (326). – URL: https://moluch.ru/archive/326/73465/ (дата обращения: 06.04.2023).
5. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
6. Кугдарова, А.В., Андросова, М.И. Актуальные проблемы семейного воспитания / А.В. Кугдарова, М.И. Андросова // Концепт. Научно-методический электронный журнал. – 2017. – Т. 26. – URL: https://e-koncept.ru/2017/770715.htm (дата обращения: 06.04.2023).
7. Мардахаев, Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности / Л.В. Мардахаев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-vospitanie-problemy-i-osobennosti (дата обращения: 06.04.2023).
8. Меренков, А.В., Рыбцова, Л.Л., Кольцова, В.А. Семейное воспитание: кризис и пути его преодоления / А.В. Меренков, Л.Л. Рыбцова, В.А. Кольцова. – Екатеринбург, 1997. – 105 с.
9. Плотникова, Е.А., Ганщук, С.В. К вопросу о проблемах семейного воспитания / Е.А. Плотникова, С.В. Ганщук // SCI-ARTICLE. – 2016. – URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1479893143 (дата обращения: 06.04.2023).
10. Якимович, С.В. Особенности воспитательной позиции современных родителей / С.В. Якимович // Молодой ученый. – 2015. – № 11 (91). – URL: https://moluch.ru/archive/91/19107/ (дата обращения: 06.04.2023).