Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяет тот факт, что наиболее важной сферой социального поведения младших подростков является окружение сверстников. Коммуникация со сверстниками необходима для развития навыков общения и самосознания. Коммуникативный опыт, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль в достижении самостоятельности. Психологический портрет подростка был бы явно неполным, если бы отсутствовала такая важная деталь, как агрессия. К сожалению, в последние годы наблюдается значительный рост подростковой агрессии. Агрессивное поведение становится источником душевных страданий не только родителей, но и самих подростков, которые часто становятся его жертвами со стороны сверстников.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Во всем мире наблюдается повышение уровня молодежной преступности. Это и увеличение числа преступлений против личности, и насилие над животными, и террористические акты, и вандализм, и многое другое. Участились случаи групповых драк подростков, которые носят не просто ожесточенный характер, но и разрушают все вокруг. Учитывая все вышесказанное актуализируется проблема агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Мотивы проявления агрессии подростков могут быть различными: потребность в самореализации, стремление к достижению целей через ущемление интересов других, нанесение вреда другим, потребность в самоутверждении, в самозащите, желание понизить социальный статус другого и т.д. Все проявления агрессивности являются результатом неудовлетворенности подростка окружающей реальностью, уровнем жизни, другими людьми или самими собой. Агрессия в подростковом возрасте является негативным фактором и может отрицательно влиять на коммуникацию подростка с другими людьми.
Цель исследования – выявить взаимосвязь агрессивности и коммуникативных навыков в подростковом возрасте.
Объект исследования – агрессивность в подростковом возрасте.
Предмет исследования – взаимосвязь агрессивности и коммуникативных навыков в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: предполагается, что проявления агрессивности отрицательно связаны с уровнем развития коммуникативных навыков в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности и коммуникативных навыков в подростковом возрасте.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование агрессивности и коммуникативных навыков в подростковом возрасте.
3. Проанализировать взаимосвязи агрессивности и коммуникативных навыков в подростковом возрасте.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение научной литературы по изучаемым вопросам;
- эмпирические: тестирование, опрос.
- статистические методы: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования:
1. Опросник уровня агрессивности А. Басса, А. Дарки.
2. Методика оценки уровня общительности (В. Ф. Ряховский).
3. Методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)» В. В. Синявского и Б. А. Федоришина.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 25 подростов в возрасте 13 – 14 лет, из них 13 девочек и 12 мальчиков.
Глава I. Теоретический анализ агрессивности и коммуникативных навыков в подростковом возрасте
1.1. Понятие агрессивности. Особенности агрессивности в подростковом возрасте
Агрессия - это специфическое человеческое действие, выраженное в физической или вербальной форме. Агрессивное поведение - это целенаправленное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам, направлено на причинение вреда другому человеку [19].
Согласно З. Фрейду, агрессивность - это инстинктивное проявление. З. Фрейд приравнивал термины "агрессия" и "активность" и подчеркивал, что сдерживание агрессии вредно для здоровья в целом и приводит к заболеваниям. Х. Хартман, Э. Крис, Р.М. Левенштейн считали, что активность в понимании З. Фрейда создает возможности для ослабления агрессии [3].
К. Лоренц считал, что агрессия – это, прежде всего, врожденный инстинкт жизненной борьбы, присутствующий как у людей, так и у животных [15].
В теории фрустрации, предложенной Д. Доллардом, агрессия рассматривается как ситуационный процесс, основными правилами которого являются: фрустрация всегда приводит к агрессии в той или иной форме; агрессия, в свою очередь, всегда является результатом фрустрации [23].
Большое значение в теории фрустрации имело ее изменение в работах Л. Берковица. Основная идея этой теории заключалась в том, что фрустрация не является достаточным условием для начала агрессии. Агрессия без фрустрации может проявляться в результате наблюдения за агрессивными моделями. Источниками акта агрессии, порождающего страх и желание избежать негативной ситуации, являются так называемые "отвратительные события" (эмоционально-моторная реакция по своей природе, в виде воспоминаний, напоминающих человеку о пережитых эмоциях) [4].
Э. Фромм считал, что деструктивная природа агрессии социально обусловлена. Более того, эта деструктивность не была обнаружена ни у человеческих предков, ни у животных. В отличие от животных, человек деструктивен независимо от угрозы самосохранению и это не связано с удовлетворением потребностей. По мнению Э. Фромма, доброкачественная агрессия, являясь детерминантой необходимости сохранения жизни и реакцией на угрозу жизни, генетически объединяет людей и животных [21].
А. Басс интерпретирует агрессивность как тенденцию нападать на других, предрасположенность к косвенным агрессивным реакциям и словесной агрессии. По сравнению с враждебностью агрессивность носит более общий характер: человек предпринимает много агрессивных действий против множества разных людей, но не все они вызваны желанием причинить вред [22].
