Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Роль дидактических игр в экологическом образовании и воспитании детей дошкольного возраста 7
1.3. Использование дидактической игры в процессе экологического образования дошкольников 12
Выводы по первой главе 15
2. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой 16
2.2. Развивающая экологическая среда в дошкольном учреждении как метод формирования экологического образования 18
2.3 Формы и методы работы с детьми по формированию первичных экологических представлений 20
Выводы по второй главе 21
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 22
3.1. Планирование работы по организации и проведении дидактических игр в экологическом образовании у детей старшего дошкольного возраста 22
3.2. Частичная апробация работы по организации и проведении дидактических игр в экологическом образовании у детей старшего дошкольного возраста 22
3.3. Анализ результатов исследования 25
Вывод по третьей главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перспективный план по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 32
ПРИЛОЖЕНИЕ БМетодики диагностики…………………………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ В Жидкое вещество. Вода. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспект занятия в старшей группе «Три состояния воды» 48
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Экологическую культуру можно назвать частью общечеловеческой культуры, социальных отношений, личной и общественной морали и этических ценностей, установок, норм и систем, связанных с отношениями между человеком и природой. В современном обществе, когда необходимость сосуществования человеческого общества в гармонии с природной средой не вызывает сомнений, формирование экологического образования должно начинаться с раннего детства. На современном этапе общественного развития формированию экологического образования старших дошкольников уделяется особое внимание, поскольку именно старшим дошкольникам пора закладывать основы личной экологического образования. Можно сказать, что экологическая культура человека характеризуется формированием экологического сознания, поведение и деятельность, ориентированные на естественную окружающую среду, гуманизация, отношение к окружающей среде и другие характеристики. Именно в этом возрасте закладывается основа экологического сознания детей. Его цель - развить эмоциональное восприятие природы и воспитать гуманное чувство доброты и сострадания ко всему живому. Природа - это необходимое условие для формирования целостной личности. Информация о природе имеет большое значение для формирования экологического образования.
Объектом исследования выступает процесс организации и проведения дидактических игр в экологическом образовании дошкольников.
Предметом исследования являются условия организации и проведения дидактических игр в экологическом образовании дошкольников.
Цель исследования - организация и проведение дидактических игр в экологическом образовании дошкольников.
Задачи исследования:
рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
определить роль дидактических игр в экологическом образовании и воспитании детей дошкольного возраста;
определить использование дидактической игры в процессе экологического образования дошкольников;
рассмотреть наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с природой;
определить развивающую экологическую среду в дошкольном учреждении как метод формирования экологического образования;
определить формы и методы работы с детьми по формированию первичных экологических представлений;
рассмотреть планирование работы по организации и проведении дидактических игр в экологическом образовании у детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть частичную апробацию работы по организации и проведении дидактических игр в экологическом образовании у детей старшего дошкольного возраста
дать анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что целенаправленная работа по организации и проведении дидактических игр в экологическом образовании у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более успешно при соблюдении следующих условий: создание предметно-развивающей среды; включение дошкольников в природоохранную деятельность.
Исследования проводилось на базе МДОУ «Детский Сад № 2» Костромская область, Кологривский район, город Кологрив, улица Воробьева, 6, с детьми старшей группы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Фрагмент для ознакомления
3
Федеральный закон от 29.12.2002 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Собрние законодательства РФ, 30.12.2012, № 53 (часть 1), ст. 7598.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета, 25.11.2013, № 265.
Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 117с.
Адаева, Д. Н. Организация работы педагога с одаренными детьми / Д. Н. Адаева // Проблемы преемственности в обучении русскому языку в условиях билингвизма : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 29 апреля 2020 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 8-14.
Акулова, Т. А. Актуальность вопроса формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Акулова // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство : Сборник научно-методических статей. – Челябинск : Издательский центр «Титул», 2020. – С. 12-16.
Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
Акимова, Е. В. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / Е.В. Акимова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №1. – С. 10-12.
Андросова, Т.М. Формирование экологического образования дошкольника [Электронный ресурс] / Т.М. Андросова.– Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-ekologicheskoy-kulturi-u-doshkolnikov991568. html
Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ «Учитель», 2020. - 132 c.
Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Средняя группа. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 632 c.
Времена года. Дидактический материал в картинках. - М.: Школьная Пресса, 2020. - 245 c.
Глушко, Т.И. Воспитание основ экологического образования у детей. Выпускная квалификационная работа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00022974_0.html
Ефимова, А.И. Создание предметно-развивающей среды по ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/razvivayuschaja-sreda-v-detskom-sadu.html
Игра и игровые технологии в педагогическом процессе.// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/ vestniknsogoupkno5/izdania/2-vypusk/igra-i-igrovye-tehnologii-v-pedagogiceskom-processe-psihologo-pedagogiceskie-osnovy-vzaimodejstvia-obrazovatelnyh-ucrezdenij-s-semeej-vospitannika
МДОУ «Детский Сад № 2» Костромская область [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/4345437
Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. / А.П. Усова. - М.: Эксмо, 2019. – 260 с.
Экологическое воспитание. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://neobionika.ru/ekologvospitanie.html.