Фрагмент для ознакомления
2
В ФГОС начального общего образования указано, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны грамотно отражать понятия общеобразовательного предмета, отношения между объектами и процессами [ФГОС, 2011, с. 5].
Грамматические понятия относятся к понятиям предмета филологии и изучаются в курсе русского языка в начальной школе. В стандарте сказано, что основной задачей реализации содержания предмета филологии является развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
Объективными результатами обучения русскому языку являются «приобретение основных представлений о нормах русского языка (орфоэпический, лексический, грамматический). Решение этих задач и достижение результатов невозможно без хорошего знания грамматических понятий, являющихся абстракциями более сложного вида, чем слова или предложения [Подзорова, 2017, с. 27].
Исследования отечественных педагогов, психологов и лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, которая основывается на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи [Виноградов, 2011, с. 66].
Актуальность исследования определяется тем, что усвоение грамматических понятий является сложной частью курса русского языка для младших школьников. Эта задача объективна, потому что выученные грамматические понятия являются результатом абстрагирования и обобщения основных признаков слов, словосочетаний, предложений и других языковых единиц. В связи с этим для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития логического мышления, внимания, памяти, которые появляется в процессе обучения и требует специальных заданий и упражнений.
Таким образом, проблемой исследования выступают методы и средства формирования грамматических понятий у младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования – определить основные трудности у младших школьников при формировании грамматических понятий.
Объект исследования – формирование грамматических понятий в начальной школе.
Предмет исследования – особенности и трудности формирования грамматических понятий у младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что младшие школьники испытывают трудности в формировании грамматических понятий, а именно сложности в использовании единственного и множественного числа имени существительного, родовых форм существительного, степени сравнения прилагательных.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность грамматического понятия;
2. Определить задачи и содержание работы по формированию грамматических понятий в начальной школе;
3. Привести методические условия формирования грамматических понятий у младших школьников;
4. Определить уровень сформированности грамматических понятий у младших школьников;
5. Разработать упражнения по формированию у младших школьников грамматических понятий.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: изучение психолого-педагогической, методической, лингвистической литературы, педагогический эксперимент.
3. Методы количественного анализа данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования прослеживается в том, что представленные разработки и методы диагностики сформированности грамматических понятий у младших школьников могут быть полезны в работе учителей русского языка.
База исследования:
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Грамматические понятия как объект исследования
Грамматика является наиболее многочисленной частью школьного курса русского языка. Самое главное, что грамматика представляет язык в закономерностях его формирования [Виноградов, 2005, с. 35].
Изучение грамматики является одним из направлений начального языкового образования, в содержание которого входит формирование у младших школьников языковых знаний и умений в области морфемики, морфологии и синтаксиса.
В грамматике, как учении о строе языка чаще всего намечают три части:
1) учение о слове и его формах, о способах образования слов и их форм;
2) учение о словосочетании, о его формах и его типах;
3) учение о предложении и его типах, о компонентах (составных частях) предложений, о приемах сцепления предложений, о сложном синтаксическом целом (фразе).
Грамматический строй слов, словоформы и образование слов и словоформ называется морфологией и отличается от синтаксиса как учение о словосочетаниях и предложениях. То есть как языковая структура грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую морфологию, словообразование и синтаксис. Эти системы можно назвать подсистемами грамматического строя языка или его разных уровней [Горецкий, 2017, с. 65].
Для того чтобы учитель мог управлять процессом формирования грамматических понятий и правильно организовывать познавательную деятельность учащихся, он должен четко понимать, что такое понятие, особенности процесса усвоения понятия и при каких условиях происходит усвоение понятий.
Понятие – это мысль, представляющая предметы и явления в обобщенном виде, посредством определения общих и специфических признаков, позволяющих отличать эти предметы и явления от находящихся рядом с ними. Таким образом, грамматика, абстрактная от конкретного, обобщает и типизирует языковые явления (например, части речи - это лексико-грамматические классы слов с обобщенными семантическими и грамматическими признаками) [Кудряшева, Брысина, Супрун с. 148]. Отличительными (существенными) признаками называются признаками, выделяющие (для префикса, например, как морфемы, его отношение к корню или другому префиксу и его способность разделять словоформы или образовывать новые слова).
