Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Прибыльность – важнейший показатель эффективности бизнеса. Однако у прибыльности есть две стороны для оценки и контроля:
‒ Доходы;
‒ Расходы.
Большинство компаний концентрируют свое внимание на приросте доходной части. Однако теряя из внимания денежные потоки, которые покидают компанию с целью покрыть расходы, возникающие в ходе расширения бизнеса, руководство порой сталкивается с мисменеджментом, падением рентабельности, что влечет за собой снижение платежеспособности, финансовой устойчивости, а самое главное потерю репутации и инвестиционную привлекательность бизнеса.
Поэтому менеджмент уделяет внимание и расходной части прибыльности, где главной задачей становится оптимизация расходов. Наиболее эффективный способ управления бизнесом – координация мероприятий по наращиванию доходов и мероприятий по снижению расходов одновременно. Поэтому тема оптимизации расходов, в частности, одного из главных расходов, себестоимости, вынесенная в наименование работы, является актуальной.
Главной целью работы станет – определение путей оптимизации себестоимости продукции.
Основные задачи для достижения поставленной цели:
‒ Исследование сущности понятия «себестоимость продукции»;
‒ Определение основных методик снижения себестоимости продукции;
‒ Исследование финансово-экономического состояния анализируемой компании;
‒ Оценка структуры себестоимости анализируемой компании;
‒ Разработка рекомендаций по оптимизации себестоимости.
Объектом исследования станет себестоимость продукции.
Предметом исследования станут пути оптимизации себестоимости продукции на предприятии.
Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
‒ анализ организационной структуры исследуемой компании;
‒ анализ конкурентной среды на рынке;
‒ анализ присутствия компании и конкурентов в медиа-среде;
‒ разработка стратегического плана продвижения;
‒ разработка тактического плана к маркетинговой стратегии компании.
В рамках данной работы будут применяться как теоретические, так и эмпирические методы исследования. В частности, среди теоретических методов будут задействованы:
‒ метод анализа;
‒ метод синтеза;
‒ метод классификации.
Среди эмпирических методов будут использованы:
‒ метод сравнения;
‒ статистический метод;
‒ методы финансово-экономического анализа;
‒ математический метод;
‒ метод моделирования.
Для написания данной работы будут использоваться различные источники информации:
‒ учебные издания;
‒ научная литература;
‒ периодическая издания и СМИ;
‒ научные монографии;
‒ открытые интернет-источники.
В основном автор в своей работе будет опираться на расчетную базу и исследования ученых в области проектного управления и концепции современного менеджмента.
1 Теоретические основы управления себестоимостью
1.1 Сущность, понятие, механизм расчета себестоимости
Показатель себестоимости представляется собой эффективность производственного процесса. Он позволяет оценить слабые и сильные стороны предприятия. В основе данного показателя лежат различные факторы:
‒ Количество произведенной продукции;
‒ Фондоотдача;
‒ Фондоемкость;
‒ Качество продукции;
‒ Уровень брака;
‒ Материалоемкость и другие.
Оценка себестоимости – важный фактор при управлении финансово-экономическим состоянием компании. Это отдельный элемент в системе управленческого учета. Существуют разнообразные методики расчета себестоимости, которые компания может применять на практике. Себестоимость – важный показатель при формировании системы ценообразования на предприятии. Себестоимость оказывает влияние на следующее:
‒ Рентабельность деятельности;
‒ Прибыльность организации.
Виды себестоимости классифицируются в зависимости от источников расходов:
‒ Цеховая. Объединяет расходы цеха и иных производственных структур при изготовлении.
‒ Производственная. Определяется исходя из совокупности расходов цеха и целевых затрат на изготовление.
‒ Полная. Включает в себя все затраты, включая траты на производство, целевые факторы, реализацию.
Цеховая себестоимость, обычно является самой незначительной. Важно идентифицировать максимальное количество видов, так как это позволяет понять какие затраты привлекаются на каких этапах производства.
