Фрагмент для ознакомления
2
Сколиоз — это искривление позвоночника, характеризующееся во фронтальной плоскости. Оно является очень серьезным заболеванием, так как прогрессируя, приводит к сложной, зачастую тяжёлой деформации позвоночника («сколиотическая болезнь», «структуральный сколиоз»).
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в последние десятилетия отмечается устойчивая негативная тенденция в увеличении случаев, связанных с патологией опорно-двигательного аппарата, одно из ведущих мест занимает сколиоз.
Сколиозы являются важной медико-социальной проблемой в связи с большой распространенностью среди детей. Многие исследователи отмечают увеличение числа детей с прогрессирующими формами сколиоза, приводящими к инвалидизации.
По данным разных авторов нарушения осанки встречаются в 20–30 % случаев, а по некоторым возрастным группам (12–13 лет) и до 50 %. Сколиоз встречается у 2–9 % детей и подростков в возрасте до 16 лет, при этом распространенность этого тяжелого заболевания у детей школьного возраста достигает 15–30 и более процентов .
Снижение функциональных возможностей организма, повышенная утомляемость, косметические дефекты фигуры, психологические и социальные проблемы, а также потенциальный неблагоприятный эффект от углубления нарушений осанки и прогрессирования сколиоза требует необходимости постоянного контроля и коррекции деформаций до момента созревания скелета.
Поэтому именно в этот период так важны профилактические мероприятия по предотвращению сколиоза , прежде всего они должны быть направлены на устранение причин, вызывающих это нарушение, и, по сути, это меры, направленные на обучение детей с раннего возраста, к надлежащему уходу за позвоночником.
Чем раньше начнутся осуществляться профилактические мероприятия, тем большего успеха можно будет добиться в устранении этого заболевания.
Важную роль в профилактике сколиоза у детей школьного и дошкольного возраста играет медицинская сестра, которая занимается организационной работой коррекционной направленности в условиях образовательного учреждения.
Работу по профилактике сколиоза медицинская сестра образовательного учреждения проводит постоянно и со всеми детьми. Так же в ее обязанности входит обучение педагогического коллектива образовательного учреждения и самих родителей систематическому применению комплекса специальных гимнастических упражнений, необходимых для укрепления здоровья и профилактики сколиоза.
Цель работы изучить участие медицинской сестры в профилактике сколиоза у детей и подростков.
Объект сколиоз у детей и подростков.
Предмет участие медицинской сестры в профилактике сколиоза у детей и подростков.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие сколиоз
2. Изучить классификацию сколиоза
3. Выявить основные факторы возникновения сколиоза
4. Рассмотреть профилактику сколиоза
5. Определить направления деятельности медицинской сестры при профилактике сколиоза в образовательном учреждении
6. Составить комплекс упражнений для профилактики сколиоза
7. Составить рекомендации для родителей по занятию лечебной физкультурой в домашних условиях для детей и подростков с заболеванием сколиоз.
Используемые методы исследования включают:
теоретический: изучение и анализ литературы по теме исследования;
аналитический: сравнительный анализ данных, обобщение полученных результатов.
Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы как методические рекомендации для родителей и педагогических работников, а так же на занятиях медицинского колледжа при изучении заболевания «сколиоз».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СКОЛИОЗА
1.1. Понятие сколиоза
Сколиоз относится к заболеванию опорно-двигательного аппарата, которое выражено боковым искривлением позвоночника с одновременным поворотом и нарушением формы нескольких позвонков. При этой болезни происходит значительное искривление осанки, позвонки поворачиваются относительно друг друга, меняется положение лопаток и в ряде случаев может образоваться горб. При сколиозе идет развитие мышечного дисбаланса и это приводит к нарушению функционирования внутренних органов и систем, что в итоге может привести к инвалидности .
Проблема сколиоза имеет многовековую историю и остается актуальной проблемой до настоящего времени. На протяжении веков сколиоз оставался загадкой для медицины, врачам приходилось иметь дело с заболеванием, происхождение которого строилось на предположениях и домыслах, которые ничего, кроме глубокого разочарования и пессимизма не вызывали, за что его долгое время называли «крестом ортопедов».
И только в середине XX века ученые смогли получить данные, проливающие свет на этиологию этого заболевания, сначала предположения принимали характер гипотез, а уже затем на основании результатов теоретических исследований появилась возможность дать обоснованные рекомендации по лечению сколиоза.
