Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении веков люди ценили духовно-нравственное воспитание. Сущность и задачи духовно-нравственного образования и воспитания раскрываются в трудах педагогов прошлого.
Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, самая важная — это наука жизни, наука делать как можно меньше зла и как можно больше добра".
К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли, особо подчеркивал роль духовно-нравственного воспитания как основы развития индивидуальности. В своей статье "О нравственном воспитании" он утверждал, что нравственность не является необходимым следствием обучения и духовного развития и что нравственное воспитание важнее воспитания личности .
Теория воспитания детей В.А. Сухомлинского подчеркивает положительное отношение ребенка, поощряет самостоятельность и творчество, направлена на формирование мыслителей, любящих свою родину и свободу, богатых духовной жизнью, полных интересов и заинтересованных во взаимном обмене духовными богатствами. Эстетический и эмоциональный принципы в теории воспитания Сухомлинского также сильны, приоритет отдается вниманию к природе, красоте родного языка и формированию эмоциональной среды духовной жизни и общения между детьми.
В России в 1990-е годы, в период больших социальных и политических перемен, происходили значительные позитивные изменения и негативные явления, которые неизбежно оказывали отрицательное влияние на общественную мораль, политическое сознание, общество, государство, законы, отношение людей к труду, человеческим отношениям и т.д. Смена ценностных ориентиров нарушает духовное единство общества, меняет приоритеты в жизни молодежи, разрушает ценности пожилых людей, подрывает традиционный моральный кодекс и установки государства.
В последние годы президент В.В. Путин уделяет особое внимание вопросу духовно-нравственного воспитания, неоднократно акцентируя внимания на этой проблеме во время выступлений в Государственной думе.
Образование играет важную роль в духовно-нравственном единстве российского общества, в его сплоченности перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия к жизни в России, к своим сверстникам, к обществу, к стране, к настоящему и будущему своей страны.
Эффективность нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Это отношения и общение в группах, отношения в семье, отношения с друзьями на улице, отношение к родителям, учителям и самому себе, природе, внешнему миру, работе, образу жизни и социальным требованиям.
Перед образовательными школами стоит задача воспитания ответственных граждан, способных активно оценивать текущую ситуацию и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных ценностей.
Дети школьного возраста наиболее восприимчивы к эмоциональным ценностям, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию. В то же время недостаток развития и воспитания в этот период трудно компенсировать в последующие годы.
Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, эмоции и поведение учащихся, формирующее нравственные качества, соответствующие моральным требованиям общества. Оно применяется только как целостный педагогический процесс.
Актуальность данной темы для духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста обусловлена следующими факторами:
• Наше общество нуждается в воспитании образованных и высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и хорошими нравственными качествами,
• В современном обществе молодые люди живут и растут в окружении различных источников влияния, как положительных, так и отрицательных, которые ежедневно атакуют неокрепший интеллект и эмоции детей, чья нравственность еще только формируется,
• Воспитание — это личное качество, так как оно определяет повседневное поведение человека и его отношение к окружающим, основанное на уважении и доброте ко всем,
• Нравственные знания важны не только потому, что они информируют младших школьников о правилах поведения, принятых в современном обществе, но и о последствиях нарушения этих правил и влиянии их поведения на окружающих.
Объект исследования: формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе.
Предмет исследования: возможности внеклассной работы в формировании духовно-нравственных ценностей у детей начальной школы.
Цель исследования: изучить возможности внеурочной деятельности для формирования духовно-нравственных ценностей в начальной школе.
Задачи исследования:
1. определить характер и проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся начальной школы на основе анализа учебных материалов и научно-педагогической литературы
2. изучить потенциал различных форм внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании и развитии учащихся начальной школы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 10 источников.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 ПОНЯТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Возрождение России связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но и с воспитанием человека, формированием его духовно-нравственных качеств.
Важную роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся играет начальная школа. Во-первых, ее деятельность более интенсивна и целостна по сравнению с другими образовательными учреждениями. Во-вторых, потому что именно в этом возрасте происходит социализация ребенка и расширение круга общения, а позиция личности определяется необходимыми внутренними качествами. «Золотым возрастом» духовного и личностного развития является младший школьный возраст .
Важнейшей целью современного образования и одним из приоритетов общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, активного и дееспособного гражданина России. С точки зрения Федеральных государственных образовательных стандартов образовательный процесс следует понимать не только как процесс приобретения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, воплощающей в себе духовные, нравственные, социальные, семейные и другие ценности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 – 198 с.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 534с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.
4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
5. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
6. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. - Т.5. - М.: Просвещение, 1976. - 231c.
8. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.
9. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов - М.: Владос, 2000; - 436с.
10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.