Основные элементы формирования себестоимости:
‒ Материалы и сырье: основные базовые затраты для производственного процесса, например, оплата электричества, воды, помещения;
‒ Оплата труда рабочих: с производственную себестоимость входит оплата труда только рабочего персонала, в то время как в полную себестоимость будет входить оплата труда всех сотрудников организации;
‒ Страховые взносы: затраты на социальное, медицинское и пенсионное страхование, отчисляемое ежемесячно на основании фонда оплаты труда;
‒ Амортизация основных средств: поэтапный перенос стоимости оборудования в период его эксплуатации на себестоимость продукции в соответствии с принятым методом начисления амортизации в компании;
‒ Прочие расходы: логистические расходы, расходы на сопровождение продукции, затраты на продвижение и позиционирование на рынке и другие расходы, связанные с производством, продажей продукции.
Кроме того, на практике принята классификация затрат по принципу назначения расходов:
‒ Материалы;
‒ Бензин;
‒ Амортизация;
‒ Расходы на командировку;
‒ Сопровождающие услуги;
‒ Управленческие расходы;
‒ Прочие расходы на производство;
‒ Расходы на организацию работ;
‒ Отчисления в страховые фонды;
‒ Премиальная часть оплаты труда.
Себестоимость может формироваться в зависимости от особенностей производственного процесса:
‒ Группа товаров себестоимость;
‒ Товар себестоимость;
‒ Одна единица расходов на продукт.
Детализация себестоимости в зависимости от политика компании может быть представлена в отчете о финансовых результатах, в сметах, в пояснения к отчетности.
Существуют разные механизмы расчета себестоимости:
‒ Производственные: затраты, объем которых не зависит от объема выпуска, но они участвуют в непосредственном производственном цикле продукции (например, амортизация);
‒ Переменные: затраты, объем которых напрямую зависит от объема выпуска (например, сырье).
Формула формирования себестоимости в дальнейшем будет определена исходя из выбранного механизма расчета.
Подготовка себестоимости необходима для следующих целей:
‒ Подготовка финансовой отчетности, где необходимо отразить стоимость произведенной и реализованной продукции, а также полуфабрикатов;
‒ Разработка бюджетов производственных, финансовых, сбытовых, маркетинговых;
‒ Мониторинг исполнения бюджетов;
‒ Принятие решений об ассортименте продукции;
‒ Разработка система ценообразования.
1. Метод расчета попроцессный.
На практике данная методика используются в организациях, где производственный процесс замкнут и работает на постоянной основе. В большинстве случаев данный метод встречается на предприятиях с массовыми выпуском продукции и товаров, для которого характерно:
‒ Короткий производственный процесс;
‒ Установленный набор характеристик для товаров;
‒ Лимит наименований продукции;
‒ Отсутствие такого элемента как «незавершенное производство».
К подобным отраслям относят:
‒ Добывающая промышленность;
‒ Логистика;
‒ Энергетическая отрасль.
Объект калькулирования – завершенный продукт. Подобный вид компаний обеспечивает свою хозяйственную деятельность на основе инвестиционные вложений. Вероятность риска – высокая.
Энергетический процесс – доступная модель массового производственного цикла, в котором отсутсвуют полуфабрикаты и склады товаров под реализацию. Выбирается следующий способ расчета себестоимости – одношаговый. Расчет производится путем деления суммы всех расходов, понесенных за определенный период времени, на объем выпущенной продукции, при выпуске за исследуемый период времени.
Формула расчета:
СЕБ = СР / К
Где
СЕБ – себестоимость продукта;
СР – совокупные расходы;
К – количество выпуска.
Однако на практике встречаются и другие виды организаций и производственных процессов. Модель расчета себестоимости для таких компаний – 2-ух ступенчатая, в ходе которой происходит оценка затрат напрямую связанных с производством и напрямую не связанных с производством.
Правила учета видов затрат:
‒ Затраты напрямую связанные с производстовом учитываются полностью в себестоимости;
‒ Затраты не связанные напрямую с производством учитываются в итоговом расчете прибыли, то есть в себестоимость не включаются сразу.