А. Басс впервые вводит понятие «атака», которое намного сильнее фрустрации, и вызывает соответствующую агрессивную реакцию. Это, в свою очередь, зависит от нескольких факторов [22]:
а) частота и интенсивность;
б) повторное достижение успеха, как внешнего, так и внутреннего;
в) культурные и субкультурные нормы;
г) внутренние детерминанты поведения (темперамент, стремление к высокой самооценке).
Комбинированная теория агрессивности была основана на взаимосвязи между теорией социального научения и теорией фрустрации. Эта взаимосвязь проявляется в увеличении вероятности агрессии из-за фрустрации, если происходит повышение уровня возбуждения [4]. Социально усвоенные поведенческие паттерны играют решающую роль в повышении уровня возбуждения и гнева, в противном случае агрессия не проявляется. Основываясь на результатах изучения комбинированной теории агрессивности, можно сделать следующие выводы:
а) агрессия не является неизбежной, но потенциально возможна при наличии адекватных эмоциональных переживаний и социального поведения;
б) агрессия не всегда включает в себя антисоциальное поведение и может быть потенциально конструктивной.
Агрессия может быть направлена на других людей или на самого себя в форме саморазрушительных или суицидальных действий. Агрессивные и самоагрессивные действия могут происходить как "короткое замыкание", без какого-либо понимания, как прямая разрядка напряжения и не сопровождаться чувством вины или раскаяния [19].
Состояние враждебности близко к агрессивности, но это более узконаправленное состояние, всегда с определенным объектом. Враждебность - это локальная и ситуативная среда по отношению к человеку или группе. Также необходимо отличать понятия "агрессия" и "враждебность" от "агрессивности", которая в основном определяется качеством личности, определяющим готовность субъекта к агрессивному поведению [8].
Выделяют различные виды агрессии по форме, цели, степени осознанности, скорости реакции, частоте проявления, произвольности, направленности, форме выражения, позиции агрессора, мотивации поведения и т.д. Трудности с выбором основания для типологии агрессии связаны с тем, что многие системы ее классификации, отражают огромное количество парадигм возникновения агрессивного поведения и такое же большое количество ее мишеней. Популярной является классификация агрессивного поведения по таким парным критериям как: физическая - вербальная; активная - пассивная; прямая - косвенная.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практ. пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 126 с.
2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
3. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова Л.А. Петровская // учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 287 с.
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия и контроль. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.
5. Бочавер А.А. Как подростки слышат советы родителей о будущем? / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов, А.А. Корнеев, А.В. Жилинская // Социальная психология и общество. – 2019. – Т.10. – № 2. – С. 157 – 174.
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 362с.
7. Головей Л.А., Оценка распространенности насилия над детьми / Л.А. Головей, В.Е. Василенко, С.С. Савенышева // Социальная психология и общество. – 2016. – Том. 7, № 2. – С. 19–35.
8. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии. – М.: МГУ, 2013. – 60 с.
9. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 192 с.
10. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер. 2012. – 576 с.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2013. – 784 с.
12. Калинина Т.В. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков / Т.В. Калинина, Н.С. Уривская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. – Самара: АСГАРД, 2017. – С. 8-11.
13. Комлик Л.Ю., Колосова И.Г. Особенности коммуникативной компетентности старшеклассников // Вестник ТГПУ. – 2018. – №3 (192). – С. 45 – 50.
14. Леонтьева М.Д. Психологические особенности разных форм агрессивного поведения у младших школьников / М.Д. Леонтьева, О.Н. Николаева // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – №10. – С. 65 – 77.
15. Лоренц К. Агрессия / Перевод Г. Ф. Швейник. – М.: Римис, 2009. – 352 с.
16. Муравьева Ю.В. Особенности коммуникации в подростковом возрасте. – Ставрополь. 2011. – С. 21-24.
17. Никишина Л.А. Межличностные отношения подростков // E-Scio. – 2021. – № 10 (61). – С. 452-457.
18. Панкратова И.А. Особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и мотивации достижения у подростков // Мир науки. – 2017. – Том 5. – С. 2 – 6.
19. Пилецкий С.Г. Феномен человеческой агрессивности // Вопросы философии. – 2008. – №10 – С.50 – 65.
20. Самородова П.В., Котовская С.В. Взаимосвязь уровня самооценки личности подростка с его социометрическим статусом. В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики инклюзивного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2020. – С. 104-112.
21. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Перевод П.С. Гуревич. – М.: Аст, 2007. – 624с.
22. Buss A.H. The aggression questionnaire / A. H. Buss, M. Perry // Journal of Personality and Social Psychology. – 1992. – P. 452 – 459.
23. Dollard J. Frustration and Aggression/ J. Dollard, N. Miller, L. W. Doob, O. H.Mower, R. R. Sears. – London: Routledge, 1998. – 150 р.