Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Музеи являются одним из главных институтов, создающих новые «ресурсы» для местного, реги-онального и национального уровней общества. Прежде всего, музеи, сохраняя прошлое, закла-дывают фундамент нашего будущего — помогают воспитывать и давать образование молодому поколению. Музеи выступают медиаторами в общественных дискуссиях и создают комфортную социальную обстановку, а тем самым содействует развитию территории. Музеи содействуют развитию экономики на всех уровнях, причем не только за счет привлечения туристических по-токов, но и путем развития творческих индустрий вокруг музея и его деятельности, что в свою очередь способствует охранению и развитию культурного разнообразия, а, следовательно, пре-пятствует стиранию локальных культурных кодов и идентичности.
Все это является залогом для преодоления, как экономических трудностей, так и социокультур-ных проблем, вызванных процессами глобализации.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования, целью которого являет-ся изучение роли музеев в сохранении и трансляции культурно-исторического наследия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю становления и развития музейной культуры;
- определить сущность и особенности музейной культуры;
- исследовать специфику исторических и естественно-научных музеев;
- дать характеристику природных музеев (музеев-заповедников);
- рассмотреть особенности военных музеев.
Глава 1. Музей как феномен культуры
1.1 История становления и развития музейной культуры
В культурной жизни любого цивилизованного общества огромная роль принадлежит музеям. Этот культурный институт (храм) был создан человечеством для сохранения, актуализации и пе-редачи следующим поколениям наиболее ценной части природного и культурного наследия. Музеи — олицетворение преемственности, связи поколений, единства исторического процесса, это сокровищница опыта и мудрости людей, живших и живущих на земле, история их поисков и ошибок, открытий и заблуждений [1].
Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад, но в современную эпоху его содержание кардинально изменилось. Древние греки изначально понимали под мусейоном святилище муз, а со временем с эти словом стало связы-ваться и представление о месте для занятия литературой, наукой и научного общения. В эпоху Средневековья, когда канули в небытие многие традиции и институты античного мира, понятие «мусейон» вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Вто-рую жизнь подарила ему эпоха Возрождения, но при этом наполнила его новым смыслом. Му-зеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, за-тем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины». Но уже во второй половине XVI в. термин «музей» все чаще начинают употреблять не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонирует-ся.
Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний. Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллек-ции, ее хранение и изучение, но и показ. В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в. его еще нередко определяли как собрание предме-тов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответ-ствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Каткова К.Ф. Социокультурный подход в изучении функций современного регионального музея // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и ис-кусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. №6 (56): в 2-х ч. Ч.2. С. 75 – 79.
2. Мастеница Е.Н. Музейный мир в XXI в.: векторы развития // Труды Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб.: Гос. университет культуры и искусств, 2015. Том 212. С. 19 – 26.
3. Мастеница Е.Н. Эстетическое развитие ребенка в музейной среде и современные образова-тельные технологии // Музейная среда в формировании человека культуры. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2000. С. 51 – 53.
4. Тельчаров, А. Д. Музееведение / А.Д. Тельчаров. - М.: Научный мир, 2011. - 184 c.
5. Шляхтина Л. М. Современная музеология: горизонты теоретизирования // Вопросы музеоло-гии. СПб.: Гос. университет, 2013. №1 (7). С. 12 – 18.
6. Шляхтина Л. М. Современный музей: идеи и реализации // Вопросы музеологии. СПб.: Гос. университет,2011. №2. С. 14 – 19.
7. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика / Л.М. Шляхтина. - М.: Лань, Пла-нета музыки, 2016. - 246 c.
8. Шпак, М. Е. Музейный ресурсный центр [Текст]: учеб. пособие / М. Е. Шпак – М. : Музейное дело, 2000. – 140 с.
9. Шулепова, Э.А. Основы музееведения / Э.А. Шулепова. - Москва: Высшая школа, 2015. - 980 c.
10. Философия музея. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 192 c.
11. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http: // www.uokm.ru/