Формула расчета:
СЕБ = ПР / К + НПР / К
Где
СЕБ – себестоимость
ПР – прямые расходы не производство;
К – количество;
НПР – непрямые производственные расходы.
Данный метод расчета себестоимости позволяет определить полную стоимость товаров, а также получить стоимость товаров на складах, которые еще не были проданы.
Исследованные методики могут использоваться только в производственных процессах прямых, с простым циклом, краткосрочным периодом.
Однако в случае, если процесс включает в себя шаги, этапы, блоки, то возникает сбой в последовательности, а это влечет за собой формирование остатков после каждого этапа, что на практике называется полуфабрикатом или незавершенной продукцией.
2. Попередельный метод. Как было указано выше, компании, которые обладают несколькими этапами или шагами в производственном процессе, требуют иного подхода – расчета стоимости отдельного этапа, а не всего процесса в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Александрова А.И., Скрипниченко М.В., Жужома Ю.Н. Финансовое планирование: учебное пособие / А.И. Александрова, М.В. Скрипниченко, Ю.Н. Жужома. – СанктПетербург: «ИБИН», 2020. – 146 с
2. Алиева З.Б. Учебное пособие (курс лекций) по дисциплине «Финансы организаций» для направления подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». - Махачкала: ДГУНХ, 2020г. - 126с.
3. Барышникова, Н. А. Экономика организации : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Барышникова, Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 184 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12885-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/488560
4. Глухих Н.И. Теория систем и системный анализ. 2 е изд. Учебное пособие. Томский государственный университет – 2020, 254 с.
5. Колышкина, А. В. Экономика организации : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Колышкин [и др.] ; под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 498 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06278-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/494015
6. Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия) : учебник и практикум для вузов / В. В. Коршунов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 347 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11583-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/488817
7. Котляров С. А. Управление затратами : учебник / С. А. Котляров. – Санкт–Петербург : Питер, – 2019. – 82 с.
8. Куракова Ю. Г. Управление издержками на предприятии : учебник / Ю. Г. Куракова. – Москва : Дело и сервис, 2018. – 39 с.
9. Мокий, М. С. Экономика организации : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский ; под редакцией М. С. Мокия. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 297 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13970-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/489613
10. Сергеев И. В. Экономика предприятия : учебник / И. В. Сергеев. – Москва : Финансы и статистика, 2019. 38 с
11. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент : учебник / Е. С. Стоякова. – Москва : ЮНИТИ–ДАНА, 2016. – 29 с.
12. Сысоев Н. И. Отражение затрат в управленческом учете : учебник / Н. И. Сысоев. – Москва : ИНФРА–М, 2016 – 78 с.
13. Трофимова, В. В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении : учебник / В. В. Трофимова. – Москва : Высшее образование, 2016. – 480 с.
14. Чалдаева, Л. А. Экономика организации : учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 344 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14485-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/489774
15. Шеремет А. Д. Методика учета и анализа себестоимости продукции : учебник / А.Д. Шеремет. – Москва : Финансы и статистика, 2020. – 256 с.
16. Sports-100: Рейтинг крупнейших компаний спортивного бизнеса в России. 2021 [Электронный ресурс] - https://www.sports.ru/tribuna/blogs/urbanhymns/2986830.html
17. История компании «Спортмастер». ТАСС. [Элетронный ресурс] - https://tass.ru/info/6950047
18. Morcov, Stefan (April 6, 2021). "Project success vs. project management performance".
19. Что подразумевает себестоимость продукции. Ассистентус. [Электронный ресурс] - https://assistentus.ru/buhuchet/sebestoimost/
20. Методы расчета себестоимости. Корпоративный менеджмент. [Электронный ресурс] - https://www.cfin.ru/management/finance/primecost.shtml
21. Пути снижения себестоимости продукции. Справочник экономиста №6, 2018