Обобщенное представление действительности устроено в языковых единицах. Следовательно, грамматические понятия представляют собой абстракции более сложного вида, чем слова или предложения. Выполняя в речи коммуникативную функцию, слово является в восприятии ребенка неделимой смысловой единицей, выражающей вещественные, лексические значения [Бронникова, 2003, с 41]. Это слово, как объект грамматического изучения, представляет собой комплекс отдельных морфологических элементов языка, выражающих лексические и морфологические значения. Это связано с тем, что морфемы приобретают грамматическое значение только в составе слова. Звук или сочетание звуков имеет грамматическое значение, оно имеет некоторое языковое значение, когда выполняет какую-либо функцию в языке.
Понимать грамматические понятия — значит видеть за внешней формой явления его языковую роль; таким образом, грамматические абстракции и обобщения переходят из плана зрительного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов / А.К. Аксенова. Москва: ВЛАДОС, 2002. 320 с.
2. Белошистая А.В. Формирование и развитие способностей младших школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений. Москва: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. 400 с.
3. Бронникова, Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников// Начальная школа.- 2003.-№ 10.-с. 41–45.
4. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – 4-е изд. Москва: Русский язык, 2001. 720 с.
5. Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды. Москва: Наука, 2005. 59 с.
6. Глазунова,О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология: сборник упражнений. СанктПетербург: Златоуст, 2010. 424 с.
7. Горецкий, В. Г. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. Г. Горецкий, Н. М. Белянкова. — 2-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2017. 374 с.
8. Ерофеева, Т.Н Формирование орфографической грамотности младших школьников / Т.Н. Ерофеева [видеоконференция] – URL: https://uchitel.club/events/formirovanie-orfograficheskoy-gramotnosti-mladshikhshkolnikov/ (дата обращения 06.04.2023).
9. Криворотова Э.В. Изучение грамматических тем в школьном курсе русского языка и интеллектуальное развитие учащихся // Наука и школа. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-grammaticheskih-tem-v-shkolnom-kurse-russkogo-yazyka-i-intellektualnoe-razvitie-uchaschihsya (дата обращения: 13.04.2023).
10. Криворотова Э.В., Масан Е.В. Формирование лингвистического мышления и развитие языковой личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО // Вестник ГУУ. 2012. №13-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lingvisticheskogo-myshleniya-i-razvitie-yazykovoy-lichnosti-mladshego-shkolnika-v-usloviyah-realizatsii-fgos-noo (дата обращения: 13.04.2023).
11. Кудряшова Р.И., Брысина Е. В., Супрун В.И. У истоков слова народного. К 100-летию профессора Л. М. Орлова (1912-2001) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. С. 147-149.
12. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие. Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. 220 с.
13. Мачулина М.А. др. Методика обучения русскому языку в начальной школе. Учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов. Пятигорск: ООО «РИА-КМВ», 2018 . 116 с.
14. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. Москва: Юрайт, 2016. 255 с.
15. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Москва: Академия, 2008. 464 с.
16. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. Санкт-Петербург: Специальная литература, 2007.68 с.
17. Новосёлова Г.Д. Развитие грамматической способности младших школьников на материале изучения темы «имя существительное» на уроках русского языка: дисс… канд пед наук 13.00.02. Орел, 2007. 209 с.
18. Подзорова С.В. Формирование грамматических (языковых) понятий младших школьников как основа развития метапредметных действий // ЦИТИСЭ. 2017. - №3 (12). С. 26-39.
19. Томилова Е. В., Якунина Л.Д. Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения в школе // Молодой ученый. 2015. № 10.5 (90.5). С. 26-27.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2011. 29 с.
21. Хаустова В. Н., Губарева Е.Г., Мальцева Н.Н. Организация усвоения младшими школьниками грамматических понятий при изучении частей речи // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). 2016. С. 40-43.
22. Шуритенкова В.А. Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе // Филологический класс. 2005. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-grammaticheskih-ponyatiy-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 08.04.2023).