Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Анализ ассортимента – это мониторинг не только состава, но и структуры товаров, услуг компании. Под ассортиментом рассматривают перечень товаров или услуг с указанием количества по каждому виду. Ассортимент бывает: групповым, внутригрупповым, полным.
Цель анализа показателей ассортимента заключается в разработке такого ассортимента, который:
- позволит в ответ на запрос целевой аудитории предложить товар или его вариации, соответствующие потребностям;
-даст возможность достичь плановых показателей по прибыли;
- поможет опередить запросы клиентов и представить модификации товаров или услуг, которые соответствуют базовым покупкам;
- простимулирует клиента посещать компанию максимально часто;
- поможет привлечь нецелевую аудиторию;
- позволит выделить данную компанию среди конкурентов;
- поможет клиентам удовлетворить запросы не только по ассортименту, но и по функциям.
В связи с вышеизложенным, выбранная тема курсовой работы – «Анализ ассортимента продукции», является актуальной.
Целью выполнения курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов проведения анализа ассортимента продукции».
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить различные точки зрения относительно понятия «ассортимент», выделить цели, задачи, значение анализа ассортимента продукции;
- определить назначение ассортиментной политики, ее принципы формирования;
- провести исследование методик анализа ассортимента продукции.
В практической части курсовой работы необходимо выполнить следующие задания:
- анализ показателей уровня обслуживания населения;
- анализ эффективности использования основных фондов
- анализ финансового состояния предприятия
Информационной базой для написания курсовой работы является учебная литература таких авторов, как Савицкой Г.В., Любушина Н.П., Войтоловского Н.В., Шеремета А.Д., Гиляровской Н.Т. и т.д.
Применяемые методы исследования в ходе выполнения работы – сравнение, группировка, способ цепной постановки, метод абсолютных разниц.
1 Анализ ассортимента продукции
1.1 Понятие ассортимента, цели, задачи, значение анализа ассортимента продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятель¬ности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам) и внутригрупповой ассортимент продукции.
Зачастую понятие «ассортимент» отождествляют с понятием «номенклатура». Рассмотрим подходы различных авторов к данным понятиям (таблица 1).
Таблица 1
Трактовка понятий «ассортимент» и «номенклатура»
Автор Понятие «Ассортимент» Понятие «Номенклатура»
Любушин Н.П. [12,с.178] Перечень наименований изделий с указанием
количества по каждому из них. Различают полный, групповой
и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований
изделий с указанием кодов по классификатору промышленной
продукции, а также шифров изделий (номенклатурных
номеров) составляет номенклатуру.
Алексеева А.И. [9,с.180] Набор товаров, предлагаемых организацией-изготовителем на рынке, называют ассортиментом Перечень наименований товаров и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.
Архипов А.И.[23,с.22] Состав однородной продукции по видам, сортам и маркам -
окончание таблицы 1
Намятова Л.Е. [14,с.12] Группа товаров, тесно связанных между
собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их
продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы
торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен. -
Райзберг А., Лозовский Ш.[15, с.19-20,233] Группа, набор, состав , разновидности имеющиеся в магазине, продаваемых видов однородных товаров единого назначения. Это также перечень наименований товаров, выпускаемых, производимых фирмой. Систематизированный перечень названий производимых и продаваемых товаров
ГОСТ 51303-2013[1] Набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (видам, классам, группам, моделям, размерам, цветам и/или иным признакам), предназначенный для продажи населению -
Войтоловский Н.В. [22, с.19-20] Состав продукции по наименованиям, видам, типам, маркам, профилям, размерам, артикулам, сортам Принятый в планировании и учете систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций продукции в натуральном выражении
Таким образом, исходя из рассмотренных расшифровок понятий «ассортимент» и «номенклатура», приводимых разными авторами в научных изданиях, можно сказать, что данные понятия по своей сути различны. Понятие «номенклатура» более узкое, нежели ассортимент.
Ассортимент это состав имеющихся в магазине продаваемых товаров, а
номенклатура продукции это систематизированный перечень продаваемой продукции. Также следует отметить, что в преобладающем большинстве авторами понятие «ассортимент» применяется с понятием «товары».
Номенклатура это скорее некий внутренний документ предприятия, необходимый для управленческих нужд.
Лишь один автор отождествляет исследуемые понятия в своем учебном пособии - Любушин Н.П, утверждая, что ассортимент и номенклатура это перечень наименований изделий.
Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка являет¬ся одним из важнейших индикаторов деловой активности организации и ее конкурентоспособности.
Цель анализа ассортимента продукции — выработка рекомендаций по измене¬нию ассортимента и структуры продукции на предстоя¬щий период с учетом потребностей рынка и возможностей организации.
Основными задачами анализа ассортимента, качества, обновления и структуры продукции являются следующие:
- выявление изменений в ассортименте продукции и определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и денежном выражении;
- оценка ритмичности производства и продажи продукции;
- оценка качества производимой продукции;
-выявление резервов и разработка мероприятий по оптимизации структуры, перестройке ассортиментной политики, использованию выявленных резервов улучшения качества, обеспечению ритмичности производства и реализации [13, с.70-71].
В качестве источников информации для проведения ретроспективного анализа объема выпуска и продаж продукции используются статистическая отчетность, а также данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи».
Перечисленные источники информации используются для проведения ретроспективного анализа, значительная роль которого подтверждается практикой хозяйственной деятельности. Оперативный анализ проводится на основании данных учетных регистров бухгалтерского учета по счетам 45 «Отгруженная продукция» и 90 «Продажи».
