Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, включая технологию кейс - метода. Образовательные технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса.
Образовательные технологии повышают творческую активность и развивают познавательные способности всех школьников без исключения, не зависимо от их возраста. Это также относится к школьникам при обучении их иностранному языку. В современном обществе иностранный язык представляет собой одно из основных средств международного общения. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов преподавания иностранного языка, а также подбора наиболее эффективных форм обучения в системе образования. Если человек владеет иностранным языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др. Английский язык является общепризнанным языком международного общения, лексика которого имеет свое своеобразие.
Иностранный язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Задача учителя состоит в том, чтобы создать на уроке соответствующие дидактические условия, способствующие развитию школьников.
Цель работы: изучить использование кейс – метода на уроках английского языка в средней школе.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс при обучении иностранному языку, с использованием кейс – метода.
Предмет исследования: использование кейс-метода при обучении иностранному языку.
Задачи:
1. Изучить понятия кейс, кейс – технология, кейс – метод.
2. Рассмотреть особенности организации уроков по английскому языку
с использованием кейс – метода.
3. Организовать опытно – экспериментальную работу по выявлению продуктивности кейс – метода.
4. Провести анализ опытно – экспериментальной работы и сделать выводы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования кейс – метода на уроках английского языка в средней школе
1.1. Понятия кейс, кейс – технология, кейс - метод
Сущность и значимость инновационных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе в настоящее время чрезвычайно глубока. Образовательные технологии пользуются сегодня большой популярностью не только в школе. Образовательная технология кейс-метод популярна у школьников и её часто применяют для их обучения. Под технологией понимают практически обоснованную систему деятельности, которую человек применяет в определённых целях [16].
Под кейс – технологией понимают интерактивную технологию обучения, направленную на формирование у школьников знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации. Информация при этом предоставлена в виде кейса. Такие технологии основаны на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов и предоставлении их ученикам для самостоятельного изучения. Кейс - технология состоит в понимании, критическом рассмотрении и решении конкретных проблем, ситуаций и случаев. Отдельно взятый кейс - это отображение ситуации, касательно какой-то практики и содержащей в себе некую проблему, которая требует разрешения. В кейс - технологии используют следующие методы:
- метод инцидентов;
-метод разбора деловой корреспонденции;
- игровое проектирование;
-ситуационно-ролевая игра;
-метод дискуссии и кейс - стади.
В центре метода инцидентов находится процесс получения информации. ученик самостоятельно находит необходимую ему информацию и работает с ней. Его задачей является обработка данной информации, отбор необходимого и удаление второстепенного и последующий анализ этой информации. В этом случае ученики могут получить кейс не в полном объёме. При изучении нового материала учитель использует метод case – study. Это метод получения нового знания и дальнейшего формирования новой компетенции, к примеру, языковой. Осуществляется это путём организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации через определение проблем, скрытых в ситуации. Ученикам при этом необходимо найти критерии эффективного решения проблемы и выработать план действий по решению проблемы.
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на каждой из образовательных ступеней, активизация познавательной деятельности школьников приобрела особую актуальность. Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. В традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора. В условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки (ЗУН) в рамках изучаемых учебных дисциплин в учебном плане. Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Изучение опыта работы учителей практиков показывает, что в процессе обучения приёмы активизации познавательной деятельности используются иногда эпизодически и бессистемно. Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на уроках. Современная школа испытывает достаточно большую потребность в расширении методических материалов в области реализации образовательных технологий. При этом именно новые технологии позволяют активизировать познавательную деятельность школьников.
Понятие педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических методов, приёмов, игр и др. Г.К. Селевко писал. Что в каждой педагогической технологии присутствует наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей, педагогического результата. По форме работы – это может быть игра. По содержанию – это всегда учение и обучение. Г.К. Селевко высоко ценил инновационные технологии и писал о том, что они призваны поднять стратегию образования на качественно новую основу. В ситуационной модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение проблемной ситуации. Работать с проблемной ситуацией любому учителю не просто. Для этого необходимо постоянно поддерживать интерес всех учеников одновременно, особенно, если речь идёт об уроке. Проблемная ситуация гораздо лучше проживается всеми участниками в игровом воплощении [11].
Основу учебной деятельности в этом случае составляет моделирование. Школьники действуют по игровым правилам, как и в ролевых играх. Игровая обстановка трансформирует позицию учителя, главная задача которого – выдать весь учебный материал. При этом, он выполняет роль организатора, помощника и участника общего действия. Итоги игры можно рассматривать с двух сторон, игровой и учебно-познавательной. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия. Важная роль в данной модели принадлежит заключительному обсуждению. В этой ситуации практически все ученики достаточно активны и готовы высказывать своё личное мнение. Все участники процесса совместно анализируют ход и результаты процесса.
В арсенале учителя содержатся те методы, которые обогащают словарный запас школьника и развивают их новые представления. В ходе кейс - технологии у школьников развиваются память, внимание, наблюдательность, воля и др. Современная дидактика рассматривает технологии как источник развития субъекта. С.А. Шмаков считает, что человек играющий, выражает такую же существенную функцию как человек созидающий. В игре субъект самовыражается как личность и как индивид. При этом он получает разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. В процессе активного общения эти процессы всегда протекают продуктивно.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2006. - No 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 08.04.2023).
6. Будакова, О.В. Игровые технологии и кейсы как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 08.04.2023).
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
8. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
9. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 08.04.2023).
10. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
12. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
13. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
14. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
15. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 08.04.2023).
16. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 08.04.2023).
17. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 08.04.2023).
18. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
19. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. - Иностранныеязыки в школе. – 2006. - No 7. – С. 62-65.
20. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ подред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
21. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
22. Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 08.04.2023).
23.Соболева, А. В. Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении устно-речевому иноязычному общению / А. В. Соболева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/11/789/ (дата обращения: 08.04.2023).
24. Усольцева, Д. А. Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на начальном этапе обучения / Д. А. Усольцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44372/ (дата обращения: 08.04.2023).
25. Хужаниязова, Г. Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
26. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н.Щукин. – М.: Фломатис, 2006. – 480 с.
27. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188с.
28. Экскузян, Г.Г. Современный урок иностранного языка. Иностранные языки в школе [Текст] / Г.Г. Экскузян. - М., 2005. No 5. - С. 43 – 46.