Впрочем, в настоящее время этиология сколиоза не всегда является ясной. Очень часто врач, обследуя больного, не может выявить причину возникновения деформации позвоночника и в большинстве случаев ставит диагноз - идиопатический сколиоз (сколиоз вызванный неизвестной причиной), с большой вероятностью это связано с тем, что в одних случаях сколиоз проявляется как самостоятельное заболевание, а в других он является симптомом заболевания, происхождение которого уже известно .
Первыми признаками сколиоза являются (см. Рис. 1):
различная высота плеч в свободном состоянии;
несимметричное положение лопаток;
сутулость или слишком сильно выраженный прогиб в поясничном отделе позвоночника;
изгиб позвоночника в сторону.
Рис. 1. Признаки сколиоза
Чаще всего у детей сколиоз наблюдается в период роста от 6 до 15 лет. У девочек сколиоз встречается в 4-7 раз чаще мальчиков, это объясняется тем, что в силу своей природы мальчики более подвижные. Однако активный образ жизни не дает гарантии иметь здоровую спину.
Обследование школьников в городах выявило такие закономерности :
почти 85 % учащихся всех возрастных групп имеют неправильное положение позвоночника;
существуют возрастные периоды, когда количество выявляемых нарушений в позвоночнике значительно возрастает (2-й, 5-й, 6-й, 9-й и 10-й классы);
в первый год обучения в школе нарушение осанки прогрессируют из-за того, что учебная нагрузка увеличивается и это приводит к тому, что половине детей школьного возраста необходимо внимание специалиста-ортопеда для назначения определенного комплекса лечебно-профилактических мероприятий, позволяющего
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амосов, В. Н. Искривление позвоночника. Сколиоз у детей и взрослых: моногр. / В. Н. Амосов. - М.: Вектор, 2014. - 128 c.
2. Джафаров, Ф. Г. Сколиоз. Профилактика и лечение: Учебно-методическое пособие / Ф.Г. Джафаров. – Бишкек, 2002. – 83 с.
3. Епифанов, В. А. Реабилитация в травматологии и ортопедии / В. А.Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 416 с.
4. Ерофеева, Л. Г. Популярный справочник детских болезней / Л. Г. Ерофеева, Е. М. Меняйло, И. В. Гераськина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 300 с.
5. Калб, Т.Л. Проблемы нарушений осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции / Т.Л. Калб // Вестн. новых мед. технологий. – 2001. – № 4. – С. 62–64.
6. Кашин, А. Д. Сколиоз и нарушение осанки: лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: учеб.-метод. пособие для врачей и инструкторов лечебной физкультуры / А. Д. Кашин. - Минск: НМЦентр, 2016. – 240 с.
7. Комплексное лечение детей с деформациями позвоночника: материалы научного симпозиума; Санкт-Петербург, 22-23 сентября 2022 года / гл. ред. С. В. Виссарионов; зам. гл. ред. А. Г. Баиндурашвили, Г. А. Леин, ред. А. В. Овечкина, А. В. Залетина, Е. Е. Аржанникова, М. Г. Гусев. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2022. – 102 с.
8. Котешева, И. А. Лечение и профилактика нарушений осанки / И. А. Котешева. – М.: Эксмо, 2002. – 208 с.
9. Красикова, И. С. Лечение нарушений осанки / И. С. Красикова. – СПб.: КОРОНА Принт, 2001. – 176 с.
10. Красикова, И.С. Осанка: воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. / И. С. Красикова - СПб.: КОРОНА принт, 2015. – 245 с.
11. Левин, А. В. Негативные проявления нарушений осанки на организм школьников /А. В. Левин, В.А. Магазин // Ярославский педагогический вестник. 2013. - №4. – С. 182-184.
12. Медведев, Б. А. Сколиоз и остеохондроз: профилактика и лечение / Б. А. Медведев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 192 с.
13. Методическое пособие для родителей и педагогов по профилактике нарушений осанки и сколиозов у детей и подростков. – Казань: Фолиант, – 2014. – 20 с.
14. Неповинных, Л. А. Сколиоз: характеристика, причины, профилактика // E-Scio. 2020. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skolioz-harakteristika-prichiny-profilaktika (дата обращения: 07.04.2023).
15. Потапчук, А. А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2001. – 166 с.
16. Ситель, А. Соло для позвоночника / А. Ситель. – М.: Метафора, 2016. – 224 с.
17. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом: учебно-методическое пособие / Л.А. Скиндер [и др.]; – Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2012. – 210 с.