Перспективный анализ выпуска и реализации применяется при оценке альтернативных управленческих решений и выборе из них оптимального [12, с.78].
1.2 Ассортиментная политика предприятия
Ассортиментная политика – это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении или сужении ассортимента выпускаемой или продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие. На сегодняшний день проблема формирования ассортиментной и товарной политик является одной из актуальных. Необходимо проведение оптимизации ассортиментной политики таким образом, чтобы это приносило наибольший уровень прибыли для предприятия. Ассортиментная политика одновременно определяет производственное направление предприятия, сочетание отраслей, ориентацию на группы потребителей. От того, насколько правильно и точно выстроена ассортиментная политика предприятия, непосредственно зависит и ее успех, и достижение стратегических целей компании [7,с.78].
Ассортимент (номенклатура) и структура продукции оказывают большое влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия [8, с.67].
Следовательно, главная задача ассортиментной политики заключается в определении набора товаров, обеспечивающих получение прибыли и ведение успешной деятельности в общем [7, с.79].
В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности, либо невостребованные изделия. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска, недопущения иди минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно работать над формированием товарного ассортимента [19, с.91].
На сегодняшний день в практике формирования ассортиментной политики предприятия существует четыре основных принципа:
– функциональный – предполагает учет близости выполняемых функций;
– потребительский – разделение по группам потребителей;
– сбытовой – в основе классификации лежит типология посредников по доведению продукции до потребителя;
– ценовой – основной характеристикой является уровень цен [7, с.79].
Система формирования ассортимента включает в себя следующие компоненты (рисунок 1).
Рисунок 1 – Система формирования ассортимента
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей [9, с.180].
При формировании ассортимента вначале определяется ассортиментная концепция, которая позволяет определить возможности оптимального производства ассортимента данного вида товаров. Основная цель ассортиментной концепции заключается в том, чтобы сориентировать предприятие на выпуск товаров, которые по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей. В процессе разработки ассортиментной концепции определяются различные показатели: разнообразие видов и разновидности товаров; уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида и др. На практике ассортиментная концепция отражает ассортиментную структуру спроса и предложения. Планирование, формирование и управление ассортиментом продукции - непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о создании продукта и заканчивая его изъятием из товарной программы. Отсюда следует, что товаропроизводитель занят не просто созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры [21, с.282-283].
Ассортиментная политика организации связана с общей рыночной стратегией, и в рамках этой стратегии осуществляется формирование и совершенствование состава и структуры ассортимента выпускаемого товара. Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства организации своего рода указателем общей направленности действий.
Важным элементом ассортиментной политики является своевременное внесение в товар изменений, которые повышают его потребительскую ценность или расширяют круг его возможных потребителей (модернизация или модификация товара). Другой стратегический подход, направленный на сохранение или даже увеличение доли рынка, состоит в создании и введении на рынок новых товаров взамен исчерпавших свой жизненный цикл без существенных изменений в технологических процессах, характерных для данной организации. Такая политика рассчитана на определенный сегмент рынка, сформировавшийся круг покупателей, которые обрели доверие к торговой марке организации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. «Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) (ред. от 30.09.2022).
2.Анализ ассортимента и структуры продукции. Электронный ресурс. Режим доступа: https://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/1/analiz_assortimenta_i_struktury_produkcii/5-1-0-201.
3.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Пястолов С.М. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 384с.
4.Болотнова Е.А., Олейник А.Н., Матвееева А.А., Никитенко С.В. Анализ ассортимента и структуры продукции // Вестник академии знаний.2023.№54с.64-68.
5.Глазов М.М., Фирова И.П. Менеджмент предприятия: анализ и диагностика. - Санкт-Петербург, 2018. - 228 с.
6.Гиляровская, Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / Л. Т. Гиляровская, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. — М.: Проспект, 2015. — 360 с
7.Горина А.П., Святкина Е.А. Ассортиментная политика фирмы в условиях альтернативного выпуска // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. 2018.№4с.78-81.
8.Канке, А. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Канке А.А., Кошевая И.П., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 288 с.
9.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / А.И.Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В., Малеева, Л.И.Ушвицкий. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 672с.
10. Комплексный экономический анализ: учебное пособие / М. М. Микушина [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 152 с. Электронный ресурс. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/26751/1/978-5-8050-0659-4.pdf.
11.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебник для бакалавров / О. А. Толпегина, Н. А. Толпегина. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 672 с.
12.Любушин, Н.П. Экономический анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит» / Н.П. Любушин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 575 с.
13.Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебник / Д.В. Лысенко. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 320 с.
14.Намятова, Л. Е Термины рыночной экономики : современный словарь справочник делового человека / Л. Е. Намятова. — е изд. — Москва : Фонд Кадровый резерв, 2015. — 300 с.
15.Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 512 с.
16.Русакова Е.В. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия/ Е.В.Русакова: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2016.- 224с.
17. Савицкая, Г. В. Экономический анализ : учебник / Г.В. Савицкая. — 15-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 587 с.
18.Старикова М.С. Подходы к анализу ассортимента продукции промышленного предприятия // Социально-гуманитарные знания.2022..
19.Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л. Н. Чечевицына, К. В. Чечевицын. — Изд. 8-е, перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2018. — 368 с.
20.Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник / А. Д. Шеремет. — 2-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 374 с.
21. Экономика организации: учеб пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 382с.
22.Экономический анализ : учебник для вузов / Н. В. Войтоловский [и др.] ; под редакцией Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 631 с.
23.Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова. 2 – е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2018. – 672с.